Чальцева: выпускникам детдомов надо учиться наравне с семейными детьми

© Фото : предоставлено БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам"Светлана Чальцева, сотрудник БФ Волонтеры в помощь детям-сиротамСветлана Чальцева, сотрудник БФ Волонтеры в помощь детям-сиротам
Ребенку, который пережил утрату семьи, требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в стабильной семейной ситуации и были защищены любовью родителей. Светлана Чальцева рассказала о том, почему нужно помогать детям-сиротам в учебе.

Светлана Чальцева ("Волонтеры в помощь детям-сиротам"), специально для проекта "Жизнь без преград"

Зачастую в школе у педагогов  просто не хватает сил на дополнительное внимание к "трудному" ребенку. Таких детей отправляют на заднюю парту, особо не интересуясь, поняли ли они что-либо или нет. А в конце года им с натяжкой ставят тройку, но за этой отметкой практически нет никаких знаний. Никто не задумывается, что ребенок переживает травму, что ему нужно уделить чуточку больше внимания, потратить чуть больше времени на объяснение материала. Системе проще переправить этого ребенка на ступень ниже, нежели возиться с ним одним.

Елена Альшанская
Альшанская: детские дома должны стать временными домами семейного типа
Фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" совместно с Центром равных возможностей "Вверх" разработал проект "Дистанционное образование воспитанников детских домов", который поможет воспитанникам интернатных учреждений в учебе, подготовке к экзаменам и поступлению в колледжи и вузы. Старшеклассникам, проживающим в отдаленных учреждениях, предлагается заниматься по профильным предметам через скайп. Занятия проводят высококвалифицированные педагоги, которые имеют многолетний опыт работы с детьми. У каждого ребенка свой куратор, который сопровождает его в учебном процессе.

Проект стартовал в начале 2014 года и уже показал положительные результаты. Дети, получившие консультации педагогов по профильным предметам, смогли улучшить свои школьные оценки и получить реальные знания.

Но мы столкнулись с рядом проблем: у многих выпускников детских домов, поступающих в колледжи, по сути, нет возможности выбирать ту профессию, которая действительно им по душе. Они могут поступить только в тот колледж, где есть социальный педагог, который нередко является их постинтернатным воспитателем и несет за них ответственность. В Московской области есть всего три колледжа с социальными педагогами, и в основном там учат таким профессиям, как повар, ландшафтный озеленитель, маляр, столяр и т.п. То есть ребенок, который хотел бы учиться, к примеру, на фотографа, все равно вынужден будет пойти туда, где есть этот самый штатный педагог. На этом его выбор будущего жизненного пути окончен.

На данный момент единственным выходом из этой ситуации является поиск попечителя. Если ребенок или учреждение находит среди дальних родственников, знакомых, "профессиональных" опекунов такого человека, который готов подписать с государством договор на опекунство, то подростку предоставляется шанс самому сделать выбор своей будущей профессии. В Москве и других густонаселенных городах эта проблема не стоит так остро. Но в 100 км от столицы, там, где среди леса в глухой деревне стоит интернат, у подростка уже нет возможности найти значимого взрослого, который возьмет его под опеку. И подросток вынужден оставаться в детском доме до 18 лет. Хотя в действительности ему очень хочется покинуть интернатное учреждение, которое он нередко воспринимает как тюрьму.

Мне кажется, надо предоставлять на законодательном уровне воспитанникам детских домов возможность поступать в любые средние профессиональные учебные заведения после окончания 9 класса. Точно таким же правом обладают все семейные дети. И не следует ждать, когда ребенку исполнится 18 лет, чтобы он мог поступить в колледж. В этом случае либо система должна найти ребенку опекуна, либо директор детского дома обязан выступить его опекуном. Не держать ребенка в учреждении, а работать с его семьей, близкими и дальними родственниками.

С 1 сентября 2013 года действует новый федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому отменены льготы на поступление детей-сирот в средние профессиональные учебные заведения. Это означает, что теперь выпускники детдомов поступают в колледжи на общих основаниях, то есть они должны пройти конкурс аттестатов и результатов ГИА (государственная итоговая аттестация) наравне с домашними детьми.

С одной стороны, это правильно: дети должны поступать с реальными знаниями. С другой стороны, отмена льгот просто отсеивает выпускников детдомов, не предлагая им альтернативы. В этом году те колледжи, с которыми я общаюсь, на бюджет не приняли ни одного воспитанника детского дома, хотя ежегодно они принимали по 6-10 детей-сирот. Что делать этим детям?

Очевидно, что государство не может выполнять функцию, которая изначально возложена на семью. Поэтому наш фонд помогает детям-сиротам найти свой жизненный путь. И первый этап на этом пути — это помощь в получении комплексных знаний, чтобы выпускники детских домов могли учиться наравне с семейными детьми.

Льготы для детей-сирот на поступление в вузы до 2017 года в силе. И дети, которые планировали поступить в колледж на льготных условиях только для того, чтобы поскорее сбежать из детского дома, вынуждены будут дотягивать до вуза. Но наш опыт показывает, что из института их отчисляют после I-II семестров, поскольку в силу коллективного воспитания у большинства ребят наблюдается сильная педагогическая запущенность. И соответственно, кто-то должен им помочь в учебе. Пока мы — одни из немногих, кто дает возможность воспитанникам детских домов улучшить свою успеваемость. 

Помочь проекту (укажите назначение платежа "Дистанционное образование").

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Дети
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Помощь в учебе эффективна с самого начала обучения с начальной школы.
сколько денег выделяет государство на содержание одного ребенка?, каким образом происходит расходование средств?кем контролируется органы попечительства?
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена