Трагедия АПЛ "Комсомолец" должна оживить программу экранопланов - ВМФ

Военно-морской флот России
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Если бы на тот момент мы располагали такими быстроходными средствами спасения как экранопланы, то жертв трагедии было намного меньше, заявил высокопоставленный представитель главного штаба Военно-морского флота.

МОСКВА, 7 апр - РИА Новости. Одним из главных уроков трагедии с атомной подводной лодкой "Комсомолец", которая затонула в 1989 году, является необходимость развития в России быстроходных средств спасения, главными из которых являются экранопланы, заявил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба Военно-морского флота.

Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава шестой дивизии первой флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. В результате погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.

"Если бы на тот момент мы располагали такими быстроходными средствами спасения как экранопланы, то жертв трагедии было намного меньше", - сказал адмирал.

Поэтому в настоящее время, отметил он, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы опыт наших конструкторов и корабелов, решение морской коллегии от 2006 года не остались лишь на бумаге.

"В самое ближайшее время необходимо начать финансирование проекта создания транспортного экраноплана, о необходимости которого говорилось на морколлегии", - сказал представитель главного штаба ВМФ РФ.

"Это уникальная разработка наших конструкторов, в мире равных ей нет. Но если мы в ближайшие пять-семь лет не возобновим эту программу, то Россия рискует утратить свои лидирующие позиции в этой области", - сказал он.

Помимо высокой скорости до 500 километров в час экраноплан может садиться на воду даже при сильном волнении моря (до 3,5 метра) и вдали от берегов. При этом между крылом и хвостовой частью корабля образуется спокойная поверхность моря, защищенная от воздействия волны и ветра, что крайне важно для работы в случае необходимости глубоководных спасательных аппаратов, отметил представитель ВМФ. "В идеале на каждом из четырех флотов ВМФ России необходимо иметь хотя бы один экраноплан-спасатель", - сказал он.

Грузоподъемность экранопланов составляет до 600 тонн и автономность плавания - до 30 суток.

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ сохранился один экраноплан "Лунь", который находится в резерве Каспийской флотилии. Второй под названием "Орленок" стал музейным экспонатом и базируется на Химкинском водохранилище в Москве.

После Второй Мировой войны строить экранопланы брались конструкторы многих стран, но никто из них даже не приблизился к тому, что создал русский ученый Ростислав Алексеев. Недаром сегодня во всем мире слово "экраноплан" считается русским. Подобные аппараты строились в СССР секретно в течение 30 лет на заводе "Волга" при ЦКБ по СПК (по судам на подводных крыльях), в городе Чкаловске под Горьким (ныне Нижним Новгородом).

В СССР первый экспериментальный экраноплан КМ, получивший у западных спецслужб наименование "Каспийский монстр", был создан еще в 60-е годы прошлого века. В 70-е годы был разработан десантный экраноплан "Орленок", принятый на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. В 1987 году в нашей стране был построен экраноплан-ракетоносец "Лунь", способный нести на борту шесть противокорабельных ракет 3М-80. В 2004 году Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева взялось за разработку пассажирского экраноплана для Вьетнама. А в 2005 году в Омске на базе аэрокосмического объединения "Полет" началось серийное производство 14-местного экраноплана "Иволга".

Благодаря большой скорости и грузоподъемности коэффициент полезного действия экранопланов оказывается выше, чем у самолетов и судов; а независимость от аэродромной инфраструктуры делает их незаменимыми в гражданской, и, что очень важно, - в военной сфере. Экраноплан может нести ракеты, различное вооружение, десант. Эта машина экономична, из-за низкой высоты движения практически безопасна и малозаметна для радара.

Экраноплану не грозят притаившиеся под поверхностью вод и на отмелях мины. Он недосягаем для торпед с подводных лодок. Зато он сам, обладая высокой скоростью, нагонит и уничтожит глубинными бомбами даже самую быстроходную подлодку. Экраноплан может нести противокорабельные ракеты и мины, нанося удары по вражеским эскадрам. На самолет он похож только внешне, от авиации в нем главное - скорость.

Прогнозируя ситуацию в мире, Морская коллегия при правительстве России приняла в сентябре 2006 года решение выработать конкретные меры по возрождению экранопланов в нашей стране; это должна быть федеральная целевая программа.

АПЛ К-278 "Комсомолец" служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. 4 августа 1984 года лодка под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1020 метров. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. В феврале 1989 года лодка получила название "Комсомолец".

Безопасность

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.