Доступный музей: 3D-картины для особых детей

© Фото : Марк ФрумгарцМузей, доступный для детей с особыми потребностямиМузей, доступный для детей с особыми потребностями
В Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля не первый год реализуется проект для детей с особыми потребностями "Песок помнит солнце", в рамках которого дети могут познакомиться с 3D-картинами известных художников и научиться рисованию по песку.

Наталья Дорошева, специально для проекта "Жизнь без преград"

Картины руками трогать можно! В Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля это не только разрешено, но и настоятельно рекомендуется. Конечно, не подлинники Айвазовского, но специально созданные, трехмерные картины, благодаря которым можно ощутить, что вода мокрая, а трава шершавая. Инновационное оборудование музеем было закуплено не для того, чтобы поразить публику некой диковинкой, а чтобы приобщать к искусству детей, имеющих проблемы с интеллектуальным развитием. Кроме того, в музее работает арт-терапевтическая песочная мастерская, где во время регулярных занятий воспитанники коррекционных школ-интернатов рисуют картины песком.

В 2014 году проект "Песок помнит солнце" Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля стал победителем всероссийского грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", который ежегодно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина. Автор проекта — Ирина Прохорова, молодой сотрудник отдела просвещения и музейной педагогики. На грант фонда под ее руководством была разработана программа для детей с особыми потребностями, изготовлены 3D-модели картин и фрагментов художественных произведений, а также оборудован музейный зал, где вместе с педагогами и родителями можно заниматься увлекательным видом творчества — рисованием песком.

"Наш музей уже имел опыт общения с посетителями с особыми потребностями, но системной работы не велось, — говорит Прохорова. — Была выставка, которая называлась "Руками трогать разрешается", ориентированная на слабовидящих и слепых. Причем, она оказалась востребована абсолютно всеми. Но мы думали о том, как на регулярной основе работать с детьми с ограниченными возможностями. Проанализировали ситуацию в городе и выяснили, что из 14 коррекционных учреждений ровно половина — это школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Этот факт привел нас к пониманию, что мы должны делать проект именно для этой аудитории. Причем, проект продуманный, долгосрочный, в который были бы вовлечены и родители, и педагоги".

Идея окончательно оформилась после того, как Ирина прошла учебу в Лаборатории музейного проектирования в Москве и на семинаре для музейных специалистов, организованном фондом Потанина. В итоге программа "Песок помнит солнце" была разработана совместно педагогами специального коррекционного образования, музейными педагогами и специалистами в области точного конструирования и инновационных технологий.

На первые занятия в музей приводили группу из омского коррекционного интерната N18. Дети органично, эмоционально и с увлечением осваивали музейное пространство, с интересом выражали себя за песочными столами.

"Таким посетителям чрезвычайно важна возможность тактильного контакта с предметом, это развивает мелкую моторику, с одной стороны, и образное мышление, с другой, — рассказывает Прохорова. — Кроме того, у детей с интеллектуальными нарушениями есть проблема с фиксацией внимания, они постоянно переключаются. И возможность увидеть картину на стене, а затем ее фрагмент в трехмерном изображении очень помогает их восприятию".

Каждое занятие посвящено определенной теме. Например, натюрморту. Сначала дети смотрят натюрморты в коллекции, потом подходят к барельефному изображению картины А. Явленского "Натюрморт с пестрой скатертью", ощупывают ее, делятся ощущениями. После — идут в песочную мастерскую, где узнают технику изображения тех или иных предметов: как держать пальцы, как вести линии.

"Есть у нас еще интересное решение в археологической коллекции, которую, конечно же, трогать нельзя. Перед входом в зал мы установили небольшую песочницу, куда поместили копии музейных предметов, сделанные нашими реставраторами. Таким образом, сначала мы изучаем предмет в музейной витрине, потом трогаем его, затем идем рисовать на песке", — объясняет автор проекта.

© Фото : Марк ФрумгарцМузей, доступный для детей с особыми потребностями
Музей, доступный для детей с особыми потребностями

За минувший год музей провел более 200 развивающих занятий для детей, появились и первые положительные результаты. Например, отстраненная, замкнутая девочка с диагнозом "аутизм" через несколько уроков начала разговаривать и обниматься с педагогами. Дети, которые уже прошли курс занятий, высказались, что хотят продолжать ходить в музей. Те, кто постарше, описывают свое общение с искусством через слова "красота" и "творчество". Хотя реакция у ребят, конечно, бывает разная: один мальчик сидел в фойе музея и плакал от того, что его друг не смог прийти и увидеть, как тут красиво.

Омский музей поделился новым опытом с коллегами и партнерами: в сентябре 2015 года здесь прошел семинар, в котором участвовали представители всех коррекционных школ города, включая учреждения для слабослышащих и слабовидящих, а также педагоги, арт-терапевты и музейные работники. После семинара музей принял еще несколько заявок от детских садов компенсирующего вида, социальных центров, одного детского дома и нескольких школ.

"Сейчас пришло время серьезного осмысления нашей программы и ее нового развития, — говорит Прохорова. — Нам становится тесно в рамках тех задач, которые были поставлены изначально: знакомство ребят с музеем, усвоение основных понятий изобразительного искусства, развитие мелкой моторики и образного мышления. Мы увидели явный терапевтический эффект, о котором говорят и педагоги коррекционных школ, и родители. Захотелось обогатить программу именно терапевтическим компонентом, чтобы с нами работали высококлассные арт-терапевты — как в музее, так и в школах, закрепляя пройденный материал. Мы также создали программу для детей, которые будут у нас продолжать заниматься второй год. И еще планируем сделать аудиогид, чтобы каждый посетитель мог остаться один на один с трехмерной картиной. Так что планы развития программы есть как минимум на два года вперед".

По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, проект "Песок помнит солнце" — это шаг в цивилизованность, которым может гордиться общество, проект позволяет детям с особыми потребностями выйти из стен школ-интернатов, приобщиться к искусству, адаптироваться к окружающей среде. 

Дети
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена