центр «Космонавтика и авиация»
Как мы построили «Космос»
После реставрации на ВДНХ открылся один из самых известных павильонов — «Космос». Это история о том, как и когда было построено это знаменитое здание, кем были его архитекторы и скульпторы.
центр «Космонавтика и авиация»
Как мы построили «Космос»
После реставрации на ВДНХ открылся один из самых известных павильонов — «Космос». Это история о том, как и когда было построено это знаменитое здание, кем были его архитекторы и скульпторы.
Первый план
17 февраля 1935 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников Иосиф Сталин подписал указ о строительстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая должна была продемонстрировать успехи сельского хозяйства СССР. Открытие было намечено на 1937 год — к 20-му юбилею Октябрьской революции. Среди ведущих архитекторов страны был объявлен конкурс на лучший проект будущей выставки. К работе были привлечены 20 лучших мастерских страны.

Среди множества проектов выбрали наиболее практичный, хорошо продуманный и тесно привязанный к местности проект Вячеслава Олтаржевского. По задумке автора, «основными звеньями композиции генерального плана являлись три главные группы: вступительная площадь, площадь Народов СССР и производственный центр сельского хозяйства». Именно на площади Механизации (ныне — площадь Промышленности) должны были располагаться основные павильоны отраслевого сельскохозяйственного производства, в первую очередь увенчанный башней павильон «Механизация».

Первый план
17 февраля 1935 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников Иосиф Сталин подписал указ о строительстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая должна была продемонстрировать успехи сельского хозяйства СССР. Открытие было намечено на 1937 год — к 20-му юбилею Октябрьской революции. Среди ведущих архитекторов страны был объявлен конкурс на лучший проект будущей выставки. К работе были привлечены 20 лучших мастерских страны.

Среди множества проектов выбрали наиболее практичный, хорошо продуманный и тесно привязанный к местности проект Вячеслава Олтаржевского. По задумке автора, «основными звеньями композиции генерального плана являлись три главные группы: вступительная площадь, площадь Народов СССР и производственный центр сельского хозяйства». Именно на площади Механизации (ныне — площадь Промышленности) должны были располагаться основные павильоны отраслевого сельскохозяйственного производства, в первую очередь увенчанный башней павильон «Механизация».

Биография: Вячеслав Константинович Олтаржевский
(17 [29] марта 1880 — 24 апреля 1966)
— русский и советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству, первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). С 1901 по 1908 год обучался на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году, в период закрытия училища, в течение года обучался в Венской академии художеств у Отто Вагнера. В 1924–1935 годах был командирован в США, где экстерном окончил Нью-Йоркский университет и работал на высотном строительстве. Авторству Олтаржевского принадлежит труд «Строительство высотных зданий в Москве», обобщивший практику проектирования и строительства сталинских высоток.
Однако план открыть ВСХВ к 20-летию Октябрьской революции, в ноябре 1937 года, так и не был реализован: создать всего за год такой огромный выставочный комплекс было просто невозможно. Открытие было перенесено на 1938 год, но и этот срок оказался нереальным.

Тем не менее к 1937 году уже был построен ряд значительных сооружений выставки: по проектам Олтаржевского и его помощников были возведены здание Главного входа, павильоны «Механизация», «Зерно» и другие.

Особенно интересен был павильон «Механизация», созданный Олтаржевским в содружестве с художником Львом Бруни. Над ним возвышался деревянный купол диаметром 25 метров, увенчанный решетчатой башней высотой 49,5 метра. В целом павильон был построен в виде многоярусной башни, стиль которой позже использовался автором и в архитектуре высотных зданий.

Однако план открыть ВСХВ к 20-летию Октябрьской революции, в ноябре 1937 года, так и не был реализован: создать всего за год такой огромный выставочный комплекс было просто невозможно. Открытие было перенесено на 1938 год, но и этот срок оказался нереальным.

Тем не менее к 1937 году уже был построен ряд значительных сооружений выставки: по проектам Олтаржевского и его помощников были возведены здание Главного входа, павильоны «Механизация», «Зерно» и другие.

Особенно интересен был павильон «Механизация», созданный Олтаржевским в содружестве с художником Львом Бруни. Над ним возвышался деревянный купол диаметром 25 метров, увенчанный решетчатой башней высотой 49,5 метра. В целом павильон был построен в виде многоярусной башни, стиль которой позже использовался автором и в архитектуре высотных зданий.

Биография: Лев Александрович Бруни
(8 [20] июля 1894, село Алексеевка, Новгородская губерния — 26 февраля 1948, Москва)
— русский и советский художник-авангардист, иллюстратор и военный корреспондент. Автор многочисленных контррельефов в жанре конструктивизма. В 1912–1913 годах учился в Академии Жюлиана (Париж) — посещал мастерскую Жан-Поля Лорана. Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В начале 1920-х годов по приглашению Фаворского переехал с семьей в Москву, где возглавлял графическую, затем монументальную мастерскую Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН). Сегодня его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.
В 1938 году ВСХВ посетила правительственная комиссия, которая осмотрела уже построенные павильоны и вынесла отрицательный вердикт. Выставку посчитали слишком скромной, в павильонах не было «торжественной монументальности, которая должна отразить сталинскую эпоху». Критиковали и архитектуру отдельных павильонов, в частности «Механизации». В отчете говорилось: «Примитивные деревянные фермы этого уродливого павильона никак не соответствуют теме индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, неудачные габариты заставляют решать внутреннюю планировку павильона таким образом, что внутри него нельзя, по существу, показать замечательные машины, действующие сейчас на социалистических полях». В итоге в 1938 году павильон был снесен.

Причины срыва установленных сроков и недостатков строительства нашли в действиях «вредителей». Был арестован и главный архитектор — Вячеслав Олтаржевский. В июне 1938 года сослан в Воркуту.

В 1938 году ВСХВ посетила правительственная комиссия, которая осмотрела уже построенные павильоны и вынесла отрицательный вердикт. Выставку посчитали слишком скромной, в павильонах не было «торжественной монументальности, которая должна отразить сталинскую эпоху». Критиковали и архитектуру отдельных павильонов, в частности «Механизации». В отчете говорилось: «Примитивные деревянные фермы этого уродливого павильона никак не соответствуют теме индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, неудачные габариты заставляют решать внутреннюю планировку павильона таким образом, что внутри него нельзя, по существу, показать замечательные машины, действующие сейчас на социалистических полях». В итоге в 1938 году павильон был снесен.

Причины срыва установленных сроков и недостатков строительства нашли в действиях «вредителей». Был арестован и главный архитектор — Вячеслав Олтаржевский. В июне 1938 года сослан в Воркуту.

Примечание

Вячеслав Олтаржевский был освобожден в 1943 году, смог вернуться к профессиональной деятельности и создал еще немало прекрасных зданий, среди которых гостиница «Украина», памятник на Бородинском поле, здание вокзала в Ростове-на-Дону, здание Латвийской академии наук в Риге и многие другие.
Скульптура И.В.Сталина на площади Механизации ВСХВ СССР. 1939 год. Автор фото: Анатолий Гаранин, МИА «Россия сегодня»
Торжественное открытие
Ко дню официального открытия — 1 августа 1939 года — под руководством главного архитектора Москвы В.В.Чернышева ансамбль ВСХВ преобразился. По сравнению с первоначальными планами количество высотных акцентов значительно уменьшилось, преобразился и павильон «Механизация»: построенный в виде огромного эллинга, похожий на здание Киевского вокзала в Москве, он протянулся от Главной аллеи к прудам. Авторами проекта были Виктор Андреев и супруги Иван Таранов и Надежда Быкова.

Торжественное открытие
Ко дню официального открытия — 1 августа 1939 года — под руководством главного архитектора Москвы В.В.Чернышева ансамбль ВСХВ преобразился. По сравнению с первоначальными планами количество высотных акцентов значительно уменьшилось, преобразился и павильон «Механизация»: построенный в виде огромного эллинга, похожий на здание Киевского вокзала в Москве, он протянулся от Главной аллеи к прудам. Авторами проекта были Виктор Андреев и супруги Иван Таранов и Надежда Быкова.

Биография: Виктор Семенович Андреев
(3 [16] сентября 1905, Харьков — 1988, Москва)
— советский архитектор, народный архитектор СССР, лауреат Сталинской премии третьей степени. В 1930 году окончил архитектурный факультет Харьковского государственного художественного института. В 1943–1957 годах преподавал вМосковском архитектурном институте. С 1962 года руководил застройкой московских районов Медведково и Свиблово.
Биография: Иван Георгиевич Таранов
(3 февраля 1906, город Зергже, Варшавская губерния — 1979, Москва)
— советский архитектор, автор 11 станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с женой, архитектором Н.А.Быковой), лауреат Сталинской премии второй степени. В 1923 году поступил в Харьковское художественное училище, потом – в Харьковский политехнический институт на архитектурный факультет. В 1932 году был направлен в Москву для проектирования метро, где встретил Надежду Быкову.
Биография: Надежда Александровна Быкова
(14 ноября 1907, город Серпухов — 1997, Москва)
— советский архитектор, автор 10 станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с мужем, архитектором И.Г.Тарановым). Лауреат Сталинской премии второй степени. Родилась в семье земского врача. Окончив школу, планировала обучаться на медика, но получила разнарядку в московские Высшие художественно-технические мастерские, которые окончила в 1930 году по классу архитектуры (обучалась у Н.А.Ладовского). C 1932 года — инженер Метропроекта.
Эллинг (нидерл. helling)
— сооружение, предназначенное для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей, аэростатов или судов на берегу. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году в городе Акроне (штат Огайо, США).
Павильон «Механизация» на площади Механизации ВСХВ СССР
Главный фасад здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах, были видны с любой точки ВСХВ. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».

Конструкция была украшена стальными стеклянными аркадами и двухъярусными галереями-лестницами. Этот прием сохранял первоначальный план площади Механизации, спроектированной Вячеславом Олтаржевским, и создавал эффект арки, перекинутой через Главную аллею и не закрывающей перспективу до самого горизонта.

Автором скульптур и барельефов павильона выступила группа студентов под руководством Сергея Меркурова.

Главный фасад здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах, были видны с любой точки ВСХВ. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».

Конструкция была украшена стальными стеклянными аркадами и двухъярусными галереями-лестницами. Этот прием сохранял первоначальный план площади Механизации, спроектированной Вячеславом Олтаржевским, и создавал эффект арки, перекинутой через Главную аллею и не закрывающей перспективу до самого горизонта.

Автором скульптур и барельефов павильона выступила группа студентов под руководством Сергея Меркурова.

Биография: Сергей Дмитриевич Меркуров
(26 октября [7 ноября] 1881, Александрополь, Эриванская губерния — 8 июня 1952, Москва)
— советский скульптор-монументалист, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина (1944–1949 годы), академик Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени. Обучался в Киевском политехническом институте, в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета, был учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера, до 1905 года учился у профессора Вильгельма Рюмана в Мюнхенской академии художеств. Автор многочисленных монументов И.В.Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР — в Ереване (1950), на входе в канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939)) и В.И.Ленину.
Вид на фонтан «Колос» и павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» на ВСХВ СССР. 1954 год. Автор фото: В.Носков, МИА «Россия сегодня»
Тот самый купол
К 1954 году павильон расширил экспозицию и получил новое название — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного зала со стеклянным куполом и приобрел современный вид.

Авторами проекта реконструкции здания выступили архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов, которые работали над предыдущим проектом. Главным конструктором был назначен М.М.Лимановский, конструктором купола стал Г.Б.Гордон.

Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 метров (общая высота павильона — 75 метров). Купол держался на четырех мощных арках и освещался 24 световыми лучами, расходящимися из вершины, для чего вдоль окружности были установлены лампы. Но эта задумка требовала доработки, так как лучи не имели композиционного центра. Тогда у Ивана Таранова появилась идея поместить в центр звезду с Троицкой башни Московского Кремля, которая стала основной люстрой центрального зала и центром всей его композиции. Такие звезды, выполненные по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского, украшали кремлевские башни с 1935 по 1937 год, а затем их заменили рубиновыми с внутренней подсветкой.

Тот самый купол
К 1954 году павильон расширил экспозицию и получил новое название — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного зала со стеклянным куполом и приобрел современный вид.

Авторами проекта реконструкции здания выступили архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов, которые работали над предыдущим проектом. Главным конструктором был назначен М.М.Лимановский, конструктором купола стал Г.Б.Гордон.

Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 метров (общая высота павильона — 75 метров). Купол держался на четырех мощных арках и освещался 24 световыми лучами, расходящимися из вершины, для чего вдоль окружности были установлены лампы. Но эта задумка требовала доработки, так как лучи не имели композиционного центра. Тогда у Ивана Таранова появилась идея поместить в центр звезду с Троицкой башни Московского Кремля, которая стала основной люстрой центрального зала и центром всей его композиции. Такие звезды, выполненные по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского, украшали кремлевские башни с 1935 по 1937 год, а затем их заменили рубиновыми с внутренней подсветкой.

Биография: Федор Федорович Федоровский
(14 (26) декабря 1883, Чернигов — 7 сентября 1955, Москва)
— русский и советский театральный художник, живописец, педагог, профессор. Доктор искусствоведения, главный художник Большого театра СССР, вице-президент и академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских премий. Автор художественного оформления спектаклей, сценических мероприятий, парадов, автор проекта и реставрации рубиновых звезд на башнях Московского Кремля, а также знаменитого «золотого» занавеса Большого театра.
На стенах подкупольного зала павильона была создана рельефная композиция из смальты, которая состояла из двух сюжетов, отражающих первоначальное назначение павильона: «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Сюжеты повторялись на всех трех стенах. Слева был изображен комплекс доменных печей, справа — гидроэлектростанция. Авторы мозаичного панно достоверно не известны.

По обе стороны главного фасада находились граненые башни, увенчанные скульптурами рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнерки на ступенчатых подиумах. Передние грани башен были украшены барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства.

По аттиковому поясу фасада идут шестнадцать (по числу республик) барельефов отраслевой тематики и государственной символикой, вписанные в медальоны. По центру аттикового пояса, над аркой, размещался герб СССР и выше «корона» с барельефом Владимира Ленина и Иосифа Сталина в картуше, окруженные цветочными композициями с фруктами, колосьями и лентами.

На стенах подкупольного зала павильона была создана рельефная композиция из смальты, которая состояла из двух сюжетов, отражающих первоначальное назначение павильона: «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Сюжеты повторялись на всех трех стенах. Слева был изображен комплекс доменных печей, справа — гидроэлектростанция. Авторы мозаичного панно достоверно не известны.

По обе стороны главного фасада находились граненые башни, увенчанные скульптурами рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнерки на ступенчатых подиумах. Передние грани башен были украшены барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства.

По аттиковому поясу фасада идут шестнадцать (по числу республик) барельефов отраслевой тематики и государственной символикой, вписанные в медальоны. По центру аттикового пояса, над аркой, размещался герб СССР и выше «корона» с барельефом Владимира Ленина и Иосифа Сталина в картуше, окруженные цветочными композициями с фруктами, колосьями и лентами.

Входа в павильон «Космос» на Выставке достижений народного хозяйства СССР. 1967 год. Автор фото: Владимир Минкевич, МИА «Россия сегодня»
Позднее павильон еще не раз менял название: в 1956–1959 годах он вновь стал павильоном «Машиностроение», с 1961 года стал павильоном «Градостроительство».

С момента запуска первого искусственного спутника Земли (1957 год) на территории ВДНХ была создана и постоянного пополнялась экспозиция, посвящённая космосу. В 1967 году было решено разметить её в павильонах 32 и 34, по соседству с экспозицией «Машиностроение». С 1967 по 1991 год ее экспонировали в павильонах 32 и 34 и на прилегающей территории, по соседству с «Машиностроением».

В 1991 году под сводами павильона состоялся рейв-фестиваль «Гагарин-пати», вошедший в мировую историю электронной музыки как первый московский рейв, собравший лучшие силы творческой богемы Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2014–2015 годах в павильоне временно размещалась экспозиция «Механика чуда» — выставка объектов, созданных для церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Позднее павильон еще не раз менял название: в 1956–1959 годах он вновь стал павильоном «Машиностроение», с 1961 года стал павильоном «Градостроительство».

С момента запуска первого искусственного спутника Земли (1957 год) на территории ВДНХ была создана и постоянного пополнялась экспозиция, посвящённая космосу. В 1967 году было решено разметить её в павильонах 32 и 34, по соседству с экспозицией «Машиностроение». С 1967 по 1991 год ее экспонировали в павильонах 32 и 34 и на прилегающей территории, по соседству с «Машиностроением».

В 1991 году под сводами павильона состоялся рейв-фестиваль «Гагарин-пати», вошедший в мировую историю электронной музыки как первый московский рейв, собравший лучшие силы творческой богемы Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2014–2015 годах в павильоне временно размещалась экспозиция «Механика чуда» — выставка объектов, созданных для церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)
— это крупнейший исторический, экспозиционный, природный и рекреационный комплекс, объединивший шедевры архитектуры, большие и малые парковые сооружения, произведения ландшафтного искусства и фонтаны.

Весной 2014 года по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина начата активная работа по возрождению ВДНХ. С 2014 по 2016 год проведены первоочередные работы, а в 2017 году стартовал второй этап масштабной реконструкции, площадь которой — более 200 га.

После завершения работ территория ВДНХ будет включать 7 тематических зон: Центральную аллею с 11 новыми музеями, Парк аттракционов, Ландшафтный парк, Парк ремесел и Парк знаний, зону ЭКСПО и парк «Останкино».
Возрождение
В апреле 2018 года после масштабной реставрации павильон «Космос» снова открылся для посетителей — в нем разместился центр «Космонавтика и авиация», совместный проект Правительства Москвы, АО «ВДНХ», госкорпорации «Роскосмос» и предприятий оборонно-космической отрасли.

В ходе ремонта были восстановлены стеклянный купол и декор здания, благодаря чему павильон сохранил исторические черты 1954 года, а инновационная техника экспозиции наполнила его внутреннее пространство.

По словам Андрея Рыкшина, главного инженера проекта реставрации, удалось подобрать стекло, полностью идентичное старому и по свойствам, и по цвету. Сложность была в том, что каждая из металлических ячеек купола имеет индивидуальный размер, а всего их более 2800. Это кропотливая ручная работа, требующая миллиметровой точности.

Возрождение
В апреле 2018 года после масштабной реставрации павильон «Космос» снова открылся для посетителей — в нем разместился центр «Космонавтика и авиация», совместный проект Правительства Москвы, АО «ВДНХ», госкорпорации «Роскосмос» и предприятий оборонно-космической отрасли.

В ходе ремонта были восстановлены стеклянный купол и декор здания, благодаря чему павильон сохранил исторические черты 1954 года, а инновационная техника экспозиции наполнила его внутреннее пространство.

По словам Андрея Рыкшина, главного инженера проекта реставрации, удалось подобрать стекло, полностью идентичное старому и по свойствам, и по цвету. Сложность была в том, что каждая из металлических ячеек купола имеет индивидуальный размер, а всего их более 2800. Это кропотливая ручная работа, требующая миллиметровой точности.

«Реставрация – как нейрохирургия, здесь каждое действие на объекте должно быть согласовано с рядом специалистов и учитывать множество параметров. В отличие от строительства новых объектов, когда не нужно оглядываться на прошлое, здесь у нас есть эпоха, принесшая этот дар, который мы сохраняем. Работать нужно с уважением к архитекторам и их идеям»

Андрей Рыкшин, главный инженер проекта реставрации
Здание снова приобрело сияющий на солнце кремовый цвет. Эффекта свечения удалось добиться благодаря штукатурке с добавлением слюды — именно такая покрывала павильон ранее. Потемневшую со временем мозаику скульптур рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнерки на главном фасаде павильона реставраторы очистили и обновили, а также укрепили их конструкции.

Во время работ были восстановлены считавшиеся безвозвратно утерянными элементы облицовки декора стен и порталов дверных проёмов из белого мрамора. Под фальшпанелями на металлическом поясе под куполом открылась историческая лепнина с государственной символикой: гербом СССР по центру, 16 гербами союзных республик и 7 разделительными гербами.

Также было восстановлено панно, посвященное машиностроению, выполненное из золотой смальты. По словам Юлии Логиновой, куратора реставрационных работ на ВДНХ, большим открытием для реставраторов стали остатки клеящего состава контурного рисунка мозаики, которые были обнаружены при расчистке стен от поздних слоев краски в подкупольной части павильона. Эти находки вместе с фотографиями послужили основой для восстановления мозаичного панно.

Здание снова приобрело сияющий на солнце кремовый цвет. Эффекта свечения удалось добиться благодаря штукатурке с добавлением слюды — именно такая покрывала павильон ранее. Потемневшую со временем мозаику скульптур рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнерки на главном фасаде павильона реставраторы очистили и обновили, а также укрепили их конструкции.

Во время работ были восстановлены считавшиеся безвозвратно утерянными элементы облицовки декора стен и порталов дверных проёмов из белого мрамора. Под фальшпанелями на металлическом поясе под куполом открылась историческая лепнина с государственной символикой: гербом СССР по центру, 16 гербами союзных республик и 7 разделительными гербами.

Также было восстановлено панно, посвященное машиностроению, выполненное из золотой смальты. По словам Юлии Логиновой, куратора реставрационных работ на ВДНХ, большим открытием для реставраторов стали остатки клеящего состава контурного рисунка мозаики, которые были обнаружены при расчистке стен от поздних слоев краски в подкупольной части павильона. Эти находки вместе с фотографиями послужили основой для восстановления мозаичного панно.

«Павильону "Космос" не просто вернули прежний облик образца 1954 года — была проведена масштабная работа по комплексному обследованию и реставрации объекта культурного наследия федерального значения. В ходе работ было восстановлено убранство, а также обнаружены элементы декора, которые десятилетиями скрывались от глаз посетителей, либо были утрачены при смене экспозиций и назначения павильона»

Юлия Логинова, куратор реставрационных работ на ВДНХ
Наконец, по архивным чертежам и фотографиям для павильона была воспроизведена точная копия звезды-люстры, которая была утрачена в 1970 году. Каркас новой звезды изготовлен из черного металла. Лучи светильника также металлические, со вставками из стекла рубинового цвета. На них закреплены декоративные элементы из латуни в виде колосьев пшеницы. Вся поверхность люстры (за исключением стеклянных вставок) покрыта сусальным золотом, звезда восстановлена в первоначальном диаметре — 4,24 метра. По периметру люстры будут работать 60 энергоэффективных светодиодных ламп теплого белого света мощностью 100 ватт.

А под куполом павильона откроется уникальный сферический 5D-кинотеатр на 38 мест. Снаружи экран будет выглядеть как огромный шар. Зрители смогут «побывать» на космодроме и увидеть историю покорения Вселенной человеком — от теории Большого взрыва до перспектив колонизации Марса.

Инновационная техника, блеск восстановленного по изначальным замыслам архитекторов исторического павильона — новый «Космос» приглашает в большое путешествие из прошлого в будущее.

Наконец, по архивным чертежам и фотографиям для павильона была воспроизведена точная копия звезды-люстры, которая была утрачена в 1970 году. Каркас новой звезды изготовлен из черного металла. Лучи светильника также металлические, со вставками из стекла рубинового цвета. На них закреплены декоративные элементы из латуни в виде колосьев пшеницы. Вся поверхность люстры (за исключением стеклянных вставок) покрыта сусальным золотом, звезда восстановлена в первоначальном диаметре — 4,24 метра. По периметру люстры будут работать 60 энергоэффективных светодиодных ламп теплого белого света мощностью 100 ватт.

А под куполом павильона откроется уникальный сферический 5D-кинотеатр на 38 мест. Снаружи экран будет выглядеть как огромный шар. Зрители смогут «побывать» на космодроме и увидеть историю покорения Вселенной человеком — от теории Большого взрыва до перспектив колонизации Марса.

Инновационная техника, блеск восстановленного по изначальным замыслам архитекторов исторического павильона — новый «Космос» приглашает в большое путешествие из прошлого в будущее.

Люстра-звезда под куполом павильона «Космос». 2018 год. Автор фото: Илья Питалев, МИА «Россия сегодня»
12 апреля на ВДНХ после реставрации открылся павильон «Космос», на базе которого создан центр «Космонавтика и авиация». В мероприятии приняли участие президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Президент осмотрел экспонаты выставки, в том числе спускаемый аппарат корабля «Восток-1», на котором приземлился Юрий Гагарин, и экспозицию, посвященную Международной лунной программе.
Источники
Официальный сайт ВДНХ
http://vdnh.ru/

Газета «На ВДНХ»
(выпуск №3, весна 2018)

Блог Анны Живага
https://mycruises.livejournal.com/41982.html

Исторические справки из свободной энциклопедии «Википедия»
https://ru.wikipedia.org/
Источники
Официальный сайт ВДНХ
http://vdnh.ru/

Газета «На ВДНХ»
(выпуск №3, весна 2018)

Блог Анны Живага
https://mycruises.livejournal.com/41982.html

Исторические справки из свободной энциклопедии «Википедия»
https://ru.wikipedia.org/
Made on
Tilda