Рейтинг@Mail.ru
Общественное телевидение хочет жить в радости - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Общественное телевидение хочет жить в радости

Читать ria.ru в
Прошло десять дней с момента, когда в тестовом режиме началось вещание Общественного телевидения России (ОТР). Арина Бородина делится первыми впечатлениями от увиденного в телеэфире.

"Жить достойно. Жить честно. Жить в радости. Все просто, ясно и понятно. Осталось начать. Мы начали. Общественное телевидение России уже в эфире. Если вы нас видите, значит мы уже вместе". Этот рекламный слоган бесконечно повторяется в межпрограммном пространстве нового телеканала. Поскольку программ здесь пока немного, и, как говорит генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко, вещание пока лишь тестовое (полноценное обещают начать с осени), слушать этот и другие аналогичные проморолики, если вы усаживаетесь смотреть ОТР, приходится чуть ли не каждые 15 минут. А иногда и чаще. Тут и про то, что у ОТР "путь сложен и тернист", и про его "первый шаг – шажочек", и рефреном в поддержку куплет из знаменитой детской песни про "прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко"…

Тут же между поздравлениями с началом вещания от известных людей (в основном про то, что канал должен быть "еще более добрым"), – опросы граждан на улице, и разного рода статистика: например, сколько людей одобряют закон против курения, а сколько против.

Изо дня в день, по несколько раз, в эфире ОТР выводят на экран социологические данные: 21% опрошенных узнают новости от своих родственников, друзей и знакомых, а для 79% основной источник получения информации – телевидение.

Новости

Что же, включив свои телевизоры (если они, конечно, принимают ОТР), узнают из новостей канала эти самые 79% респондентов? Вроде бы новости на ОТР есть (во всяком случае, формат обозначен именно так) и идут они на канале каждый час. Выпуски в основном короткие, в пределах десяти минут. И все с упором на регионы. "Жизнь страны с востока на запад" – еще один повторяющийся мотив в эфире ОТР.

Российское Общественное телевидение выбрало свой официальный логотип
Общественное ТВ России начало вещание
19 мая, в первый день вещания Общественного телевидения, его главными новостями в информационных выпусках были мусорные свалки и сбежавшие из заключения в Иркутске заключенные. В Омске жители протестовали против установки колеса обозрения, в Костроме местные чиновники ставили спектакль, в Вологодской области проходил фестиваль исторических реконструкций. В Краснодаре – дайвинг, в Новосибирске – новый музей. В Саратовской области ветерану не дали жилье, в Казани рабочий-инвалид смог получить работу. На Камчатке ловили браконьеров. А в Бурятии шаманы открыли небесные врата. Да, еще, в Курской области соревновались… православные пожарные, а в Нижегородской области прошел слет кладоискателей.

С поиском клада в эфире Общественного телевидения вообще тема задалась. Включаю новости ОТР спустя неделю после начала вещания и опять сюжет про региональных кладоискателей. Сразу подумала: может, повтор (не удивилась бы), ведь откуда взяться стольким кладоискателям в стране? Но нет. Первый раз кладоискатели были в Нижегородской области, а спустя неделю – уже и в Тверской. Не исключаю, что эту "эстафету" новости ОТР могут продолжить и в других регионах.

За неделю информационная палитра разбавилась свежими новостями: в Тамбове детский рыболовный фестиваль, в Москве – слет кузнецов, в Ростове-на-Дону фестиваль рогового оркестра (не пугайтесь, просто основной инструмент у музыкантов – рог), а в Челябинске прошел второй фестиваль по синхронному плаванию… для грудничков.

В общем, как и хотели: все, действительно, живут честно и достойно, а главное – в радости. К концу первой недели в новостях ОТР я уже видела не только записные сюжеты, но попала даже и на прямое включение. Оно было с Бородинского поля. Там шел праздник. Неважно, что молодой ведущий спрашивал корреспондента, у которого за спиной были полки, одетые в форму времен войны 1812 года: "Кто эти солдаты?". Не страшно, что он так и не смог сказать, как называется само мероприятие на Бородинском поле. Главное, что "включка" была, и зрителям даже пообещали, что к ним еще вернутся.

Редакционная политика

Анатолий Лысенко. Архив
Лысенко считает главной задачей ОТР на сегодня поиск своего зрителя
На Общественном телевидении нет официоза, здесь не рассказывают о визитах и встречах Владимира Путина, в эфире вообще нет никакой политики – будь то деятельность "Единой России" или аресты по "болотному делу". Да что там политика… В первый день вещания ОТР сообщение о похоронах Алексея Балабанова (известие о смерти пришло накануне вечером) прошло где-то в хвосте выпуска, словно скороговоркой. А ведь герои и зрители Балабанова – это и есть та самая Россия. В новостях канала 19 мая даже звуком никто не обмолвился, что накануне самая что ни на есть жительница российского региона Дина Гарипова выступила на международном конкурсе "Евровидение", представляя там страну.

В новостях ОТР царит полное благолепие, здесь нарочито избегают актуальности. Теория малых дел, конечно, важна. Но не стоит превращать этот информационный барабан в театр абсурда. Ведь после нескольких часов просмотра (не говоря уже о днях) эфира ОТР постепенно теряешь ориентацию во времени и пространстве.

Есть там программа "Социальная сеть", посвященная, как анонсируют ее в эфире, всему актуальному в интернете, а так же «событиям и людям, которые зацепили лично нас», то есть создателей программы.  Делают ее журналисты, совсем недавно работавшие на НТВ, в том числе в программе "Центральное телевидение". И первый ролик, который представляли  Екатерина Воронина и Владислав Сорокин, о том, как зверски избивают… нет, не детей в детском доме в Амурской области, как было подумала я, когда начала слушать ведущих, а животных в питерском цирке.

О жестокостях в сиротских учреждениях я пока не видела ни одного сюжета в новостях ОТР, хотя в интернете, накануне выхода канала в эфир, эта тема была одной из самых обсуждаемых и резонансных. Даже новости федеральных телеканалов с нее открывались. Безусловно, издеваться над животными чудовищно, и об этом надо обязательно говорить и показывать. Но еще ужаснее, когда, говоря об избиении обезьян и кенгуру, буквально даже в тех же словах и определениях, на ОТР не рассказывают о детях, оказавшихся в положении животных.

Программы

Общественное телевидение
Что такое общественное телевидение
В эфире ОТР много научно-популярных программ, со знакомыми до боли названиями: "Это вы можете", "Человек. Земля. Вселенная"; мелькает в кадре и Николай Николаевич Дроздов. Впрочем, те, кому меньше 35 лет, вряд ли слышали эти названия, и для них это, возможно, и не возвращение к советскому ретро. Но и смотреть эти программы сейчас, с нынешним опытом – настоящее испытание. Есть программа "Нестандартная модель". Обсуждали в ней, к примеру, чем живет российская деревня. И наверняка об этом надо говорить. Но только не так уныло, что даже "Сельский час" на этом фоне кажется более прогрессивным.

Трудно воспринимать высокопрофессионального ведущего Андрея Норкина, который запросто мог держать шесть часов информационного эфира 11 сентября 2001 года, ведущим ток-шоу "Прав?Да!". Не потому что он стал хуже работать (его потенциал – это как раз надежда на лучшее), скорее, смущают темы и невнятная структура этого, одного из главных пока, как я понимаю, общественно-политических ток-шоу ОТР.

Можно в разгар вечера обсуждать (если уж другого не хотят) и мигрантов, и архитектурные памятники, и казачьи дружины, и даже то, что делать с мусором. Но хочется динамики, вовлеченности, и не про "вчера", а про "здесь и сейчас".  Но хочется думать, что в этом направлении пусть и постепенно, будет наступать прогресс.

Право на счастье

Не все, конечно, удручает в эфире ОТР. Есть здесь хорошие молодые лица, есть занятные документальные работы учеников Марины Разбежкиной, которые приходят все в ту же программу "Социальная сеть" и представляют их на суд зрителей. В эфире ОТР начали мелькать лица гостей, которых по разным причинам уже невозможно увидеть на больших каналах, либо их туда почти не приглашают: Георгия Сатарова,  Захара Прилепина, Артемия Троицкого. Последний, правда, выступал почему-то в качестве эксперта по проблемам, связанным со свалками и переработкой мусора.

Есть очень хорошее российское кино, которое идет здесь в нормальное время, тогда как на других телеканалах увидеть такие фильмы в прайм-тайм уже невозможно.

И есть в эфире ОТР настоящая жемчужина. Программа "Право на счастье", которую ведут Ксения Алферова и Гоша Куценко. Это 40-минутная программа, посвященная детям с тяжелыми, часто неизлечимыми, заболеваниями. Программу с такой концепцией не делают ни на одном российском телеканале, и в ближайшее время, думаю, ОТР так и останется здесь единственным исключением. Пока вышло два выпуска о детях-аутистах и детях с диагнозом ДЦП.

Логотип Общественного телевидения России
Дискуссия вокруг создания Общественного телевидения в России
И дело не только в том, что эта программа невероятно важна, а замысел благороден (хотя это так), а в том, что она действительно сделана по всем профессиональным канонам и удивительно органична со всех точек зрения: драматургической, режиссерской, постановочной (студия получилась красивая и уютная). И, конечно, главное – это работа ведущих. Ксения Алферова задает тон. Забываешь, что она актриса и что она работает на камеру. То, как она общается, какую находит интонацию в разговоре с гостями, родителями, а главное своими героями – детьми, которых судьба ударила болезнью, не только не погружает в депрессию, а, напротив, вселяет оптимизм. Даже когда говорят об очень печальных историях.

У Гоши Куценко своя роль: у него амплуа среднестатистического россиянина, который впервые узнал, что, оказывается, дети с ДЦП имеют все шансы на полноценное развитие. И это очень важный посыл для неподготовленной аудитории к восприятию проблем тяжелобольных детей.

Но, увы, одна успешная программа и еще небольшой багаж удач – это совсем не телеканал, который можно назвать Общественным телевидением. Конечно, иллюзий не было с самого начала, с того момента, когда Дмитрий Медведев, тогда еще президент, объявил, что стране необходимо Общественное телевидение. Потом стало понятно, как оно создавалось, как искали возможности для выхода в эфир, как выделяли финансирование, как формировалась команда под руководством Анатолия Лысенко.

Все эти знания сводили перспективы реального Общественного телевидения к нулю. Теперь важно, чтобы к осени, когда нам обещают начало полноценного вещания ОТР, все окончательно не скатилось к информированию граждан о поиске очередного клада в российской глубинке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала