Новый учебник истории – шанс вернуть забытых героев

Создание в России нового учебника по истории (61)
Катерина Борзунова
Катерина Борзунова призывает не ждать нового учебника истории, а начать рассказывать своим детям правду о войне прямо сейчас.

В преддверии Дня Победы выяснилось, что младший сын и его одноклассники должны принести в школу по две гвоздики, дабы возложить их к доске с фамилиями 28 героев-панфиловцев. Традиционное общешкольное мероприятие. Все пойдут. И мой тоже должен, несмотря на то, что знает все детали легенды про "Москву за нами" "политрука Клочкова".

Отказаться? Но это же, так сказать, "элемент патриотического воспитания", а значит – мероприятие, безусловно, нужное. Однако дабы заменить его чем-то содержательным и не формальным, надо было заблаговременно предложить администрации учебного заведения свой вариант, принять участие в его подготовке и проведении. Не озаботилась, не успела – изволь купить две гвоздики и поставить ребенка в организованный строй. Что у него в голове и в душе будет твориться – разбираться придется дома.

Что же, не привыкать. Особенно в части Второй мировой войны, события которой в изложении школьных учебников часто становятся в нашей семье предметом "домашних разбирательств". Так хочется верить, что грядущий единый учебник истории сократит их до минимума, до простых рекомендаций – какую книгу еще почитать, что дополнительно посмотреть.

Но как-то не выходит, ведь, по мнению "официалов", с которыми мне приходилось общаться, по данному историческому периоду "все в целом стройно", "хронология устойчива", а оценки событий "выверены и сбалансированы". То есть надежды на то, что из нового учебника пропадут мифические персонажи, сказочные ситуации и появятся новые достоверные сюжеты, эта позиция не оставляет.

Безмерно жаль. И детей, и упущенной возможности изменить клише и догмы ушедшей идеологии. Как ни крути, а все тайное становится явным. И новые сюжеты с течением времени выйдут из тени, появятся на телеэкране и в кинематографе, в книгах и газетах. Это уже началось.

Жизнь идет вперед, развивается, растет новое поколение, которое не будет довольствоваться тем, что лежит на поверхности, а полезет в архивы. А в них – не секретных каких-то, а в самых обычных – обнаружит тысячи неизвестных имен, подвигов, фактов.

И сопоставление их с известными данными неизбежно вызовет у потомков горечь обмана. Ту, что сегодня испытывают наши родители, узнавая, в какой лжи их растили.

Скажете, все это эмоции? Да, безусловно. Но когда они закипают в масштабах целой страны – хорошего не жди. Так не проще ли сейчас, раз уж решено внести коррективы, подойти к истории аккуратно и дальновидно?

Подчеркну, что являюсь категорическим противником "скачков и шараханий" и громогласного "развенчания мифов". Прекрасно понимаю логику идеологов, которые сочиняли духоподъемные истории – в той ситуации, в условиях военного времени это было необходимо. И, конечно же, осознаю последствия внезапного вываливания на головы людей всей полноты так называемой "окопной правды". Но выход есть всегда.

Если бы вдруг кто-то захотел услышать мое мнение, в частности, предложила бы для начала заменить некоторые примеры доблести и героизма на те, что не вызывают и крупицы сомнений, что безоговорочно достойны благодарной памяти потомков. И в целом посоветовала бы существенно расширить список подвигов, способных дать поистине колоссальный заряд подлинного патриотизма, по делу разбудить в детях чувство национальной гордости.

Так, рассказала бы о реальных подольских курсантах, без которых в октябре 1941 года нацисты резво рванули бы к Москве на юго-западном направлении. О побеге из концлагеря на угнанном "Хейнкеле" группы летчика Михаила Девятаева. О Зиновии Колобанове, подбившем на своем КВ только в одном бою 22 вражеских танка. О нашем танковом асе Дмитрии Лавриненко, за 2,5 месяца, отведенных ему судьбой на фронте, уничтожившим 52 танка.

