Кризис книжной индустрии: системный просчет или особенность рынка

Накануне самой значимой для российских книгоиздателей художественной и интеллектуальной литературы ярмарки non/fiction, которая пройдет в столичном ЦДХ c 30 ноября по 3 декабря, впору обозначить главные проблемы книгоиздателей, вглядеться в перспективы российского электронного рынка и присмотреться к особенностям русской привычки чтения.

МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости, Мария Ганиянц. Накануне самой значимой для российских книгоиздателей художественной и интеллектуальной литературы ярмарки non/fiction, которая пройдет в столичном ЦДХ c 30 ноября по 3 декабря, впору обозначить главные проблемы книгоиздателей, вглядеться в перспективы российского электронного рынка и присмотреться к особенностям русской привычки чтения.

О том, что отечественная книжная индустрия переживает нелегкие времена, говорили давно, но лишь начиная с 2009 года, когда мировой финансовый кризис докатился до России, вопрос стал ребром, и возникли мысли о системной ошибке отечественной модели развития рынка - с его монополистами издателями и распространителями и ставкой на развлекательную массовую литературу

Падение по факту

Согласно официальной статистике, опубликованной в последнем докладе Роспечати "Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011", общее падение тиражей в стране, начиная с 2008 года, когда было издано в целом по стране 760,4 миллиона экземпляров книг и брошюр, составило порядка 20% - в 2010 году объем рынка составил всего 653,8 миллиона экземпляров. Эксперты прогнозируют, что падение рынка продолжится и составит 8-12%, не изменится ситуация и в 2012 году. Что, впрочем, не сильно отразится на объеме рынка, так как цены на книги продолжают расти.

Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев рассказал в интервью РИА Новости, что, хотя просчитать реальный ежегодный объем рынка книг в России непросто, в том числе и по причине сложного учета уличной торговли книгами, цифра в 2,5-2,7 миллиарда долларов кажется наиболее достоверной. На долю детской литературы приходится 17% рынка, на долю художественной - 15%.

На рынке массовой художественной литературы по-прежнему доминируют криминальные детективы Донцовой, Шиловой и Устиновой: однако и их миллионные тиражи также упали почти вдвое - по сравнению с ситуацией пятилетней давности. Так общий тираж произведений лидера рынка Дарьи Донцовой в 2006 году составил почти 10 миллионов экземпляров, а в 2010 - всего 5,4 миллиона.

Кризис, по мнению экспертов, нарастает: кроме сокращения объемов тиражей на рынке зафиксировано значительное падение продаж, начавшееся в 2009 году в регионах, в прошлом году оно дошло и до Москвы, на которую приходится 40% рынка потребления книжной продукции. И если у издательств-монополистов таких, как "Эсмо", АСТ и "Просвещение", на долю которых приходится треть всей книжной продукции страны, есть время и средства для оптимизации расходов, поиска инвестиций и новых путей развития, то у других издательств такой финансовой подушки безопасности, позволяющей пережить трудные времена, нет.

Догнать и перегнать

Электронная книга: настоящее и будущее

Впрочем, не стоит думать, что происходящее - только российская история. Книжная индустрия всего мира столкнулась со сменой парадигмы, вызванной приходом электронных носителей и интернета во все сферы жизни. На прошедшей в середине октября крупнейшей международной книжной ярмарке во Франкфурте все внимание уделялось кризисным явлениям на рынке бумажной литературы, а также формированию рынка электронных книг и борьбе с пиратством. Как рассказал ранее РИА Новости Арно Нурри (Arnaud Nourry), председатель совета директоров второго по величине издательского концерна в мире Hachette Livre, купившего весной 25% плюс одну акцию российской "Азбуки-Аттикус", электронные книги - это не только техническое обновление, но и ломка существующего порядка. По его мнению, сложно предсказать, чем обернется появление электронных носителей. Может случиться и так, что авторы откажутся от издателей или издательства - от привычных схем распространения через магазины - и будут использовать интернет-ресурс или встанут под крыло таких гигантов, как Apple или Google.

Пока, по мнению экспертов, на долю электронных книг приходится значительно менее 1% общего объема российского рынка. Для сравнения - в США, которые лидируют на рынке электронного книгоиздания, он составляет 8% от общего рынка, объем которого оценивается в 25-30 миллиардов долларов. Точных данных опять-таки нет, известно лишь, что в прошлом году россияне купили порядка миллиона ридеров.

