Читай по глазам, или Как диснеевские персонажи породили аниме?

28.10.2009: Актуальные обобщения (8)
28 октября отмечается день рождения анимационного кино. Именно в этот день в 1892 году кудесник Эмиль Рейно созвал парижский зрителей на новое зрелище - "оптический театр". Изобретатель показал, как работает аппарат праксиноскопа, показывающий движущиеся картинки.

28 октября отмечается день рождения анимационного кино. Именно в этот день в 1892 году кудесник Эмиль Рейно созвал парижский зрителей на новое зрелище - "оптический театр". Изобретатель показал, как работает   аппарат праксиноскопа, показывающий движущиеся картинки.

Первый в истории мультфильм появился в 1908 году. Он назывался "Фантасмагория" и состоял из 700 рисунков французского художника-карикатуриста Эмиля Коля. Принцип создания мультфильма прост: черные линии на белом фоне и затем отпечатанные на негативе. При анимировании это выглядит так, как будто мультфильм нарисован мелом на черной поверхности, пишет lenta.ru.

Сама идея отмечать Всемирный день мультфильмов появилась гораздо позже: в 2002 году праздник был  учрежден организацией ASIFA, the International Animated Film Association, Международной Ассоциацией анимационного кино.

В Москве праздник всех любителей анимации будут отмечать целых 12 дней. Именно столько длится один из самых крупных международных смотров анимации в России – Большой Фестиваль Мультфильмов.

С 28 октября по 8 ноября в десяти столичных кинотеатрах  можно будет смотреть детские и очень много взрослых мультфильмов, в том числе работу оскароносного "пластилинового" мультипликатора Адама Эллиота - "Мэри и Макс". В мультфильме рассказывается об отношениях 8-летней девочки из австралийского Мельбурна, и  44-летнего одинокого еврея, неврастеничного жителя шумного нью-йоркского хаоса. Разделенные двумя континентами, Мэри и Макс проносят свою необычную дружбу по переписке через годы.

На фестивале также будут показаны отечественные фильмы, вышедшие за последний год, в том числе - призеры мультфестиваля "Крок" "Поездка к морю" Нины Бисяриной, сериал Алексея Алексеева Long Jam про трио медведя, зайца и волка, и абсурдные "Дополнительные возможности Пятачка" Ивана Максимова.

Ода "Чебурашке"

Современный дети не испытывают недостатка в разнообразных мультипликационных историях и героях: кинотеатры наперебой анонсируют премьеры мультсериалов, а полки магазинов ломятся от изобилия дисков с приключениями гоблина Шрека, собачки по имени Вольт, инопланетянина Лунтика.

Между тем, большинство российских мам (93%), как и много лет назад, предпочитают показывать своим детям старые советские мультики – "Чебурашка и Крокодил Гена", "Котёнок по имени Гав", "Трое из Простоквашино" и другие, свидетельствует опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru.

Мультфильмы – это не просто веселое времяпрепровождение перед экраном телевизора, считают российские женщины.  Поведение любимых героев учит ребенка тому, как поступать в той или иной ситуации, как дружить и общаться с ровесниками и взрослыми. Именно, поэтому классика советской мультипликации до сих пор популярна.

Второе место в опросе занимают мультфильмы студии Disney, которые ставят своим детям 77% матерей. Примечательно, что особое одобрение заслуживает классика Диснея – фильмы "Белоснежка", "Дамбо", "Бэмби" и прочие, появившиеся в 30-50-х годах прошлого века.

Современные российские мультфильмы, такие как "Смешарики" и "Лунтик", оказались на третьем месте, набрав 68% голосов опрошенных.

Интересно, что 8% респондентов позволяют своим детям смотреть мультипликацию современных японских режиссеров, несмотря на то, что подавляющая часть выпускаемого аниме (около  80%) рассчитана на подростковую и взрослую аудитории.

Глаза Микки-Мауса, душа - японского героя

Как известно, мультфильмы изначально создавались для самых маленьких зрителей. Однако с годами художники превратили анимацию в особую форму искусства,  затрагивающую  абсолютно все темы и жанры.

Во главе авангардной анимации уже много лет находится  аниме – жанр родом из Японии. По мнению поклонников японской анимации, аниме – это даже не жанр  мультипликации, а форма искусства, культура, на основе которой создаются произведения различных стилей, пишет anime-zone.ru.

Японская анимация зародилась в 1910-х гг. Изначально это были небольшие работы художников-одиночек, подражающих западным мультипликаторам. В основу сюжета первых аниме ложились японские и китайские сказки, которые рисовались в традиционной японской графике.

Первые аниме появились в 1917 году, это был "Новый альбом набросков" Симокавы Дэкотэна и "Сражение обезьяны и краба" Китаямы Сэйтаро. Мультфильмы длились не более пяти минут, они создавались вручную художниками, пытавшимися повторить опыт американских мультипликаторов.

В 1933 году на студии Masaoka Film Production появляется первый звуковой аниме-фильм "Сила и женщины мира". В 40-х годах к аниме обратились милитаристы, поддержавшие направление в обмен на своеобразную "игровую" пропаганду армии. В 1943 году в лентах "Момотаро - морской орел" и "Момотаро – божественный моряк" человекообразные зверюшки-морские пехотинцы спасали Индонезию и Малайзию от рогатых чертей, олицетворяющих американцев. 

