Александр Градский - внук бабушки всего русского рок-н-ролла

60-летний юбилей Александра Градского (10)
Сегодня исполняется 60 лет певцу, мультиинструменталисту, поэту и композитору народному артисту России Александру Градскому. Всесоюзную славу ему принесла песня Пахмутовой и Добронравова "Как молоды мы были", но при этом его называют отцом-основателем русского рока.

Сегодня исполняется 60 лет певцу, мультиинструменталисту, поэту и композитору народному артисту России Александру Градскому. Всесоюзную славу ему принесла песня Пахмутовой и Добронравова "Как молоды мы были", но при этом его называют отцом-основателем русского рока. Впрочем, Александр Градский относится к этому титулу скептически и не устает повторять: русской рок-музыки вообще не существует.

Градского с музыкой связала мода

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области, где жил с семьей до переезда в Москву в 1957 году. Его отец работал инженером на заводе, мать, выпускница ГИТИСа, была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали во МХАТ, но она вместе с мужем уехала на Урал, куда его распределили после окончания института, сообщается на сайте People's History. По словам Александра Градского, там она работала не с профессиональным коллективом, "но многие ее ученики поступили потом в театральные вузы".

Другим человеком "из искусства" в семье был дядя Градского по материнской линии, который танцевал в ансамбле под руководством Моисеева - одном из немногих коллективов, которым разрешали гастроли в капиталистические страны. Из-за границы дядя привозил в том числе пластинки Элвиса Пресли, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Фрэнка Синатры, саксофониста Стива Гетца и других западных исполнителей. Александр Градский считает, что во время прослушивания этих пластинок он получил первый рок-н-ролльный импульс.

Родители Градского тоже с удовольствием слушали эту музыку, а в 1958 отдали сына в Гнесинскую школу по классу скрипки. Как вспоминает сам Александр Градский, в то время в "средних семьях" было "модно" отдавать детей в музыкальную школу. Когда его педагог ушел из школы, весь класс, в том числе и будущий известный музыкант, ушли за ним в обычную, районную.

Условия для занятий музыкой у мальчика были не очень подходящие. Семья жила в коммуналке, в которой было прописано 38 человек. В восьмиметровой комнате Градских жило четверо человек и стояло пианино.

Еще во время учебы в школе Градский пробовал свои силы в школьных вечерах, пел, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играл в театральном кружке, в 13 лет написал свое первое стихотворение. Также он всегда занимался спортом.

"Сначала футболом, потом волейболом, борьбой, карате… Даже в шахматный кружок ходил, - рассказывал музыкант "Аргументам и фактам". - Тем не менее я закончил музыкальную школу, получил диплом и, видимо, какие-то надежды подавал. Но к тому времени уже появились Beatles. Было такое глобальное эмоциональное потрясение, что уже ни о какой скрипичной карьере речи быть не могло".

Градский всегда подчеркивает особую роль "ливерпульской четверки" в своей жизни. Знакомство с этой группой в 1963 году сначала стало поворотным моментом в занятиях в музыкальной школе, а потом привело его к мысли о продолжении профессионального образования. Кстати, Александр Градский учился в двух вузах: в Гнесинском институте и в Московской консерватории.

Не чужды были молодому музыканту и отечественные исполнители - Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. Как интерес к рок-музыке сочетался с цветом советской "легкой" музыки тех времен, Градский объяснил в интервью MIGnews.com: "По музыкальной идеологии я не вижу разницы между Марком Бернесом и Полом Маккартни. Та же предельная искренность и максимальное проникновение в самую суть исполняемой вещи. Скажу больше: какую-нибудь песню в исполнении Бернеса, например "Опять расстаюсь я с тобою", считаю равной песням вокальных циклов Шумана. Хотя это спето по-другому: разная звуковая подача, энергетика. В каждом жанре нужно быть адекватным музыкальной и поэтической задаче".

Как Александр Градский сделал рок русским

С таким багажом Александр Градский и пришел в музыку, основав в 1965 году одну из первых советских рок-групп "Славяне". Почти все песни, которые исполнял коллектив, были на английском языке из репертуара The Beatles и Rolling Stones. Спустя год, в 1966-м, Градский собирает новую команду - "Скоморохи", где музыканты пели песни только на русском. Также принимал участие в группах "Лос Панчос", "Скифы", "Тараканы" (в ней 16-летний Градский играл на семиструнной ритм-гитаре и исполнял несколько песен, в основном на английском, хотя была в его репертуаре и одна русскоязычная - знаменитая песня Бабаджаняна "Твист в Москве" или "Лучший город Земли").

В конце 1960-х Градский начал сольную карьеру, выступая один, под гитару, также много гастролировал по стране в составе разных коллективов в качестве гитариста. К этому времени относятся и его первая рок-опера "Муха-Цокотуха". Градский стал, по сути, одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке - собственными и известных поэтов, активно обращался к народному фольклору.

В начале 1970-х годов создал цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира, своеобразную энциклопедию рок-стилей от блюза до рок-н-ролла. В этот же период он принял участие в создании диска Давида Тухманова "Как прекрасен мир". В 1973 году Градский выпустил первый самостоятельный сингл.

В 1974 году режиссер Андрей Михалков-Кончаловский заказал 23-летнему музыканту написать музыку к своему фильму "Романс о влюбленных". За эту работу американский журнал Billboard в 1974 году наградил Градского дипломом "За выдающийся вклад в мировую музыку".

В 1975-1976 годах Градский продолжил писать музыку для кино, записывал пластинки. Именно тогда на свет появился суперхит Пахмутовой и Добронравова "Как молоды мы были" в его исполнении.

За свою карьеру Градский выпустил более 20 музыкальных дисков, среди которых "Романс о влюбленных" (1974), "Русские песни" (1980), "Размышления шута", "Утопия А.Г." (1988), "Ностальгия", "Монте-Кристо", "Экспедиция" (1990), "Несвоевременные песни" (1993), "Фрукты с кладбища" (1994) и другие.

Также Градский работал в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Синди Петерсон и многими другими.

Он является автором советской рок-оперы "Стадион" (1973), в которой принимали участие Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Андрей Миронов, Андрей Макаревич. Градский считает, что участие в этой опере - лучшая работа Пугачевой.

Он написал музыку к первому отечественному рок-балету "Человек" по роману Редьярда Киплинга, балетам "Распутин" и "Еврейская баллада". Стал автором музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Также поставил два музыкальных фильма - "Антиперестроечный блюз" (1991) и "ЖивЬем в России" (1996).

В 1987 году музыкант вел на радиостанции "Юность" "Хит-парад Градского". Именно там впервые прозвучали песни "Кино", "Алисы", "ДДТ", "Облачного края", Башлачева, "АВИА", "Зоопарка", "Секрета". По определению музыканта, его хит-парад был противостоянием "занудному официозу".

Последней крупной работой Градского стала опера "Мастер и Маргарита", над которой он работал почти 30 лет. Сам музыкант, который работал и над музыкой, и над либретто произведения, исполнил арии Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. По его признанию, все эти роли он взял на себя, потому что просто не нашел достойных исполнителей.

На роли других персонажей бессмертного романа Булгакова Градский подобрал удивительный состав исполнителей. Среди них Олег Табаков, Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Лариса Голубкина, Леонид Ярмольник, Геннадий Хазанов, Владимир Маторин, Любовь Казарновская, Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Александр Розенбаум, Николай Фоменко и др.

За что Градский не любит "протестантов"

Александра Градского нередко называют родоначальником русского рока. На что сам музыкант привычно отвечает, что такого направления в России нет.

"Мы имеем нечто своеобразное, свое собственное какое-то музыкальное направление, которое в общем охарактеризовать как рок-музыку сложно, поскольку это в первую очередь не музыка, а в общем социальная позиция и социальный акт. Там не очень хорошие стихи, и не очень хорошо сыграно, и не очень хорошо спето", - в очередной раз озвучил свою точку зрения на отечественный рок Градский на пресс-конференции в РИА Новости.

Музыкант вообще нередко ругает коллег за недостаток профессионализма и природных данных и считает, что главное для рокера - музыкальное образование: "Большинство наших "рокеров" вообще никогда не играли рок-н-ролл. Они не знают, что это такое. Сыграй какую-нибудь их рок-композицию просто под гитару - получится чистый "блатняк". Глушить слушателя тяжелым звуком, громко орать: "Пошли вы все к чертовой матери", ломать на сцене инструменты - на все это много ума не надо. Вот мы какие "протестанты". А в чем протест? Очевидно, отвергается якобы причесанное и прилизанное советское искусство. Но, протестуя против одного, нужно взамен предлагать что-то другое. А что они могут предложить? Внешний вид, активную позицию, социальные тексты? Все это звучит эмоционально, жестко, истово. Но что тут нового в музыке?".

Отрекаясь от титула отца русского рока, Градский нередко в интервью рассказывает про свою бабушку. "Долгое время со мной жила бабушка. Так вот она считалась бабушкой всего русского рок-н-ролла, потому что все мои друзья и коллеги периода ранней молодости были людьми бедными, они у нас частенько столовались. Юмор юмором, но так ее и называли: "бабушка русского рока". (…) У нее были фантастические способности. Однажды приехал, сбежав из армии, Саша Буйнов. Мы, значит, накрыли его одеялом, чтобы гости не смогли врубиться, кто это там такой: сюрприз хотели друзьям устроить. Заходит бабушка, смотрит на одеяло и говорит: "Буйнов, ты когда носки-то сменишь?" Не получилось сюрприза", -цитируются его слова на сайте gradsky.com.

За что Градский пел банщикам

Как же вышло, что Александр Градский в семидесятые в СССР, когда рок был под запретом, стал популярен? "Благодаря песне Али Пахмутовой "Как молоды мы были", которую я спел, и фильму "Романс о влюбленных", к которому я написал музыку, - отвечает музыкант. - Востребованность была в такой степени велика, что мне платили самые высокие гонорары - начиная с 1975 года я был одним из, может быть, двух-трех самых высокооплачиваемых артистов во дворцах спорта. (…) Сегодняшним гастролерам такие цифры и не снились, они даже не понимают, что это такое".

А ведь тогда фильм "Романс о влюбленных" и песня "Как молоды мы были" появились по телевизору раз пять в течение года. "Для меня этого оказалось достаточно. Сегодня пять раз в день показывают Киркорова, и то этого иногда бывает недостаточно…" - говорит Градский.

При этом популярнейший тогда музыкант не всегда выступал только в самых престижных залах. "Я считаю одним из своих самых памятных концертов тот, где участвовали Зыкина, Магомаев, Пьеха, Высоцкий, Ободзинский, Пугачева, Ротару… - рассказал Градский "Труду". - Сие супершоу случилось много лет назад в… Центральной московской бане. Зрителями были 50 банщиков! Всех нас, звезд-перезвезд, объединила высокая цель - "выбить" в пятницу время для помывки артистов. Ведь тогда в хорошую баню было так же трудно попасть, как в Большой театр. Вот и понадобилось массированно воздействовать на банный коллектив…"

Пять лет назад в интервью "Новым известиям" Градский так охарактеризовал свою востребованность: "Более, чем мог бы желать. При практически никакой "раскрутке" на телевидении у меня семь-восемь миллионов постоянных поклонников. Это очень много. Когда, например, я забываю слова на сцене, мне всегда из зала подсказывают".

Но сцена для музыканта, по его словам, - не просто способ заработать: "Для меня пение - физиологическое удовольствие. Часто спрашивают: "Чем займетесь, Александр Борисович, когда потеряете голос?" Обычно отшучиваюсь, хотя понимаю, что когда-нибудь же это произойдет… Но пока, слава Богу, не произошло. (…) Буду ставить спектакли, учить молодежь - дел хватит".

"Как-то одна девочка написала в интернет-форуме фразу, которая сперва меня вознесла, а потом с размаху опустила на землю: "Какой был Градский красивый в юности - настоящий индийский принц! Как жаль, что красота не вечна…" - рассказывает музыкант газете "АиФ". -  Юность бессмертна и смертна одновременно. Можно, конечно, до старости пытаться хорохориться и прыгать, но это смешно. Важно найти золотую середину - уже не мальчик, но еще не старый козел".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Культура
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена