Краудфандинговые платформы в России и мире

© Fotolia / VegeГруппа людейГруппа людей

Краудфандинг (Crowdfunding) – привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц, и так далее. Считается, что термин "краудфандинг" появился в 2006 году, и его автором является писатель Джефф Хауи (Jeff Howe).

Краудфандинг рассматривается как частный случай краудсорсинга. Краудфандинг осуществляется при помощи специальных сайтов — краудфандинговых платформ. По сути, краудфандинг — это сбор частных пожертвований разного объема.

Краудфандинг можно разделить по цели краудфандингового проекта: бизнес-проект, креативный, политический, социальный; по виду вознаграждения для спонсоров: без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение (краудинвестинг).

Денежные купюры. Архивное фото
Средства на этнографический сериал о России соберут краудинвестингом
Краудинвестинг является разновидностью краудфандинга, с тем отличием, при котором сбор необходимых для любого проекта средств предполагает будущее материальное вознаграждение после его успешной реализации.

Модель краудфандинга с добровольными пожертвованиями применяется в социальных, политических и медицинских проектах – сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации. До 2012 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга.

Среди международных краудфандинговых платформ самой популярной площадкой является Kickstarter, которая была открыта в 2009 году. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая для себя те из них, в которые можно вложиться. Сбор средств осуществляется по модели "Все или ничего" – собранные деньги авторы проекта могут забрать только в том случае, если собрали 100% заявленной суммы. Top10 проектов на платформе Kickstarter за 2015 год привлекли 71,5 миллиона долларов.

Основным конкурентом Kickstarter является платформа Indiegogo. Среди преимуществ этой платформы – размещение проектов разной направленности от технологического до благотворительного. У Indiegogo более гибкая модель финансирования, которая называется "Оставь себе все" – возможность получить деньги, даже если финансовая цель кампании не достигнута. При этом стандартная модель "Все или ничего" также существует. В случае гибкой модели финансирования платформа Indiegogo забирает себе 9% от собранных средств. Если цель все же будет достигнута, то 5% возвращаются обратно. При модели "Все или ничего" сбор составляет 4%. Для благотворительных проектов платформа предлагает 25-процентную скидку по всем процентным ставкам. Некоммерческие проекты свои средства обычно получают через специальную структуру — FirstGiving, которая берет дополнительные 4% за свои услуги.

В январе 2015 года платформой был запущен сервис InDemand, который позволяет авторам проектов продолжать сбор средств даже после официального окончания кампании. Суммарно топовые проекты платформы привлекли в 2015 году 38,4 миллиона долларов.

На платформе Gofundme кто угодно может попросить денег на что угодно, в том числе и на свои личные цели. Сайт начал работать в 2008 году, тогда он назывался CreateaFund.com. Под существующим брендом работает с 2010 года. Особенно популярны благотворительные проекты и проекты по сбору средств для пострадавших в ЧП. Действует гибкая финансовая модель: в любой момент можно забрать любую собранную сумму. Разместить и спонсировать проект можно из любой точки мира.

С помощью краудфандинг-платформы ArtistShare, зарегистрированной в США, музыканты собирают деньги на запись новых пластинок и съемки клипов. Проекты ArtistShare были удостоены многих наград, в том числе 10 премий "Грэмми".

На французской краудфандинговой платформе Ulule, созданной в 2010 году, можно разместить любой творческий, инновационный или социальный проект. Действует гибридная финансовая модель: авторы проекта могут установить конечную цель (как на Kickstarter), либо организовать предварительную продажу – установить цену и принять минимальное количество предзаказов.

Первая и самая крупная краудфандинг-платформа в Германии Startnext, основанная в 2010 году, позиционирует себя как первая в мире платформа с добровольной комиссией: после успешного завершения кампании, авторы сами решают, какой суммой готовы поддержать эту площадку. Специализируется на творческих и инновационных проектах из Германии, Австрии, Швейцарии.

Среди краудфандинговых платформ также известны www.betterplace.org/de в Германии, www.respekt.net/ в Австрии.

Одной успешных европейских краудфандинговых платформ является www.booomerang.dk в Дании. Изначально упор на площадке делался на инвестирование проектов по видеоиграм и музыке, но вскоре Booomerang выбрал социальные направление и общественно значимые проекты. В среднем, суммы на запрашиваемые проекты не превышают 10 тысяч долларов.

Среди краудфандинговых платформ Ближнего Востока – платформы с нефинансовым вознаграждением типа Aflamnah из Дубая (ОАЭ), которая, в основном, финансирует киноиндустрию и другие креативные проекты, и некоммерческая платформа Yomken из Каира (Египет), которая представляет собой интернет-магазин.

Значительный вклад в краудфандинговую индустрию вносит Китай. Крупнейшей краудфандинговой платформой Китая является DemoHour, которая начала работу в 2011 году, получив с тех пор миллионы долларов инвестиций от Intel Capital и Matrix Partners China. Площадка работает по принципу "Все или ничего".

Dreamore – вторая китайская краудфандинговая платформа, которая работает с креативными проектами по модели "Все или ничего". Домен был зарегистрирован в июне 2007 года, а первый апдейт состоялся в феврале 2013 года.

Платформа Fundator была запущена в феврале 2013 года, проекты размещены как по принципу "Все или ничего", так и по модели "Оставь себе все, что получил". Сайт работает с краудфандинговыми проектами с нефинансовым вознаграждением, акционерным краудфандингом, а также как платформа кредитования.

НеФорум блогеров открылся в Новосибирске
Большинство россиян не понимает сути краудфандинга, считают эксперты
ZhongChou – краудфандинговая платформа для креативных проектов с нефинансовым вознаграждением. Площадка работает по модели "Все или ничего".

Musikid – китайская краудфандинговая платформа, на которой можно размещать проекты, связанные с музыкой. Сайт предлагает как фиксированную, так и гибкую краудфандинговую модель по аналогии с Indiegogo.

Среди краудфандинговых платформ Юго-Восточной Азии известны KitaBisa – индонезийская версия Kickstarter, запущенная в 2013 году и работающая по модели "Все или ничего"; сингапурская платформ ToGather.Asia, запущенная в 2012 году с целью работы в странах Юго-Восточного региона.

Самыми заметными в России являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2012 года. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору "нефинансового вознаграждения" и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo.

Planeta.ru – крупнейшая краудфандинговая платформа в России по количеству успешных проектов (более двух тысяч) и по общей сумме сборов, была создана 7 июня 2012 года. За четыре года через planeta.ru авторам проектов удалось собрать 432,4 миллиона рублей. Помимо краудфандинга платформа занимается пиаром проектов, продакшном, пост-продакшном, логистикой и обучением авторов проектов азам краудфандинга. Кроме краудфандинга на платформе развиваются другие сервисы: онлайн-трансляции, интернет-магазин. "Планета" сотрудничает в категории "Благотворительность" с "МегаФоном" в рамках программы "МегаФон помогает" и с Lipton в категории "Социальное предпринимательство" (GOODSTARTER). На "Планете" с благотворительных проектов не взимают комиссию за услуги платформы.

Платформа Boomstarter – аналог зарубежного проекта Kickstarter, была создана 21 августа 2012 года. Сборы осуществлялись по принципу "Все или ничего". С 2016 года на "Бумстартере" можно собирать деньги на проект до полного успеха, без срока. К каждому сбору прикрепляется менеджер, который помогает избежать наиболее тривиальных ошибок. На Boomstarter раздела "Благотворительность" нет, и комиссия взимается со всех успешно завершившихся сборов. Сбор boomstarter.ru с каждого успешного проекта составляет 5% – на эти деньги существует сама площадка.

Использование карты при работе в интернете. Архивное фото
Минкомсвязь подготовит поправки в законодательство по краудфандингу
В 2014 году "Яндекс.Деньги" объявил о запуске платформы "Вместе: для добрых дел", которая призвана упростить сбор денежных средств через Интернет на различные проекты или благотворительные нужды.

Сервис Funding от WebMoney Transfer реализует сразу четыре направления по сбору средств. Кроме классического краудфандинга, в котором пользователи жертвуют деньги на интересный проект, присутствует возможность совершать коллективные закупки и организовывать мероприятия. Кроме этого, в сервисе присутствует функция сбора средств на благотворительные проекты.

Среди российских благотворительных платформ – Благо.ру, Добро Mail.Ru.

В России при поддержке правительства запущены централизованные платформы для работы с общественным мнением (CrowdMos, Добродел, Открытый регион).

По статистике, объем рынка краудфандинга в России в 2015 году составил 100 миллионов рублей, 228 проектов получили нужное финансирование.

День рождения российской краудфандинговой платформы Planeta.ru – 7 июня считается Днем краудфандинга в России.

Узнать
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена