Премьера "Хованщины" стала центральным событием сезона в Венской опере

Премьера Хованщины в Венской опере
Огромная радость представить эту оперу - очень сложную во всех смыслах слова, заявил генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер. Он отметил, что это была огромная работа для всего театра.

ВЕНА, 16 ноя — РИА Новости, Андрей Золотов. Венская государственная опера впервые представила новую постановку грандиозной "народной музыкальной драмы" Мусоргского "Хованщина", которую театр считает важнейшим событием своего сезона.

Постановщиками спектакля, состоявшегося в Вене в субботу вечером, стали всемирно известный российский режиссер, народный артист РФ Лев Додин, который редко выступает в качестве постановщика опер, постоянно сотрудничающий с ним художник Александр Боровский и один из самых признанных сегодня в мире дирижеров, выходец из Петербургской консерватории Семен Бычков. Публика горячо приветствовала артистов, устроив им настоящую овацию, хотя, судя по реакции зала, подчеркнуто авторское прочтение оперы Додиным было принято не всеми.

Премьера "Хованщины", которая из-за своей особой сложности гораздо реже идет на мировых сценах, чем другая важнейшая опера Мусоргского "Борис Годунов", является кульминацией своего рода парада русской музыки, проходящего в этом сезоне на сценах европейской музыкальной столицы. В сентябре в Театр-ан-дер-Вин была поставлена "Чародейка" Чайковского, затем в Камерной опере прошел "Евгений Онегин". Русским репертуаром были отмечены не только гастроли в Вене Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, но и выступление Чикагского симфонического оркестра во главе с легендарным Рикардо Мути.

"Для меня огромная радость представить эту оперу — очень сложную во всех смыслах слова. Это была огромная работа для всего театра," — сказал на праздновании премьеры генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер. "Мы с Семеном Бычковым хотели привлечь русского режиссера, потому что эта опера настолько русская, что только русские могут ее по-настоящему понять — это мое мнение, может быть, я и ошибаюсь", — добавил он.

Универсальный образ

Художественный руководитель МДТ-Театра Европы Лев Додин
Биография Льва Додина
Однако Додин и Боровский намеренно отошли от специфически русской образности в этой трагедии борьбы за власть, церковного раскола и стрелецкого бунта, которую Мусоргский, сам написавший либретто оперы, поместил в Москву 1682 года.

"Я думаю, что "Хованщина" типична для России и ее истории, но важно не забывать, что все типичное и трагическое в русской истории почти всегда является концентратом того, что происходит в европейской и вообще мировой истории. Поэтому для меня "Хованщина" сегодня, перед лицом того, что мы переживаем, является абсолютно современной, универсальной и глобальной историей," — сказал Додин в интервью журналу Венской оперы.

Сцена от начала и до конца спектакля решена как многоуровневое пожарище с крестами из обгоревших балок. При этом певцы и хор в условных костюмах черно-белой гаммы не выходят из-за кулис, а движутся из-под сцены вверх и обратно на двух сложных лифтовых конструкциях, что одновременно избавляет постановку от шума и суеты входа и ухода более сотни исполнителей и создает образ вертикали, то есть отношений героев не только друг с другом в различных графически четких композициях, но и с небом и вечностью.

Одной из кульминаций спектакля стал терцет противостояния трех лидеров — начальника стрельцов "консерватора" Ивана Хованского (знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто), "западника" Голицына (австрийский тенор Герберт Липперт) и расколоучителя Досифея (эстонский бас Айн Ангер) — во втором акте. Как сказал в интервью РИА Новости дирижер Бычков, "их трагедия в том, что каждый из них видит Россию иной, чем она есть. Хотел бы ее взять туда, куда, может быть, она не хочет идти. А если и хочет, то не вся Россия, а часть России. Ведь в этом историческая ситуация России с самого начала и, может быть, навсегда и останется".

Другая кульминация — это молитва о России Шакловитого (польский баритон Анджей Доббер), который в буквальном смысле возносится на лифте под потолок сцены при пении своей знаменитой арии. Однако, спев ее, надевает черный шлем убийцы.

