Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

© РИА Новости

Одобрено экспертным советом по городской среде

Методика построения социального рейтинга парков г. Москвы для семейного отдыха в зимний период.

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЙТИНГА

Развитие общественных пространств города, парков, доступных для всех слоев населения является одним изприоритетов нынешнего Правительства Москвы.

13 октября 2011 года по решению Правительства Москвы было создано Государственное казенное учреждение города Москвы «Объединенная дирекция «Мосгорпарк». Учредителем Объединенной дирекции стал Департамент культуры города Москвы. Задачи “Мосгорпарка” – реализация государственных программ развития парков, разработка планов развития, разработка единой концепции развития парков культуры и отдыха города Москвы. Согласно городской программе по развитию индустрии туризма и отдыха до 2016 года началась планомерная реконструкция и обновление парков Москвы.

Вместе с тем, потребительские характеристики конкретных парков не достаточно хорошо известны жителям. Для разных групп населения могут быть привлекательны разные парки, имеющие разный набор функций и оборудование, однако систематическая и, самое главное, легко доступная информация о состоянии среды, благоустройстве парков в настоящее время отсутствует. Кроме того, многие жители города не знают, что можно ждать от парка, кроме наличия зелени, что должно быть размещено в парке и какова вообще «норма» в отношении организации городского парка.

Эти пробелы и должен восполнить социальный рейтинг парков.  При этом, рейтинг должен помочь не только жителям и гостям города сориентироваться при выборе места для отдыха, но и указать государственным организациям, отвечающим за функционирование парков,  их главные проблемы и направления улучшения городских парков.

Предполагается, что основными пользователями рейтинга будут группы горожан, в наибольшей степени нуждающиеся в парках, в том числе следующие целевые группы:

•    родители, няни с детьми разного возраста, бабушки и дедушки с внуками;

•    пенсионеры,

•    молодежь (в том числе старшеклассники и студенты)

•    инвалиды;

•    люди, занимающиеся оздоровительной физкультурой.

Инвалиды включены как целевая группа, поскольку важно, чтобы они имели информацию о парках, которые они могут посещать без опасения за свое здоровье и без дополнительных трудностей. К сожалению, российские города, как и Москва, на данный момент плохо приспособлены для людей с ограниченными возможностями и поэтому объективная информация об оснащенности парков для них жизненно необходима.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕЙТИНГА

Цель - составление социального рейтинга парков города Москвы для семейного отдыха по степени их привлекательности и доступности для разных слоев населения, в том числе людей с ограниченными возможностями, информирование горожан о состоянии парков и их подготовленности к посещению.

Задачи:

-   анализ зарубежного опыта социальной оценки парков;

-   составление анкеты для сбора информации и корректировка перечня информации на основе проведенного пилотного опроса;

-   разработка системы корректной оценки и сравнения разных объектов рейтингования;

-   проведение тестового исследования и построение рейтинга на основе собранной информации, апробация методики оценки парков.

 ВЫБОРКА

Всего в Москве имеется более 200 озелененных территорий, включающих  парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары. Единой системы оценки парков не существует в связи с различием типов парков. При их сравнении могут возникнуть проблемы несопоставимости. Так как, рейтинг ориентирован на семейный отдых, наиболее подходящими в данном случае являются парки культуры и отдыха, которые обязуются предлагать многообразие рекреативных мероприятий, а также мест для посещения, как с детьми, так и с друзьями.

Для построения рейтинга выбраны парки культуры и отдыха, находящихся в ведении  Департамента культуры города Москвы, развитием которых занимается «Объединенная дирекция «Мосгорпарк»:

- ЦПКиО им. Горького, 

- ПКиО  «Сокольники»,

- ПКиО «Измайловский»,

- ПКиО «Фили»,

- ПКиО  «Таганский» (Основная площадка),

- ПКиО  «Таганский» (Детская площадка),

- ПКиО  «Красная Пресня»,

- Сад культуры и отдыха им.Э.Баумана,

- ПКиО  «Кузьминки», 

- ПКиО «Бабушкинский»,

- ПКиО  «Лианозовский»,

- ПКиО  «Перовский»,

- ПКиО  «Северное Тушино»,

- Парк искусств «Музеон»,

- Сад «Эрмитаж».

Именно к этим паркам сейчас обращено наиболее активное внимание Правительства Москвы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Перед формированием рейтинга парков Москвы следует обратиться к международному опыту и рассмотреть исследования, проводимые учеными Великобритании и сотрудниками парков, занимающимися благоустройством и развитием парков.

Были изучены отчеты, опубликованные сотрудниками The Royal Parks, в которых изучалось количество посетителей парков в зависимости от времени года, дня недели и погодных условий.

Исследования британцев основывались на интервью, которые были взяты у посетителей парков в течении 10 минут на выходе. В них затрагивались следующие темы1:

1. Общая удовлетворенность и основные направления деятельности

• Простота доступа выбранного транспорта

• Легкость передвижения по парку

• Качество окружающей природной среды

• Содержание парка, проведение ремонтных работ

• Ухоженность и чистота

• Тишина и спокойствие

• Количество туалетов

• Видимость и дружелюбность персонала

• Качество и количество спортивных сооружений

2. Осведомленность о парках

3. Система переработки отходов

4. Представленность в Интернете

5. Озеленение (уход за деревьями)

6. Велоспорт

7. Достопримечательности садово-паркового искусства

8. Оборудование для детей

9. Организация питания.

Респонденты оценивают общую удовлетворённость парком по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». На основе проведенных интервью, выделяются сильные и слабые стороны парков.

C 1996 года Green Flag Award выявляет и награждает парки Великобритании, которые демонстрируют высокий уровень качества озелененных территорий для отдыха людей. Дирекция парка подает заявки на участие в премии. Жюри оценивает парки по восьми разработанным критерия2:

1.    Доброжелательная атмосфера на входе (A welcoming place)

2.    Здоровая, безопасная среда (Healthy, safe and secure)

3.    Чистота и ухоженность (Clean and well maintained)

4.    Устойчивое развитие (Sustainability)

5.    Сохранение наследия (Conservation and heritage)

6.    Вовлечение общества (Community involvement)

7.    Стратегия продвижения парков (Marketing)

8.    Управление парком (Management)

Международный опыт указывает на обязательное внимание к  доступности парков для всех членов сообщества, в том числе инвалидов. Уделяется особое внимание наличию каждого из указанных критериев и их качеству.

Выделенные критерии, базирующиеся на длительных исследованиях британских парков, легли в основу предлагаемого рейтинга. Москва, претендуя на звание глобального города включается в мировое соревнование во многих областях, парки не являются исключением. Для того чтобы конкурировать за звание зеленого мегаполиса удобного для жизни, работы и отдыха, нельзя не учитывать опыт западных коллег, а также современные стандарты качества «парковой культуры». Проведение такого рода рейтингов и премий в частности в Москве должны привести к расцвету парков, их благоустройству и развитию. 

С учетом анализа всей изученной информации и специфики российских ПКиО составлена следующая методика оценки московских парков.

Формирование рейтинга проходило в три этапа:

I.              Социологический опрос населения в Интернете,

II.            Оценка привлекательности парков экспертами,

III.           Опрос посетителей парков.

I этап.

На первом этапе проводился социологический опрос в Интернете для выявления максимального перечня критериев для оценки парков. Опрос проводился в социальных сетях Vkontakte и Facebook и содержит следующие вопросы:

  1. Чем привлекательны парки зимой?
  2. Что должно быть в парках зимой, чтобы Вы туда захотели пойт?

Аудитория, посещающая парки культуры и отдыха довольно широкая. Приведенный перечень групп наиболее приближен к генеральной совокупности посетителей парков, по двум демографическим показателям: полу и возрасту.

На основе ответов респондентов сформировался перечень объектов инфраструктуры и элементов благоустройства парков, по которым оценивались парки на II и III этапах. Ответы респондентов, полученные из Интернет опроса, показали, что необходимо посетителям парков, в том числе какие объекты инфраструктуры и элементы благоустройства обязательно должны присутствовать в московских парках. Указанные респондентами недостатки также сформировали перечень того, что необходимо посетителям парков.  Нижеследующие таблицы составлены на основе результатов опроса.

II этап.

На втором этапе парки оценивались четырьмя экспертами, трое из которых относятся к трем целевым аудиториям (пенсионеры, родители, молодежь), четвертый является специалистом – архитектором.

Эксперты, объезжали все 15 объектов рейтингования, проставляя оценки каждому парку в специальных бланках (Приложение №1).

Были отобраны 50 критериев, разбитые на 10 тематических блоков (Таблица №1).

Эксперты могли объективно оценить перечисленные критерии, имея сравнительную базу по всем выбранным паркам.

Оценка проводилась по 3-бальной шкале каждого критерия, где  0 – самая низкая оценка, 2 - самая высокая оценка.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать парк равно 100.

III этап.

На третьем этапе проводился опрос населения для выяснения привлекательности парка посетителями.

Анкета (Приложение №3) составлена частично на основе тех же критериев, которые использовались экспертами на втором этапе. В каждом парке опрашивалось 45  человек, по 15 человек в каждой целевой группе респондентов (пожилые, родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, молодежь).

Удовлетворенность оказанными услугами оценивалась посетителями парков по шкале от 1 до 5 где 1 – Совсем неудовлетворен/-а, а 5 – Абсолютно удовлетворен/-а.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать парк равно 80, что соответствует максимальному значению частного индекса на этом этапе оценки – 100.

При оценке экспертов использовалась 3-бальная шкала, а в опросе посетителей - 5-бальная, которая привычнее для людей.

 Формула расчета рейтинга

Рейтинг формировался на основе значений сводных индексов, которые получили парки. Первый этап (опрос в Интернете) необходим для выявления критериев для второго и третьего этапа. Сводный рейтинг формировался путем сложения второго и третьего этапа. Для удобства экспертная оценка обозначается первым блоком, а опрос посетителей – вторым. Таким образом, третий блок является сводным рейтингом по двум блокам.

 1 блок. Экспертная оценка.

Средний балл по экспертам рассчитывается по следующей формуле:

Xi= (A+B+C+D)/n, где

Xi – средний балл по четырем экспертам по конкретному парку,

i – номер парка,

n – число экспертов,

A –баллы, поставленные парку первым экспертом,

B - баллы, поставленные парку вторым экспертом,

C - баллы, поставленные парку третьим экспертом,

D - баллы, поставленные парку четвертым экспертом.

Далее средний балл приводится к единому индексу. Поскольку максимальное количество баллов, которые может получить парк, – 100 баллов, средний балл и является индексом для расчета рейтинга. Таким образом:

Y=Xi, где

Xi – средний балл по конкретному парку,

Y – индекс по конкретному парку для расчета рейтинга

2 блок. Опрос посетителей.

Средний балл по опросу посетителей рассчитывается по следующей формуле:

Xi= (A12+…+Аn)/n, где

А -  суммированный балл поставленный парку респондентом,

n – число респондентов.

Если 80 баллов принимается за 100 баллов,  то индекс по парку равен:

Z=Xi*100/MAX, где

Z– индекс по конкретному парку для расчета рейтинга,

Xi – усредненная сумма баллов, набранная определенным парком,

MAX – максимальное значение баллов, которое мог набрать парк.

 3 блок. Сводный рейтинг по экспертам и опросу.

Общий индекс складывался из суммы индексов по первому и второму блоку. Так как эксперты имеют сравнительную базу по всем 15 паркам, то они более осведомлены о качестве парков, в то время как посетители парков, участвующие в опросе, бывают не во всех парках, попавших в выборку, поэтому вес экспертов увеличивается вдвое. Таки образом, сводный рейтинг рассчитывался по формуле:

S=(Y*2+ Z)/3,

Где S – сводный индекс по двум блокам,

Y– индекс по конкретному парку при экспертной оценке,

Z– индекс по конкретному парку при опросе посетителей.

Сводный рейтинг мы также переводили в 100 бальную шкалу, для этого получившийся индекс мы делили на 3.

Приложения к методике:

Приложение №1. Перечень объектов инфраструктуры и элементов благоустройства для исследования в зимний период.

Приложение №2. Анкета для опроса посетителей парка.


1 http://www.royalparks.org.uk/__documents/the-royal-parks/publications/royal-parks-visitor-research/visitor_research_report_2009.pdf

2 http://greenflag.keepbritaintidy.org/judges/judging-criteria/

Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала