"Мы бредим от удушья". Как АПЛ "Нерпа" едва не убила свой экипаж

© РИА НовостиЦеремония передачи Индии АПЛ Нерпа прошла на Тихоокеанском флотеЦеремония передачи Индии АПЛ Нерпа прошла на Тихоокеанском флоте

МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Двадцать погибших и столько же пострадавших от выброса ядовитого газа моряков-подводников — ровно десять лет назад, 8 ноября 2008 года, на атомной подлодке Тихоокеанского флота К-152 "Нерпа" в Японском море сработала система пожаротушения. После гибели "Курска" эта трагедия — самая крупная по числу жертв в новейшей истории российского подводного флота. О том, что произошло и какие результаты дало расследование, — в материале РИА Новости.

Долгострой

Подводные лодки проекта "Щука-Б" относятся к классу многоцелевых атомных субмарин с преимущественно торпедным вооружением. Решение об их строительстве приняли в конце 1970-х в ответ на активную разработку в США АПЛ типа "Лос-Анджелес", отличавшихся повышенной скрытностью. Головную лодку — "Акулу" — передали военным в декабре 1984-го, а всего построили восемь лодок этого типа.

Российская атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б"
Российская атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б"

Самая молодая из них, "Нерпа", была "проблемным ребенком" для ВМФ с самого начала. Заложенную в 1991-м на стапелях Амурского судостроительного завода (АСЗ) лодку планировали построить, испытать и передать флоту в течение четырех-пяти лет. Однако распад страны, катастрофическое сокращение расходов на оборону и приватизация АСЗ в 1992-м едва не похоронили К-152 в младенчестве. Свернув программу атомного судостроения на Дальнем Востоке, лодку планировали утилизировать. Решение о ее достройке в октябре 1999-го принял премьер-министр Владимир Путин. Работы над "Нерпой" возобновились, но шли медленно: сказывалась нехватка финансирования и утеря АСЗ многих ценных кадров в "лихие девяностые".

Подводная лодка проекта Ясень-М
Секреты "автономки". Как действуют российские АПЛ в дальних походах
С мертвой точки ситуация сдвинулась лишь в 2004-м, после поездки министра обороны Сергея Иванова в Индию. Там он подписал соглашение о сдаче К-152 в аренду за 650 миллионов долларов сроком на десять лет. Специалисты АСЗ взялись за дело, и уже 24 июня 2006-го спустили "Нерпу" на воду. Передача атомохода ВМС Индии планировалась на август 2007-го, но из-за накладок срок сдвинули на 2008-й, а потом и дальше. Случившаяся в ноябре 2008-го авария, несомненно, стала одной из основных причин отсрочки. В итоге лодка сменила гражданство лишь 23 января 2012-го.

Ложный пожар

Тридцать первого октября 2008-го АПЛ "Нерпа" совершила первое погружение в заливе Петра Великого. Восемьдесят моряков-подводников выполняли стандартные для ходовых испытаний процедуры. 128 гражданских специалистов, в основном сотрудники Амурского судостроительного завода, вживую наблюдали за тем, как их детище ведет себя в море. За происходящим следили с борта большого противолодочного корабля (БПК) "Адмирал Трибуц". Восьмого ноября команда К-152 должна была отработать на нем учебную атаку. Но вместо шума открываемых торпедных аппаратов на БПК услышали сигнал бедствия.

© РИА НовостиПодводная лодка класса "Нерпа"
Подводная лодка класса "Нерпа"

Подробности событий, происходивших на "Нерпе" в тот роковой день, до сих пор под грифом "Совершенно секретно". Достоверно известно, что аварийное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической) произошло на палубах второго отсека, где на лодках проекта "Щука-Б" расположены жилые каюты экипажа. В тот момент там находились свободные от вахты моряки и специалисты АСЗ. Как позже выяснило следствие, концентрация хладона в отсеке превысила предельно допустимую норму в 300 раз. В результате сразу погибли 20 человек — трое военнослужащих и 17 гражданских. Еще 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения. Лодка экстренно всплыла, всех пострадавших эвакуировали на БПК "Адмирал Трибуц". После этого "Нерпа" своим ходом добралась до пункта временного базирования в городе Большой Камень.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка Щ-117
Несчастливая "Щука". Самая загадочная катастрофа в истории подводного флота
Основной версией случившегося межведомственная следственная группа вскоре назвала человеческий фактор. Военно-следственное управление Следственного комитета России на Тихоокеанском флоте (ТОФ) возбудило уголовное дело по статье 352 УК РФ (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Главным подозреваемым считали старшину-контрактника Дмитрия Гробова. Уже пятнадцатого ноября 2008-го ряд СМИ со ссылкой на источники в СК России сообщили, что подводник "от скуки" начал менять настройки системы пожаротушения, поскольку ему сказали, что она не работает. В итоге он якобы установил для датчиков температуры слишком высокие показатели. Компьютер расценил новые вводные как начало возгорания в отсеке и активировал систему пожаротушения.

В марте 2011 года Военная прокуратура ТОФ передала дело военному суду. Обвинения предъявили трюмному машинисту Дмитрию Гробову и командиру корабля, капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву. Двадцать пятого апреля состоялось предварительное слушание, на котором суд решил рассматривать дело с участием присяжных заседателей. Двадцать второго июня в закрытом режиме прошло первое заседание. Пятого июля, на втором заседании, Дмитрий Гробов отказался от показаний, которые давал ранее, и заявил о своей невиновности. С сентября 2011 по сентябрь 2013 года коллегия присяжных трижды оправдывала обвиняемых и дважды получала апелляцию от прокуратуры. На третий раз Военная коллегия постановила: "Оправдательный приговор оставить без изменений, а жалобу — без удовлетворения". Лаврентьева и Гробова признали невиновными.

© РИА Новости / Виталий АньковПерейти в фотобанкОглашение приговора по делу об аварии на подводной лодке "Нерпа"
Оглашение приговора по делу об аварии на подводной лодке "Нерпа"

После "Курска"

Точная причина несанкционированного срабатывания системы пожаротушения засекречена до сих пор. Однако еще 4 декабря 2008-го появилась информация о том, что вместо малотоксичного тетрафтордибромэтана в систему пожаротушения был закачан ядовитый тетрахлорэтилен. Смесь поставлялась петербургским предприятием "СервисТоргТехника", с которым Амурский судостроительный завод работал первый раз. Позже по результатам химанализа было установлено, что 64,4 процента смеси хладона составлял тетрахлорэтилен, который не должен использоваться для пожаротушения. Огнетушащая концентрация хладона для человека не является смертельной. Самое плохое, что может случиться при контакте с ним, — потеря сознания. Даже если бы матрос действительно активировал систему пожаротушения специально, это не привело бы к гибели людей.

© РИА Новости / Сергей СафроновК-152 "Нерпа" стоит на стапеле Амурского судостроительного завода
К-152 "Нерпа" стоит на стапеле Амурского судостроительного завода

Концентрации тетрахлорэтилена с лихвой хватило, чтобы убить двадцать человек и столько же серьезно отравить. Жертв могло быть и больше, но распространение бракованного хладона удалось быстро прекратить. На восстановление К-152 ушло 1,9 миллиарда рублей, что предположительно связано с разрушением части оборудования корабля тетрахлорэтиленом — активным растворителем. Заменили поддельный огнегаситель на штатный, скорректировали алгоритм управления системой пожаротушения. Провели ревизию оборудования и переподготовку всей сдаточной команды, насчитывающей около 200 человек. Авария на АПЛ "Нерпа" стала самой серьезной в подводном флоте со времен гибели "Курска" и первой катастрофой на лодках типа "Щука-Б", приведшей к человеческим жертвам.

Безопасность
Комментарии
12 пользователей оставили 13 комментариев
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена