Рейтинг@Mail.ru
Национальная система противоракетной обороны НПРО США. Справка - РИА Новости, 11.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Национальная система противоракетной обороны НПРО США. Справка

Читать ria.ru в

Национальная система противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки (НПРО США) (National Missile DefenseNMD) создаётся, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран, Сирию и Ливию (ранее также Ирак).

Впервые с идеей создания системы обороны от ракет командование армии США выступило в 1945 году. Тогда исследовательская группа ВВС США предложила использовать для борьбы с ракетами потоки энергии. В конце 1940‑х годов США начали разработку противоракетных систем, предназначенных для противодействия советским баллистическим ракетам. Первые американские противоракетные программы носили названия NikeZeus и NikeX.

В середине 1960‑годов СССР и США предпринимали попытки заключить договор по ПРО, которые тогда закончились безрезультатно. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был подписан 26 мая 1972 года в Москве генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном (вступил в силу 3 октября 1972 года). Договор был заключен на неограниченный срок с правом выхода из него каждой из сторон. В соответствии с Договором СССР и США обязались не развертывать системы ПРО на территории своих стран и не создавать основу для такой обороны, кроме 2 комплексов ПРО: вокруг столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Радиус каждого из этих районов не должен превышать 150 км, в его пределах может быть развернуто не более 100 ПУ противоракет. Договор разрешал модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов, но обязывал стороны не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно‑наземного базирования.

Попытки нарушить договор со стороны США предпринимались неоднократно. 23 марта 1983 года президент США Рональд Рейган заявил о начале работ, которые ставили своей целью изучение дополнительных оборонительных мер против межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Была разработана программа "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которая в случае ее реализации должна была обеспечить защиту всей территории США от МБР. Это достигалось путем размещения перехватчиков в космосе, поэтому программа получила неофициальное название «звездные войны». В 1991 году президент Джордж Буш‑старший выдвинул новую концепцию программы СОИ, так называемую Глобальную защиту от ограниченного удара (ГЗОУ). Она позволяла перехватывать ограниченное число ракет. С этого момента начались попытки США создать НПРО в обход договора по ПРО.

4 февраля 1999 года 58 конгрессменов от Республиканской партии внесли в сенат США законопроект, в котором содержалось требование провозгласить развертывание национальной системы противоракетной обороны (НПРО) государственной политикой США. 17 марта сенат проголосовал за соответствующую резолюцию подавляющим большинством голосов. 23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее конгрессом законопроект. Закон уполномочил Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет "технически возможно". В соответствии с планами, на первом этапе такой системы к 2005 году в центральных районах Аляски должны быть развернуты 100 ракет‑перехватчиков, построена одна новая РЛС и модернизировано несколько уже действующих РЛС раннего предупреждения. На втором этапе ‑ до 2010 года ‑ на низкую околоземную орбиту должны быть выведены 24 спутника, которые будут следить за запусками ракет. На третьем ‑ до 2015 года ‑ еще 150 ракет‑ перехватчиков будут размещены в Северной Дакоте.

Избранный в ноябре 2000 года президент Джордж Буш-младший в своих выступлениях неоднократно подтверждал намерение создать систему НПРО, несмотря на решительные возражения со стороны России и заявлял, что со временем Вашингтон выйдет из Договора по ПРО от 1972 года, чтобы расширить исследования и разработки в этой области.
 В июне 2002 года США официально вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор ПРО) от 1972 года. В заявлении Белого дома Буш указал, что развертывание представляет собой "еще один важный шаг" в противодействии угрозам XXI века, стоящим перед Соединенными Штатами Америки, их друзьями и союзниками.

В системе противоракетной обороны США различаются два ее направления. Первое – ПРО на театре военных действий (ТВД), в рамках которого создается система обороны с целью защиты военных группировок и баз США и их союзников от ударов оперативно‑тактических ракет дальностью до 700‑800 километров. Второе направление ‑ создание глобальной системы противоракетной обороны территории Соединенных Штатов и их ближайших союзников. В качестве главной угрозы в данном случае рассматриваются баллистические ракеты средней дальности и межконтинентальные.

Сегодня глобальная система ПРО США включает в себя три эшелона. Главным эшелоном, обладающим наибольшими возможностями по перехвату межконтинентальных баллистических ракет (МБР), является наземный. Он включает в себя два позиционных района развертывания ракет-перехватчиков GBI на Аляске и в Калифорнии. Эти ракеты, производимые компанией Boeing, наводятся на цель с помощью системы радаров раннего обнаружения и целеуказания. В частности, радарные установки системы ПРО США расположены в Норвегии и Гренландии.

В ближайшие 10 лет наземный эшелон будет дополнен третьим позиционным районом, расположенным в Европе. Этот район, также как и два первых, будет включать в себя ракеты GBI и радиолокационные станции раннего обнаружения и целеуказания (в настоящее время эти функции объединяются в едином радаре – "стрельбовой РЛС").

Ракеты-перехватчики GBI составляют основу наземного эшелона системы ПРО. Кроме того, для борьбы с баллистическими целями планируется использовать комплексы PAC‑3 и перспективные ЗРК THAAD, преимущественно ориентированные на борьбу с ракетами малой и средней дальности.

Второй эшелон системы ПРО США – это ракеты SM-3 морского базирования, размещенные на крейсерах и эсминцах ВМС, оснащенных боевой информационно‑управляющей системой AEGIS. Эти ракеты способны перехватывать как ракеты средней дальности, так и МБР. Они несут боевое дежурство в районах, приближенных к территории потенциального противника – так, в настоящее время группировка «противоракетных» кораблей класса AEGIS базируется в Японии.

Третий эшелон системы ПРО обеспечивает действия двух первых – это сеть спутников обнаружения. Кроме того, в ближайшие 10‑20 лет США могут развернуть в космосе боевые аппараты, способные осуществлять перехват ракет, а также создать серийные БПЛА и самолеты‑перехватчики с лазерными установками,  которые будут нести дежурство в воздухе близ территории потенциального противника и перехватывать ракеты на старте.

По словам помощника госсекретаря США по вопросам нераспространения и международной безопасности Джона Руда, "более чем 15 стран, ... в той или иной степени вовлечены в усилия по созданию системы ПРО". Среди этих стран, отметил он, выступая в Лондоне 27 февраля 2007 года на конференции по вопросам ПРО "Международная оборона: вызовы для Европы", ‑ Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Польша и Чешская Республика.

Сотрудничество США, Германии и Италии в области создания ПРО началось в 1997 году. В этом же году к этой программе присоединилась Великобритания. В 1998 году были проведены первые испытания этой системы. В 2003 году Великобритания и позднее Дания согласились на модернизацию расположенных на их территории систем разведки и раннего предупреждения противоракетной обороны, которые были созданы еще в эпоху «холодной войны». Переговоры с США о создании совместного "противоракетного зонтика" провели Нидерланды и Норвегия. Интерес к ПРО проявляют также Турция и Канада.

В конце 2004 года Япония и США подписали соглашение о сотрудничестве в области создания ПРО, которое предусматривало и обмен секретными технологиями. В 2005 году стороны согласились разделить пополам расходы на этот проект. В Японии также размещены американские станции слежения за ракетными пусками. К 2010 году в Японии должен появиться совместный американо‑японский командный пункт.

В 2006 году Южная Корея официально объявила о создании командования противоракетной обороны, основу вооружений которой составили поставленные США комплексы Patriot и крейсера Aegis.

В 2007 году с целью координации усилий в деле развертывания противоракетных систем в АТР Соединенные Штаты учредили "Трехсторонний форум по ПРО" с участием Австралии и Японии.

В Израиле с конца 1980-х годов совместно с США разрабатывается система Arrow или «Хец" ("стрела" на иврите). При этом Вашингтон выделяет две трети необходимых средств, Израиль ‑ треть. В 2003 году, перед началом вторжения в Ирак американские комплексы Patriot были развернуты в Кувейте.

В феврале 2007 года Чехия и Польша подтвердили готовность принять предложение США о размещении базы ПРО на территории своих стран.

8 июля 2008 года в Праге был подписан основной договор о размещении на чешской территории американского радара системы ПРО. 19 сентября 2008 года в Лондоне министры обороны Чехии и США подписали второй документ по ПРО ‑ договор SOFA.  Согласно документам, радар высотой 30 метров будет размещен на чешском полигоне Брды и должен быть готов к эксплуатации к 2014 году.

20 августа 2008 года США и Польша подписали соглашение о размещении на польской территории противоракетной базы США. Соглашение предусматривает развертывание батареи зенитно‑ракетных комплексов "Пэтриот" сухопутных сил США. Начало развертывания запланировано на 2009 год, создание гарнизона для поддержки батареи установок "Пэтриот" ‑ к 2012 году.

В сентябре 2008 года сенат США утвердил расходы на третий позиционный район ПРО в Польше и Чехии на 2009 год в объеме 712 млн долларов.

Затраты США на создание Национальной системы противоракетной обороны постоянно растут. Точные суммы, затраченные на НПРО, неизвестны. По оценкам, ежегодно на НПРО США будут тратить 8 ‑ 10 млрд долларов, а к 2030 году общие расходы на этот проект составят от 100 млрд до 1 трлн долларов.

7 сентября 2009 года президент США Барак Обама выступил со специальным заявлением по ПРО.
 Президент США рассказал, что США по-прежнему видят в ракетной программе Ирана опасность и намерены помочь союзникам в Европе обеспечить безопасность. Однако, по словам американского президента, Соединенные Штаты теперь намерены развернуть в Европе модернизированную и более современную систему ПРО, нежели это планировалось при Джордже Буше-младшем.

"Я предан делу создания системы ПРО, способной отвечать угрозам 21 века... Она целиком будет модернизирована, мы используем проверенные, но более современные технологии", ‑ заявил Обама.

"Мы руководствовались двумя главными факторами: во‑первых, мы дополнили наши разведданные о ядерных программах Ирана... Во‑вторых, мы достигли проверенного и конкретного успеха в сфере технологий противоракетной обороны, особенно в том, что касается наземных и морских перехватчиков", ‑ сказал Обама.

Таким образом, США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года.

В этот же день, 17 сентября, Белый дом обнародовал программу размещения объектов ПРО в Европе ‑ планируется, что развертывание противоракетных систем пройдет в четыре этапа.
 Первая фаза (завершится приблизительно к 2011 году) предусматривает размещение (в Европе) уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis, перехватчик SM‑3 (Блок‑IA) и морскую мобильную радарную систему обнаружения AN/TPY‑2 с тем, чтобы иметь возможность отражать региональные баллистические ракетные угрозы Европе".

Вторая фаза (завершится к 2015 году). После необходимого тестирования разместить более мощную модификацию перехватчика SM‑3 (Блок‑IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия.

Третья фаза, которая должна окончиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM‑3 (Блок IIA).

Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 году. Она предполагает размещение SM- (Блок IIB) с тем, чтобы "лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала