"Шведский Тарковский": как смотреть фильмы Ингмара Бергмана

© AFP 2018 / Scanpix Sweden/Bonniers HylenШведский режиссер Ингмар БергманШведский режиссер Ингмар Бергман

МОСКВА, 14 июля — РИА Новости, Анна Михайлова. Сегодня мировой кинематограф отмечает столетие шведского режиссера Ингмара Бергмана. Общепризнанный классик, он до сих пор считается одним из самых сложных для обычного зрителя.

Кадр из фильма Глубокие реки
"Тихая ненависть страшнее агрессии": призер "Кинотавра" о кино и Кавказе

РИА Новости рассказывает, как смотреть его фильмы, даже если вы не знаток авторского кино.

Семья

К Бергману нелегко подступиться. Он пугает своей парадоксальностью и как будто специально не хочет быть понятым массовым зрителем. В России его часто сравнивают с Андреем Тарковским. Кстати, оба режиссера отзывались друг о друге с восхищением и несколько раз договаривались о встрече, но она так и не состоялась.

Пять десятков кинолент и более сотни спектаклей. В отличие от Тарковского, снявшего всего семь картин, Бергман был очень плодовитым.

Его фильмы кардинально отличались по сюжету, жанру, времени действия, но их объединяла тема, а точнее — сфера интересов режиссера.

Бергман занимался не просто исследованием человеческой индивидуальности в различных ее проявлениях. Его волновал конкретный аспект — освобождение личности от социальных, психологических, семейных связей.

© AFP 2018 / Scanpix Sweden/Collsioo ErikssonИнгмар и Ингрид Бергман в окружении детей и друзей. 1978 год
Ингмар и Ингрид Бергман в окружении детей и друзей. 1978 год

Последнее особенно актуально для режиссера, который был женат пять раз и вырастил девять детей. Проблема брака так или иначе разбирается почти во всех его фильмах. Но, даже рассказывая о любви, как в "Лете с Моникой" или "Страсти", Бергман на самом деле говорит именно о свободе. Пожалуй, главный его фильм на эту тему — "Сцены из супружеской жизни".

Кадр из фильма Ван Гоги
Чеховский Гамлет на Рижском взморье: как снять русское кино не в России

Довольно длинная картина — больше трех часов — построена на будничных взаимоотношениях мужчины и женщины. Одновременно ироничная и драматичная, лента не оставляет равнодушными даже тех, кто в отличие от Бергмана не пережил ничего подобного лично.

В итоге фильм можно рассматривать не только как эталон актерской игры, режиссерского гения и операторской работы, но и как наглядное пособие по гендерной психологии.

Свобода

Часто первая реакция на фильмы Бергмана: суровые и мрачные. Или, как сейчас принято говорить, депрессивные. Однако он снимал и комедии — "Улыбка летней ночи", "Уроки любви". Да и в его драмах хватает моментов, которые вызовут у зрителя пусть горькую, но улыбку.

С драматургической точки зрения ленты Бергмана можно рассматривать как спектакли.

Композицию и "каркас" картин режиссер строил, как и свои театральные постановки. Актерские работы всегда на грани фантастики, а это, как известно, в большой степени заслуга режиссера.

© Cinematograph AB (1973) Кадр из фильма "Сцены из супружеской жизни"
Кадр из фильма "Сцены из супружеской жизни"

Главный же визуальный инструмент Бергмана — чисто кинематографический: крупный план, завораживающее и выразительное человеческое лицо. Не зря считающийся лучшим фильм Бергмана  "Персона" показывает, как две героини необъяснимым образом становятся одним целым. Эта картина была любимой у самого режиссера, но зрителю начинать с нее не рекомендуется.

В качестве пробного камня можно взять фильм, который принес режиссеру мировую славу, но был им горячо нелюбим, — "Осенняя соната". Еще одна семейная драма об отношениях и личной несвободе — квинтэссенция "бергманости" в исполнении его полной тезки, голливудской звезды Ингрид Бергман и его музы Лив Ульман.

© AP PhotoИнгрид Фон Розен (Бергман) и Ингмар Бергман. 1988 год
Ингрид Фон Розен (Бергман) и Ингмар Бергман. 1988 год

Смерть

Фильмы Бергмана похожи на сны. Сам он говорил, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера. Отсюда, вероятно, и его любовь к произведениям Тарковского. Немалую роль в этой сновидческой эстетике играет северная природа — марсианские просторы острова Форё в "Персоне" или холодная Норвегия в "Осенней сонате".

Обратная сторона сна в фильмах Бергмана — смерть. Ей посвящены такие картины, как "Земляничная поляна", "Девичий источник", "Шепоты и крики".

Но, пожалуй, самой фундаментальной и символичной стала "Седьмая печать". Фильм вдохновлен фреской "Смерть, играющая в шахматы" шведского художника XV века Альбертуса Пиктора.

© Svensk Filmindustri (SF) AB (1957)Кадр из фильма "Седьмая печать"
Кадр из фильма "Седьмая печать"

Сюжет о средневековом рыцаре-крестоносце, который играет в шахматы со Смертью, положил начало многолетнему сотрудничеству Бергмана с актером Максом фон Сюдовым.

Образ Смерти, созданный другим выдающимся шведом, Бенгтом Экеротом, теперь хрестоматийный. Мрачная философская притча о бегстве от судьбы и ее принятии — ключевая для Бергмана.

Особого внимания заслуживает финальный эпизод. Бергман рассказывал, как после съемок, когда актеры уже отправились на студию, а аппаратуру упаковали, он вдруг увидел потрясающую грозовую тучу. Оператор Гуннар Фишер срочно схватил камеру и за неимением актеров на площадке с одного дубля снял пляшущих техников и случайных туристов. Сегодня эта двухминутная сцена, родившаяся из чистой импровизации, входит в число самых известных в мировом кино.

© Svensk Filmindustri (SF) AB (1957)Кадр из фильма "Седьмая печать"
Кадр из фильма "Седьмая печать"

Вера

В "Седьмой печати" Бергман затрагивает еще одну важную для него тему — религию. Сын пастора, воспитанный в строгости (допускались и телесные наказания), не мог обойти вниманием вопрос веры. Своими размышлениями об этом он наиболее полно поделился в картине "Фанни и Александр".

Почти святочная притча про брата и сестру, чья мать после смерти отца выходит замуж за пастора с садистскими наклонностями, принесла Бергману четыре "Оскара" и премию "Сезар".

Как театральная пьеса, картина состоит из пролога, пяти частей и эпилога.

© Cinematograph AB (1982) Кадр из фильма "Фанни и Александр"
Кадр из фильма "Фанни и Александр"

Режиссер говорил, что фильм во многом основан на личных воспоминаниях. Эта картина — прощание Бергмана с большим кинематографом. Потом он выполнил лишь несколько работ для телевидения. Возможно, именно с этой ленты лучше всего начать знакомство с этим удивительным и сложным художником.

Культура
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Шульга-Морской В. Этой экзистенциальной протоплазме место, как и Тарковскому, в Сортириконе Райкиндов и на выставке мурлин-мурлов из потомственных предателей и холуев мурмуриала.
"Хожу на ретроспективу шведского кино
Бергман
Кроме меня в зале нету никого."(с)рэпер Сева
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена