Босх с вами: чем спустя 500 лет пугают полотна "профессора кошмаров"

Посетители на мультимедийной выставке Босх. Ожившие видения в Центре дизайна ARTPLAY
В России, как и по всей Европе, отмечают Год Босха. Даже через пять веков после смерти художника его картины завораживают и пугают. О причинах этих страхов задумалась Анна Михайлова.

Анна Михайлова, для МИА "Россия сегодня"

В этом году имя Иеронима Босха на афишах ведущих музеев мира. Мадрид, Венеция, Гамбург, Берлин и, конечно, родина Босха, голландский городок Хертогенбосе, готовятся отметить в августе юбилей — 500 лет со дня смерти великого мастера Северного Возрождения. Присоединилась и Москва.

Неэтичные картины

Хотя картины Босха в российскую столицу не привезут, их можно в деталях рассмотреть в галерее Artplay на мультимедийной выставке "Босх. Ожившие видения". Правда, узнать об этом событии было не так-то просто: реклама масштабной выставки внезапно исчезла с улиц города. Плакаты с изображением одной из самых знаменитых работ Босха — триптиха "Сад земных наслаждений" столичные власти якобы сочли "неэтичными".

Посетитель на мультимедийной выставке "Босх. Ожившие видения" в Центре дизайна ARTPLAY

В самой галерее сослались на решение Департамента средств массовой информации и рекламы Москвы. На запрос РИА Новости в департаменте ответили предельно лаконично: информацией о демонтаже афиш не обладаем, своими силами его не производили.

Полотна Босха — это энциклопедия суеверий и страхов, терзавших средневекового человека. Оказывается, за пять веков мало что изменилось.

Нас по-прежнему пугает и отталкивает непонятное, а Босх, возможно, самый непонятый и загадочный художник Средневековья.

Профессор и пророк

Посетители на мультимедийной выставке "Босх. Ожившие видения" в Центре дизайна ARTPLAY

В отличие от современников-итальянцев, Босх не стремился как можно реалистичнее изобразить человека, его не занимала анатомия тела, математика перспективы и идеальные пропорции. Темой его искусства было то, что скрыто от глаз, — человеческая натура, ее низость и пороки, человек-грешник.

Возможно, именно поэтому в последующие столетия имя художника забылось. Лишь ХХ век, переживший ужасы двух мировых войн, объявил Босха пророком. Сюрреалисты нарекли его "почетным профессором кошмаров". Последователем Босха объявил себя эксцентричный Сальвадор Дали.

Летающие рыбы, яйца, расхаживающие на тонких ветках, черноглазые зубастые монстры с колючими ушами, много обнаженной натуры с гиперболизированными формами — это вполне могло быть описанием картины Дали, Эрнста или Магритта.

Мистик и визионер

Уже в ХХ веке исследователи пытались разгадывать фантастические образы Босха с помощью теории психоанализа Фрейда. Кто-то усматривал в его сюжетах провокацию и крамолу, а кто-то видел лишь страшные и смешные картинки.

Несмотря на всю сложность и многослойность его работ, с появлением новых медиа Босх стал своеобразной поп-иконой.

Изображения с его полотен можно видеть в компьютерных играх, пазлах, квестах, голливудских хоррорах и артхаусных триллерах, не говоря уже о литературе. Мрачный фантасмагоричный мир Босха, населенный скользкими гадами, паукообразными чудовищами, полулюдьми-полумонстрами, оказался близок и притягателен не только для читателей "Молота ведьм" и Стивена Кинга, но и для тех, кто вырос на Гарри Поттере.

Босх универсально узнаваем, его невозможно перепутать. Каждая его картина — зашифрованное послание, но, даже не имея к нему ключа, мы можем наслаждаться, часами рассматривая причудливые детали полотна.

Авторство же самого Босха приписывают 25 дошедшим до наших дней картинам, но подписаны лишь семь из них. В российских собраниях картин Босха практически нет. Практически — потому что в Эрмитаже находится полотно "Ад", написанное кем-то из его учеников.

В этом контексте мультимедийная выставка с гигантскими плазменными панелями, на которых оживают герои картин, — неплохая альтернатива поездке в Голландию или походу в музей Прадо, где хранится одна из самых внушительных коллекций Босха.

Его картины говорят сами за себя. Главное — не бояться в них заглянуть.

Культура
Обсуждение
7 пользователей оставили 8 комментариев
  • В некотором смысле ему повезло. Жил бы в Италии, Испании - не миновать бы ему знакомства со "святой инквизицией". Несколько напоминает Сальвадора Дали. Но это уже Испания ХХв.
    16:06
    30.03.2016
  • Даже пятьсот лет назад в Голландии продавалась забористая трава...
    20:18
    30.03.2016
  • В некотором смысле ему повезло. Жил бы в Италии, Испании - не миновать бы ему знакомства со "святой инквизицией". Несколько напоминает Сальвадора Дали. Но это уже Испания ХХв.
    16:06
    30.03.2016
  • Интересно как к нему относились современники. Заказывали ли у него такие картины и где их демонстрировали?
    18:20
    30.03.2016
  • А он при инквизиции и жил, его родной город Хертогенбос захватили испанцы, но как ни странно, церковь к его творчеству относилась лояльно
    20:06
    30.03.2016
  • Дмитрий Терехов, заказывали вовсю, вплоть до монарших особ: испанского короля Филиппа I и наместницы Нидерландов Маргариты Австрийской
    20:08
    30.03.2016
  • Даже пятьсот лет назад в Голландии продавалась забористая трава...
    20:18
    30.03.2016
  • Юрий Лубянцев, вообще Босх был христианин, в основном он работал для церквей, согласен образ жизни его странноват и даже несколько 'горделив'; наверняка свободно говорил на древнеарамейском, однако надо понимать; перед нами не формы и фигуры, а процессы и принципы. Талидомид, териоморф, акефал и т.п. Это сложно, понимаете, в то время люди смотрели на мир несколько иначе поэтому 'черный маг' мог быть епископом, а художник указывая на небо утверждать, что оно и есть: 'золото'...
    21:00
    30.03.2016
  • Чтобы привести человека к Богу, можно расписать ему прелести рая, а можно - ужасы ада. Все его монстры, наслаждения и грехи вполне увязываются с концепцией Нового Благочестия, с ее личной ответственностью человека за свои поступки и свой выбор. Всматривайтесь в картины, примеряйте на себя, выбирайте...Морализаторство очень по-голландски. Недаром они, чуть погодя, в кальвинизм ударились. А его современниками в Италии были Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль
    21:28
    30.03.2016
  • Юрий Лубянцев, в целом согласен с Вами, вот только поправочка - это работы Дали напоминают художественные приемы Босха, так как Босх понятия не имел кто такой Дали, а последний в определенной степени эпигон первого. :-)
    03:19
    31.03.2016
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.