Как коммерческое искусство аниме сформировалось к концу 1970-х гг. Основоположник традиций современного аниме Осаму Тэдзука заимствовал у Диснея и впоследствии  развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций.

Со временем японские мультипликаторы решили не подражать фильмам Диснея, а остановиться на создании сериалов, более привлекательных для местной аудитории.

Настоящий бум аниме пришелся на начало 1980-х годов и был вызван появлением сериала "Мобильный воин Гандам". Подростки, выросшие на специфичной японской анимации, которая формировала их мировоззрение и задавала ориентиры, хотели нового, более "взрослого" аниме. Мальчик Гандам пришелся как нельзя более кстати.

В 90-х благодаря растущей конкуренции между студиями мультфильмы стали более дорогими и красивыми. Герои получили больше индивидуальности, стали сексуальными до такой степени, что влюбленность в того или иного персонажа делается нормой среди фанов аниме. 

Кстати, поклонники аниме и японских комиксов называются "отаку". В переводе с японского слово означает "ваш дом", это очень вежливая форма обращения к собеседнику. В современном японском языке словечко мало употребительно, поэтому поклонники фантастики позаимствовали его для своего внутреннего использования. Постепенно "отаку" стали называть фанов чего-либо, а само слово покинуло пределы Японии.

Портрет аниме-героя

Аниме отличается символическим графическим языком, который с помощью нескольких штрихов передает характер героя. Например, цвет волос персонажа крайне важен: рыжий говорит о вспыльчивости, белый – об иностранном происхождении, а черный олицетворяет нечто среднее.

Пресловутые большие глаза говорят о юности героя, его красоте и открытости миру. Одежда персонажа всегда указывает на род его занятий.

Когда герой чем-то сильно поражен, он незамедлительно падает в обморок. Непроизвольное чихание говорит о том, что о герое кто-то вспомнил. Потоки слез из глаз – комический прием, говорящий о том, что причина расстройства несерьезна.

Большой смысловой нагрузкой обладает и голос персонажа. В Японии существует отдельная профессия – сэйю – актеры, озвучивающие героев аниме. Многие из них очень популярны: имеют свои фан-клубы, сайты и т.д. Сэйю умеют изменять голос, воспроизводить диалекты, акценты, "играть" различные эмоции.

Герой аниме обязательно должен говорить высоким голосом, в этом и заключается одна из сложностей работы профессиональных актеров сэйю, озвучивающих мультфильмы. В Японии высокий женский голос считается привлекательным и красивым, тогда как низкий тембр свидетельствует об угрозе.

Жанры аниме

Сейчас большая часть аниме-продукции – видео- и телесериалы. Жанры определяются целевой аудиторией, особенностями повествования, сюжетом.

Сёнен – очень распространенный жанр среди юношей подросткового возраста. Он отличается ярко выраженным динамизмом сюжета. Поджанрами сёнен являются  сэнтай ("группа"), рассказывающий о приключениях небольшой команды героев, и "спокон", повествующий о приключениях спортсменов, добивающихся успехов благодаря силе воли, выдержки и трудолюбию.

Махо-сёдзё ("девушки-волшебницы") – истории из жизни девушек, наделенных магической силой. "Добуцу" – мультфильмы о человекоподобных пушистых существах.

"Киберпанк" повествует о компьютерном мире будущего. Аниме в жанре "паропанк" повествуют об альтернативных мирах, находящихся на уровне развития Европы конца XIX в. Техника уже существует, герои активно пользуются дирижаблями, паровозами и пароходами, однако людьми она воспринимается как нечто чудесное и часто враждебное.

SD (super deformed) – это анимация искаженных пропорций: большая голова и маленькое тельце. Это комический стиль, часто употребляется в сценах, когда серьезные персонажи ведут себя по-детски. Хентай – эротическое аниме. Мультфильмы в стиле яой рассказывают о гомосексуальных отношениях, в стиле юри – о лесбийских.

Косплей – одеваемся в стиле аниме

Косплей – костюмированное шоу, участники которого одеваются в стиле мультфильмов аниме, комиксов манга, японских видеоигр. Иногда также используются традиционные национальные костюмы Японии.

Название "косплей" – англоязычный термин "cosplay", который расшифровывается как Costumed Play – костюмированная игра.

Участники косплея подражают тому или иному персонажа аниме или манги. Они пытаются походить на него не только в стиле одежды, но и в поведении. Суть косплея заключается в максимальном перевоплощении в героя аниме.

Косплееры преследуют разные цели. Многие из них просто хотят появиться на людях в оригинальном красивом костюме. Других больше увлекает перевоплощение в любимого персонажа, актерская игра. Некоторые косплееры просто любят шить и хотят продемонстрировать свое мастерство.

В Японии косплей давно приобрел коммерческий характер. Многие компании производят костюмы в стиле аниме и специальную атрибутику. Косплей стал частью национальной культуры Японии. Людей, одетых в стиле аниме, можно встретить на специальных фестивалях, в магазинах, на выставках. В России косплей пока не получил широкого распространения, но фанаты аниме, тем не менее, устраивают шоу: костюмы и атрибутику они делают самостоятельно.

В России проходит несколько фестивалей косплея. Самыми крупными считаются Петербургский "Манифест", московская "Аниматрица" и воронежский "Аниме-фестиваль". Впервые в России косплей-шоу состоялось в 2002 году в Воронеже. 

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Культура
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена