Писать об инвалидности и инклюзии – как?

Одна из трудностей, с которой сталкиваются журналисты, работая над материалами об инвалидности – в том, как правильно подобрать слова для описания проблемы. О некоторых гранях этой проблемы рассказала Татьяна Арчакова, психолог БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам".

Одна из трудностей, с которой сталкиваются журналисты, работая над материалами об инвалидности – в том, как правильно подобрать слова для описания проблемы. С одной стороны, читатель должен понимать, о чем идет речь в публикации, с другой – выражения не должны восприниматься героями репортажа или интервью как обидные или дискриминирующие. О некоторых гранях этой проблемы рассказала Татьяна Арчакова, психолог БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам".

— Можно дать всем журналистам один универсальный совет: описывать именно проблему, отделяя ее от человека. Этот прием активно используется в некоторых направлениях психологии и социологии. Он же позволяет обсуждать в материалах самые сложные и острые темы. Например, не "инвалид", а "человек, живущий с инвалидностью". Не "одноногий", а "перенесший ампутацию". Жизнь человека вовсе не исчерпывается его инвалидностью: всегда есть отношения, увлечения, сферы жизни, не затронутые ею.

— Тогда подойдем с другой стороны: что является недопустимым при написании материалов о людях с инвалидностью?

— Если оставить за скобками явно оскорбительные выражения и медицинские термины, которые перешли в разряд оскорбительных… Многие журналисты, у которых, разумеется,  нет медицинского образования, говоря о тех или иных диагнозах, постоянно делают одни и те же ошибки. Например, они пишут "болезнь Дауна", однако по смыслу это неверно. Данный генетический синдром – не болезнь, он не вызывает страданий и не подлежит лечению. Таких примеров много.

— Где найти некий внутренний компас, с которым можно было бы сверять свои тексты?

— Просто сделайте героев репортажа своими партнерами. В ходе интервью уточняйте все детали, которые вызывают у вас вопросы. Не бойтесь показаться нетактичным: лучше сделать ошибку в личной беседе, чем в выпускаемом материале. Те, о ком вы пишите, могут подсказать вам много идей. Например, родители детей с синдромом Дауна называют своих малышей "солнечными детьми", а родители детей с редкими генетическими синдромами могут знать о проблеме больше, чем многие медики.

— Действительно, люди с инвалидностью и их родные знают о тяготах жизни куда больше, чем мы. Насколько вообще человек со стороны, журналист, пишущий о людях с инвалидностью, может понять их?

— Здесь возникает еще один журналистский штамп – дискурс героического преодоления недуга. Но "герой" – такая же маргинальная фигура, как "инвалид". Героем можно восхищаться, но можно ли с ним общаться на равных, учиться в одном классе, дружить?

Другая крайность, о которой журналист порой даже не задумывается: употребление "страдательных" слов и выражений: "жертва болезни", "врожденное увечье" и тому подобное.

— Выходит, всегда есть риск перегнуть палку?

— В какой-то степени, да. Важность включения в общество людей с инвалидностью иногда приводит к попыткам представить проблему в радужном свете. Это вызывает недоверие аудитории – как людей с инвалидностью ("нам жить в этих условиях не так легко"), так и всех остальных ("если у них родился такой ребенок, им только и остается, что притворяться счастливым"). Информация о проблемах – социальных, медицинских, эмоциональных – должна быть. Ее хорошо уравновешивают истории о том, как люди справляются с ними.

— Сегодня материалов о людях с инвалидностью становится все больше и больше. Тема острая, социально востребованная. Но как сделать так, чтобы люди на публикации реагировали, начинали действовать, принимали меры, а не просто привыкали к статьям про инвалидность? Чтобы не было так, как в известной присказке: "журналисты пописывают, читатели почитывают"?

— Никто не спорит, что информация о помощи людям с инвалидностью является социально значимой. Репортаж о нехватке в микрорайоне пандусов, несомненно, вызовет справедливое возмущение многих телезрителей или читателей. Но будет ли резонанс? Больше всего затрагивают реальные жизненные истории, а они, в свою очередь, выигрывают от прямой речи героев: людей с инвалидностью, их родителей, близких.

От журналистов, формирующих общественное мнение и поступки людей, во многом зависят ответы на очень многие вопросы. Как молодые родители отреагируют на то, что у них родился ребенок, непохожий на других? Как соседи будут общаться с ними на прогулке? Как примут его одноклассники?

Вот почему освещение проблем инвалидов, безбарьерной среды, инклюзивного образования – это не просто рутинное выполнение "соцзаказа". Журналисты, грамотно и корректно пишущие на все эти непростые темы, реально воздействуют на жизнь своих героев.

Владимир Лубовский, профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ:

— Для того чтобы преодолеть негативные тенденции, нужна серьезная просветительская работа специалистов в сотрудничестве со всеми средствами массовой информации, которые в своей пропагандистско-просветительской работе вполне могут использовать и эвфемизмы типа "особый ребенок", "дети с особыми потребностями" и т. п. Но не в этих "смягчающих" терминах дело. Главное – сформировать у всех членов нашего общества представления, что лица с ограниченными возможностями такие же полноправные граждане, как и все остальные. Что их особенности – это не пороки, а индивидуальные черты, такие же, например, как рост или цвет волос.

Татьяна Силантьева, сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ:

— Сами люди с инвалидностью и помогающие им фонды используют в публикациях разные слова и выражения – все зависит от контекста их деятельности. И понятно, что общественные, правозащитные объединения часто говорят и пишут о людях с инвалидностью иначе, чем государственные организации.

Мы, например, предпочитаем термин "лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)". Именно так официально называется категория детей, для которой создается система инклюзивного образования. А РООИ "Перспектива", например, употребляет словосочетание  "люди с инвалидностью", потому что инвалидность – социальная категория, связанная с правами человека, а не только с состоянием здоровья отдельных людей.

И совсем другое дело – лексика научных мероприятий: конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров. Она вовсе не обязана быть "политкорректной". Ведь речь идет о конкретной помощи людям с конкретными диагнозами, поэтому абстрактные "особые потребности" в данной случае неуместны.

Узнать
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена