Нацпроект "Арктика"

Нефтяная промышленность
Проект разработки арктического шельфа позволит оживить полярные регионы России и будет способствовать реиндустриализации страны, уверен Александр Андреев.

Флаги с символикой Петербургского международного экономического форума-2014
Ассоциация полярников заключила ряд соглашений в ходе ПМЭФ
На экономическом форуме в Петербурге лидеры ведущих нефтегазовых компаний признали, что в ближайшее время мир столкнется с нехваткой "легкой" нефти, а значит, технологическая революция, связанная с добычей трудноизвлекаемых ресурсов на шельфе и в сланцевых породах, будет только набирать обороты. 

"Легкие" ресурсы, так сказать, сливки, или уже давно сняты, или вот-вот на исходе, — заявил на встрече с западными топ-менеджерами президент Владимир Путин. — Поэтому приходится вовлекать в разработку ресурсы, которые традиционно считались экономически малоэффективными, выходить на новые, часто труднодоступные районы и регионы".

Приоритет — арктический шельф

Именно таким регионом является российская Арктика, в которой, по словам президента, сосредоточены "планетарные" запасы углеводородов. "К 2040 году рост энергопотребления приведет к увеличению добычи традиционных углеводородных ресурсов на 40 процентов, — заявил на прошедшей в рамках форума сессии "Нефтегазовые компании — "двигатель изменений в мировой экономике" президент ExxonMobil Exploration Company Стивен Гринли. — И для нас это — серьезный вызов. Давайте спросим у геологоразведочных компаний: есть ли на планете достаточное количество ресурсов для такого стремительного рывка? Существует три основных направления: глубоководные месторождения, трудноизвлекаемая нефть США и Канады, и, разумеется, Арктика, где еще можно найти неоткрытые бассейны. Аналитики утверждают, что на Арктику приходится 20% всех запасов нефти, мы же полагаем, что эта цифра может быть значительно выше". 

"Кремль считает приоритетом развитие залежей нетрадиционных углеводородов, в том числе шельфовых месторождений в Арктике, — пишет корреспондент The Financial Times Джек Фарчи, — и западные компании, несмотря на санкции, выражают желание продолжать бизнес в России".

Сессию, на которой выступал представитель Exxon, организовала НК "Роснефть", которая, по признанию участников питерского форума, становится сейчас одной из самых амбициозных и перспективных компаний в мире. Именно "Роснефти" принадлежит ведущая роль в арктическом проекте, определяющем, во многом, судьбу российской энергетики. Да и не только энергетики. 

По сути, освоение арктического шельфа является национальным проектом развития, равного которому по масштабам на данный момент просто не существует. Не случайно в апреле президент Путин принял решение о создании специального государственного органа для реализации политики России в Арктике. Эксперты убеждены, что арктический проект не только позволит оживить полярные регионы, но и способствует реиндустриализации страны, приведет к так называемой “углеводородной” технологической революции.

"Роснефти" принадлежит большая часть лицензионных участков в арктических морях. Компания заключила соглашения о стратегическом сотрудничестве с глобальными мейджорами — американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni, разделив с ними ответственность за освоение шельфа. Ей удалось также подписать с партнерами "Арктическую декларацию", которая позволит оценить потенциальное воздействие нефтедобычи на природу шельфа и разработать действенные меры экологической безопасности.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге Игорь Сечин заявил, что арктические проекты позволят "Роснефти" стать крупнейшим оператором шельфовых запасов. "Точные оценки ресурсов давать преждевременно, но геологические службы ориентируют нас и наших партнеров на крупные открытия, — отметил он. — С началом коммерческой добычи на шельфе мы связываем ускорение роста компании". Судя по всему, именно за счет арктических запасов "Роснефть" рассчитывает до 2025 года увеличить годовую добычу углеводородов на 50 процентов.

Не случайно, отвечая на вопрос модератора сессии "Нефтегазовые компании" японского журналиста Итие Исикавы, Сечин объявил, что в 2014 году самым значимым событием для его компании станет бурение первой поисковой скважины на структуре Университетская в Карском море.

Конечно, приступать к масштабному изучению и освоению шельфа Северного ледовитого океана невозможно было без предварительных соглашений с такими государственными структурами, как Минтранс и МЧС. "Это так же безответственно и самонадеянно, как пускаться в дальнее плавание без компаса", — говорили эксперты.

И вот, на питерском форуме "Роснефть" подписала, наконец, соглашения с министерствами. Хотя сахалинские проекты доказывают, что вероятность нефтеразливов чрезвычайно мала, компания обязана обеспечить готовность к аварийной ситуации в Арктике. Совместно с МЧС она планирует разработать программу предотвращения и ликвидации разливов. Большую роль в арктическом проекте играют и отношения с министерством транспорта, которое обладает мощным ледокольным флотом, может обеспечить транспортировку углеводородов, и заинтересовано в совместном с "Роснефтью" развитии Северного морского пути.

Нужные нестандартные технологические решения

Очевидно, что освоение Арктики является серьезным технологическим вызовом и требует нестандартных производственных решений. Некоторые эксперты даже сравнивают работы на континентальном шельфе с покорением космоса. 

В связи с этим "Роснефть" активно развивает отношения с компаниями и научно-проектными институтами, которые могут предложить ей инновационные технологические решения. На Форуме Компания подписала соглашения с РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина и Санкт-Петербургским Академическим университетом о проведении фундаментальных научных исследований и проектных работ.

Кроме того, "Роснефть" получила существенную долю участия в North Atlantic Drilling Ltd — ведущей буровой компании, специализирующейся на деятельности в суровых климатических условиях. Стороны договорились о привлечении шести установок для бурения на арктическом шельфе. Было подписано также соглашение о технологическом сотрудничестве с General Electric. "Я думаю, что технологические решения, разработанные для арктических проектов, будут превосходить все, то, что мы видели до сих пор, — заявил на сессии "Нефтегазовые компании" президент дочерней компании GE General Electric Transportation Лоренсо Симонелли. — Условия Арктики заставляют нас расширять горизонты. Готова ли нефтегазовая отрасль к освоению континентального шельфа? Она активно готовится. У General Electric, например, есть новое оборудование для погрузки и для работы на дне моря". 

Соглашение с GE предусматривает также развитие совместного исследовательского Центра, который, в числе прочего, будет заниматься разработкой технологий безопасного арктического бурения, подводной/подледной добычи и переработки, а также подводной/подледной передачи и распределения электроэнергии. 

По словам заведующего лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РГУ нефти и газа Василия Богоявленского, "больше всего рисков возникает не при добыче углеводородов на шельфе, а при их последующей транспортировке". И в этом смысле разумной мерой выглядит создание системы управления ледовой обстановкой, которая обеспечит безопасность при вывозе нефти из северных морей. 

Вообще, арктический проект может стать катализатором важных преобразований в крупнейшей нефтяной компании России, ее превращения в своеобразный инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический "хаб", связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.

"Роснефть" дает понять, что арктический проект для нее — это не только разработка углеводородных месторождений, но и становление масштабных научных исследований Арктики, четкая продуманная программа по защите полярных экосистем. Не случайно, на Форуме "Роснефть" подписала соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией полярников — организацией, в которую входят ведущие специалисты в изучении Арктики. Стороны договорились разработать программу комплексного исследования полярных территорий, которая позволит сформулировать четкие экологические правила освоения шельфа и принципы особого режима хозяйственной деятельности в регионе.

"Роснефть" уже проспонсировала несколько научно-исследовательских экспедиций по Северному ледовитому океану, в результате которых были изучены морфометрические параметры дрейфующих айсбергов, гидрофизические и гидрохимические параметры моря, течения, распределение водных масс различного происхождения, изменчивость температуры и соленость воды. Ученые уверяют, что это самые масштабные исследования Арктики за всю историю, позволяющие "Роснефти" "бережно осваивать шельф". А если компания, к тому же, начнет инвестировать в природу и присоединиться к программам "АСПОЛ" по "очистке Арктики", которая, что бы ни говорили радикальные экологи, давно не является "девственной территорией", активисты "Гринпис" вынуждены будут прикусить языки. По слухам, их судно Esperanza уже взяло курс на Карское море, но что они могут противопоставить взвешенному подходу "Роснефти", которая в сотрудничестве со своими шельфовыми партнерами готова осуществить технологическую революцию и разработать действенные меры экологической безопасности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Колумнисты

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.