А история с ездовым пулеметной роты Дмитрием Овчаренко, который, вооруженный лишь топором, выступил против 50 немцев, из которых 21-го уничтожил (остальные в панике разбежались, а красноармеец наш собрал документы, карты и вернулся в роту)?

Я, никакой не специалист, до утра в состоянии делиться такими историями. А представляете, сколько их могут предоставить профессиональные историки и архивисты? Не сомневайтесь, честных замен и дополнений можно найти многие тысячи. Только бы начать искать, извлекать из обидного, незаслуженного небытия.

Единственное, что все же очень хотелось бы мне кардинально подправить – это истории наших поражений. Считаю это постыдным перед павшими и живыми – по сей день прикрываться мемуарами бравых военачальников и беречь честь их мундиров, следуя "полководческой" логике изложения событий, а не документам.

Еще раз повторю: я не призываю выходить на трибуну и на весь мир объявлять, мол, "этот больше не герой, а тот трус и предатель". Дайте лишь объективные цифры и пошаговые действия командиров. Читатели вне зависимости от возраста сами все сопоставят.

И еще – хочется больше деталей. Таких, которые объяснят ребятам, почему, к примеру, у советских истребителей счет сбитых самолетов врага шел на десятки, а у германских – на сотни.

Меня, кстати, с детства этот вопрос волновал, но не из учебников я узнала, что у наших авиаторов было по 10-12 часов налета, а "рекордсмен" Эрих Хартман в самолет сел раньше, чем в коляску, ибо мама его владела аэроклубом. Что немецких асов сбивали по несколько раз, и они оставляли свои машины, прыгая с парашютом, а наши – до конца пытались спасти самолет, с которыми до 1943 года у нас было туго. Да и вообще, сражаясь в небе над оккупированной территорией, нередко предпочитали смерть плену.

Эти, казалось бы, мелкие детали очень важны для понимания самого духа времени и людей, которые создавали историю.

Не менее важно выбрать и верную тональность рассказа о войне. Убеждена, каждая детская клеточка должна напитаться пониманием того, что война – это не только подвиги и триумфы. Романтический ореол битв и патетика побед – сомнительная прививка от заразы ненависти, эгоизма, гордыни, жадности.

Ребята должны понять и принять, что война – это, прежде всего, грязь, страдания, сиротство, голод, крушение надежд. Что она пробуждает худшие человеческие качества даже в самых добрых и образованных. Что шлейф боли и горечи, оставленный ею, тянется десятилетиями.

В конце концов, мы храним, обязаны хранить память о войне как дань признания тем, кто сражался, но одновременно с этим – и как урок, как залог того, что она никогда не повторится. Цель – не напугать детей, а научить их оценивать и думать о последствиях.

Конечно, все это только мои желания, мое видение – как матери, как человека, неравнодушного к родной истории. Не специалиста. Не идеолога. Но гражданина.

Все примеры, которые я привела здесь, а также еще несколько десятков, не уместившихся в статью, хорошо известны моим пацанам. И их влияние на юные умы и души проверено, так сказать, опытным путем. Поэтому позволю себе посоветовать вам рассказать о них своим чадам, благо, в том же интернете информация есть.

Пройдите по ссылкам, которые появятся на указанные вами фамилии, факты – и вы не сможете оторваться. Более того, не заметите, как захотите узнать еще больше.

Каким он будет, новый единый учебник истории, мы скоро узнаем. И несмотря ни на что, давайте надеяться все же на лучшее.

А пока, не медля и не уповая на школу как на "очаг воспитания", давайте своим детям все, что вы можете. Не только телефоны, велосипеды и каникулы на побережье, а главное – свое время. Поверьте, проведенное не в праздных походах по торговым центрам, а в совместном поиске тайн нашей родной истории, в совместном обретении открытий – оно принесет и реальную радость, и пользу.

С Днем Победы!

***

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Колумнисты
Обсуждение
7 пользователей оставили 10 комментариев
  • Проблема с развенчанием мифов заключается в том, что повсеместно Великая Отечественная Война начинает употреблятся со словами "миф", "ложь" и т.д. И это вместо "подвиг", "герои". "Правда о войне" - подразумевает в 90% случаев "грязь о войне".Так уж важно 18 танков или 11 были уничтожены, все погибли или нет, говорились ли какие-то красивые слова перед смертью? В конце концов, основная масса людей гибла ничего сверхъестественного не успев совершить, но не подвиг ли просто встать под пули из окопа?

    История, она, вообще, наука неточная. Почему Вы думаете, что, если начать раскручивать некий доселе малоизвестный подвиг, то выскочит откуда-нибудь матерый историк и не заявит, что все там было не так? Тем более, что есть силы, заинтересованные в дегероизации ВОВ. Та же активно продвигаемая сейчас на Западе история про миллион изнасилованных немок. Мы уже давно сдали нашу победу в глобальном информационном пространстве, осталось только сдать в своем внутреннем во имя истины.
    14:55
    11.05.2013
  • СТРАННЫЕ ФРИКИ ныне на РИАН работают.. Да, журналюги еще одна древнейшая и циник Кривицкий воспитал не одну плеяду журналистов, порувших СССР... Но каким боком подлый поступок Кривицкого умаляет подвиг панфиловцев??
    22:43
    09.05.2013
  • Проблема с развенчанием мифов заключается в том, что повсеместно Великая Отечественная Война начинает употреблятся со словами "миф", "ложь" и т.д. И это вместо "подвиг", "герои". "Правда о войне" - подразумевает в 90% случаев "грязь о войне".Так уж важно 18 танков или 11 были уничтожены, все погибли или нет, говорились ли какие-то красивые слова перед смертью? В конце концов, основная масса людей гибла ничего сверхъестественного не успев совершить, но не подвиг ли просто встать под пули из окопа?

    История, она, вообще, наука неточная. Почему Вы думаете, что, если начать раскручивать некий доселе малоизвестный подвиг, то выскочит откуда-нибудь матерый историк и не заявит, что все там было не так? Тем более, что есть силы, заинтересованные в дегероизации ВОВ. Та же активно продвигаемая сейчас на Западе история про миллион изнасилованных немок. Мы уже давно сдали нашу победу в глобальном информационном пространстве, осталось только сдать в своем внутреннем во имя истины.
    14:55
    11.05.2013
  • Полностью соглашаясь с автором о том, что надо молодому поколению рассказывать о подвиге НАРОДА в ВО войне я скептически отношусь к возможности выполнения этого намерения. СОВРЕМЕННЫЙ ЛЮД НИЧЕГО НЕ ЧИТАЕТ в наши дни! Зайдите в любую библиотеку возмите любую книгу с полки и посмотрите на дату когда её последний раз брал в руки читатель-УЖАСНЕТЕСЬ!
    Хитрое порождение западных спецслужб-детская погремушка СМАРТФОН не выпадает из рук у современной молодежи даже когда они сидят на стульчаке! Будут ли они читать рассказы о войне если даже найдется такой диллер что потратит время на оцифровывание, когда проще послать кому-нибудь СМСку или послать свой снимок со стульчаком всему миру на обозрение в ЮТЬЮБ? Дохлый номер!
    16:21
    11.05.2013
  • АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА неправа выложив такую мысль(цитирую) "История, она, вообще, наука неточная"
    Надо было написать: "История писанная ПО ЗАКАЗУ , она, вообще, наука неточная".История в человеческой памяти-сверхточная наука если дать людям возможность ЛЕГКО публиковать свои воспоминаняи о прошлых событиях, тк как это делает редакция журнала "РУССКАЯ АТЛАНТИДА" в которой оставшиеся в живых "соотечечственники за рубежом" публикуют свои воспоминания о тех или иных исторических событиях. Вкупе все они вмести не дадут соврать борзописцу- и ПРАВДА (как например правда о войне) неизбежно побеждает официальную ложь. Да кто это кроме редакции РУССКОЙ АТЛАНТИДЫ начнет делать? Кто будет оплачивать?
    16:32
    11.05.2013
  • И ЕЩЁ- "О ЗАБЫТЫХ ГЕРОЯХ"
    Кем забытых-? Министром обороны? Конторой Президента?Бюрократами-бедельниками их МИДа?
    Я 45 лет токусь в глухие стены по поводу восстановления Мемориала моркам -героям с броненосца Цесаревич, который был установлен уцелевшей командой в 1905 году в далеком китайском городу Циндао.Мемориал был сравнен с землей хунвейбинами в 80-х годах. И что Вы думаете?И президенты побывали в Китае и Патриарх. а по костям героев гулят китайцы в разбитом на месте мемориала парке.
    О чьей Памяти Вы говорите?
    16:55
    11.05.2013
  • По моему все просто. История должна становиться точной наукой, а для этого нужно предлагать учащимся только конкретные даты и факты, а не обсуждать их. Тогда не придется и мифы развенчивать. А сейчас опять пытаются объяснять детям: что и как. Вы же сами не были в окопах? так как же можно что то " подправлять" на основании каких то документов, которые тоже составлялись под жесткой цензурой? Нужно учить тому, что Вы знаете на 100%, т.е. кто напал, когда напал, когда проходило сражение, кто победил. А почему? и зачем?- это уже не история, а полемика. И историю нужно менять всю, потому что она вся написана с чьей то подачи и абсолютно не отвечает своему названию. Про героизм же и предательство можно говорить на других уроках, если надо то ввести новый предмет и на нем рассуждать что такое хорошо и что такое плохо.
    17:03
    11.05.2013
  • Anton Gavrev в ответ пользователю (показатьскрыть)
    coroner65, а я считаю, что истории как раз надо разжевывать кто зачем и по каким убеждениям совершал тот или иной поступок, а также давать оценку действиям. Это же история, а историю творят люди, как и почему они это делают ключ к пониманию того, что собственно происходило. А "думать своей головой" детей тоже учить надо, закладывая моральный вектор с пеленок.
    05:44
    13.05.2013
  • в ответ пользователю Anton Gavrev(показатьскрыть)
    Anton Gavrev, Вот вот, об этом я и говорю. Все считают, что они то и правы в оценке тех или иных действий отдельных исторических персонажей. А оценка эта складывается из разных субъективных причин данной действительности. И опять детям будут забивать головы несуществующими "героями" и "предателями", а о настоящих не скажут и слова, потому что вся правда тщательно засекречена. Правда всегда была неудобна для любой власти. А через 10-20 лет опять придется переписывать учебники. Думать головой же детей учить надо, но только не навязывая им свои суждения. А закладывать моральный вектор можно и даже необходимо на каком нибудь другом предмете. Например ввести предмет "Этика" и на нем уже обсуждать исторические примеры поведения людей. История же должна быть точной наукой.
    10:16
    13.05.2013
  • Представляю что там напишут.Если за дело взялся Ливанов.Пусть дадут только факты а выводы мы сделаем сами.Ещё живы последние участники этой войны а переписывание её истории идёт полным ходом.Американские школяры уверены что войну выиграла америка.Главные сражения шли на тихом океане а Курск Сталинград так себе -эпизоды.И вообще учебники истории должны писать очевидцы тех событий и второй мировой особенно
    10:54
    13.05.2013
  • Вот в этом и проблема воспитания после перестройки. До 90х годов детям рассказывали про дедушку Ленина и общество "чистых тарелок". Про революцию и пионеров героев. Учили, что человек человеку друг, товарищ и брат. Один за все и все за одного. А после- как отрезало. Родители замолчали. Замолчали учителя. Отменили великие раньше праздники (7 ноября и т.д.) Им нечего было говорить своим детям про историю и страну и не было необходимости учить морали. В стране все отменили... И... до сих пор... не создали.
    10:55
    13.05.2013
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.