Секта раскольников

Додин рисует образ старообрядца Досифея не как духовного лидера, а как главу секты фундаменталистов, которую режиссер откровенно обличает. Марфа, раздираемая у Мусоргского между ее греховной любовью к молодому князю Андрею Хованскому и приверженностью старой вере, становится у Додина агентом и любовницей Досифея. А "облекайтесь в ризы светлые" в финальной сцене самосожжения старообрядцев постановщики интерпретируют в виде раздевания до исподнего, что намеренно снижает пафос как самого акта самосожжения, так и музыкального текста.

Авторитетный венский оперный журнал Neuer Merker характеризует постановку как "статическую ораторию", в которой певцы все время оказываются в выигрышном для них фронтальном положении по отношению к залу. "У Додина действие не играется, оно в известной мере показывается, демонстрируется", — пишет критик Ренате Вагнер. При этом, по ее мнению, все драматическое взаимодействие между персонажами отдается музыке и личностям артистов.

Итальянский Хованский

"Хованщина" прогремит на европейских радиостанциях
Из их числа главным героем венской премьеры стал Фурланетто — всемирно известный итальянский бас, который глубоко и преданно занимается русским репертуаром. Фурланетто поет во многих театрах, в том числе в Венской опере, партию Бориса Годунова и стал первым иностранным певцом, исполнившим ее на сцене московского Большого театра. Однако партию Ивана Хованского он исполнил в субботу впервые. "Для баса русский репертуар обязателен… Мусоргский — гений, который был далеко впереди своего времени", — сказал Фурланетто в интервью австрийской газете Oesterreich.

Партия Марфы стала большим успехом для единственной российской певицы в составе венской "Хованщины" — солистки Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко меццо-сопрано Елены Максимовой, для которой эта роль тоже стала дебютной. Поздравляя ее после спектакля, директор Мейер назвал ее "наша спасительница" и пообещал, что она еще не раз выступит на венской сцене. Дело в том, что в конце сентября, в самом начале работы над спектаклем, австрийская звезда Элизабет Кульман была вынуждена отказаться от этой роли и театр срочно искал замену.

В "народной музыкальной драме" особая роль отводится хорам — а это и стрельцы, и их жены, и "черноризцы" (старообрядцы), и "пришлый московский люд", которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с солистами. В постановке Додина все они распределены на разные этажи и ячейки движущейся сценической конструкции. Помимо собственно хора Венской оперы, в этом спектакле участвуют детский хор школы при театре и Словацкий филармонический хор (руководитель Йозеф Хабронь). Когда на поклонах на сцену вышел главный хормейстер Томас Ланг, на него обрушился шквал аплодисментов и криков "Браво".

Семен Бычков
Дирижер Семен Бычков: Мусоргский стал мне невероятно близок
Триумф дирижера

Главным же триумфатором спектакля стал его музыкальный руководитель Семен Бычков. По словам Мейера, на протяжении семи недель работы над постановкой Бычков участвовал в каждой репетиции, которые проходили по два раза в день. "То, что сегодня происходило в оркестровой яме, — это настоящее чудо", — сказал директор. Зрители устраивали овацию оркестру и дирижеру перед каждым актом, а не только перед последним, как это принято.

Бычков, давно завоевавший репутацию одного из ведущих мировых дирижеров, но мало выступавший в России, тоже впервые в субботу продирижировал "Хованщиной". "Без "Хованщины" Мусоргский не существует. И если я погрузился в мир "Бориса Годунова", то необходимо погрузиться в еще более полный мир России, который представляется в "Хованщине". Потому что трагедия Бориса — это трагедия личности. А трагедия "Хованщины" — это трагедия всей нации," — сказал дирижер в интервью РИА Новости.

А Додин на праздновании премьеры обратился к Бычкову со словами особой благодарности. "Я счастлив, что в очередной раз работал с великим музыкантом", — сказал он.

Следующие спектакли "Хованщины" пройдут в Венской опере 18, 21, 24, 27 и 30 ноября. Представление 21 ноября будет транслироваться в рамках программы платных интернет-трансляций театра в высоком качестве и будет доступно российской аудитории 22 ноября.

Культура
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.