Особый русский путь

Глубинными причинами кризиса рынка традиционной бумажной литературы, который в России, по мнению ряда экспертов, не эволюционирует, в отличие от западного, а деградирует, Владимир Григорьев называет потерю интереса к чтению, рост цен на книги и утрату социальной функции библиотек.

По мнению главного редактора старейшего независимого издательства Ad Marginem Александра Иванова, издательства, особенно крупные, проиграли, сделав ставку на книгу как на развлечение, попутно отучив россиян от вдумчивого чтения. "Оказавшись в одном ряду с телевидением или кино, книга оказалась не конкурентоспособной на рынке развлечений. В итоге пострадали все, даже у крупных издательских концернов исчезают целые сегменты", - рассказал РИА Новости Иванов.

"На Западе традиционно больше читают, а у нас книжная культура в глубоком загоне. В течение последних 15-ти лет книги были отданы на откуп коммерсантам, а в книжный бизнес пришли люди, которым было все равно, что создавать и чем торговать, колбасой или книгой. И эти структуры уничтожили эротизм книги, сделав ее развлечением, способом проехать в метро от остановки к остановке", - рассказал РИА Новости соучредитель культового книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов, добавив, что книга больше не является источником знаний или предпосылкой развития человека.

Какую книгу вы сейчас читаете? Опрос >>

Куприянов считает, что на книжках можно заработать на "квартиры-машины" только если печатать стотысячными тиражами массовую популярную литературу, вроде серии "Гарри Поттера" и детективов Донцовой, а на хорошей литературе - нельзя. По его мнению, ситуация усугубляется отсутствием независимых книжных магазинов, в которых посетитель мог бы получить необходимую информацию, грамотный совет, узнать о новинках, а не просто прийти в книжный супермаркет и выбрать бестселлер. "В России нет рынка сбыта, нет возможности продавать книги, кроме пары десятков точек в стране, все захвачено монстрами, торговыми сетями", - пояснил собеседник агентства.

Российские независимые издательства и книжные магазины видят выход в единстве. "Альянс независимых издателей и книгораспространителей", о появлении которого официально объявят на non/fiction, попробует организовать новое книжное пространство в России. Целью альянса, состоящего из пары десятков книжных магазинов и издательств Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, станет не спасение корпоративной книжной индустрии, а, по словам его организаторов, создание в России параллельного книжного пространства, где книга перестала бы быть только развлечением и товаром.

Практически это будет выражаться в проведении большого числа локальных книжных ярмарок и внедрения привычки чтения в досуг горожан, которые могли бы, например, найти нужные им книжки в кафе.

Сам пишу, сам продаю

Однако, по мнению Леонида Бершидского, все еще занимающего пост директора отдела деловой и учебной литературы издательства "Эксмо", независимые издатели, которые призывают относиться к книге не как к товару, а как к товарищу, лукавят.

"Эти ребята все равно хотят три или четыре конца, но будут убеждать, что книга - не товар, а товарищ. Все эти крики - свидетельство лишь того, что предпринять на самом деле они ничего не могут. Им бы отказаться от той модели, по которой работают большие издательства (с небольшими выплатами автору в 10-15% с первого тиража, с копеечными расценками на переводчиков, редакторов, корректоров), тогда можно было бы говорить, что книга - не товар", - сказал РИА Новости Бершидский.

Выход из кризиса традиционных каналов распространения, который совпал с отсутствием ярких бестселлеров и проектов, интересных для массового читателя, он видит в развитии рынка электронной книги.

Однако, по мнению экспертов, рынок e-books в России практически весь находится во власти пиратов.

"В отличие от видеопиратов, с которыми хоть как-то можно было договориться, предложив им деньги, книжные - идейные и действуют зачастую не из корыстных побуждений, а, значит, и бороться с ними крайне сложно", - пояснил Бершидский. По его мнению, привлекательнее бесплатного товара может быть только очень хороший и недорогой качественный товар. Пока эта ниша в России практически свободна, но издатели уже давно, заключая договор с авторами, включают в него электронные права.

Есть и еще один вариант развития книжной индустрии в интернете, при котором издательства и вовсе могут исчезнуть. Крупнейший интернет-магазин Amazon.com уже больше пяти лет как поддерживает площадку для независимых авторов. Писатели сами нанимают редакторов и корректоров, выкладывают текст на портал и сами раскручивают книжку. Продаются такие книги очень дешево, но некоторым авторам удается таким образом продать их миллионы раз и неплохо заработать. "Сегодня, чтобы отстоять этот рынок, надо действовать быстро, разнообразно и творчески. История с независимыми авторами очень перспективна и может стать одним из выходов", - уверен Бершидский.

Культура
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена