"Стратегия экономического и финансового уничтожения России" — дубль 2

Вероника Крашенинникова, архивное фото
Уникальное по своей откровенности интервью одного из архитекторов стратегии «экономического и финансового уничтожения» Советского Союза в администрации президента Р.Рейгана раскрывает логику и средства действий Вашингтона против России сегодня.

Вероника Крашенинникова, руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»

Уникальное по своей откровенности интервью одного из архитекторов стратегии «экономического и финансового уничтожения» Советского Союза в администрации президента Р.Рейгана раскрывает логику и средства действий Вашингтона против России сегодня.

Еще в мае этого года наш Центр начал анализировать экономические меры, которые Вашингтон может принять против России. Тогда мы опубликовали отрывки из эксклюзивного интервью с одним из архитекторов стратегии «экономического и финансового уничтожения» Советского Союза, разработанной в администрации президента Рональда Рейгана. Два дня спустя, 15 мая, мы провели заседание «Экспертной среды», посвященное вызовам энергетическим интересам России. Эксперты либерального толка тогда обвинили нас в «конспирологии», да и мейнстрим как-то не обратил на эту информацию внимания.

С тех пор большинство мер, которые мы тогда обсуждали, были реализованы. Цена на нефть принудительным образом снижена. Выставлены жесткие барьеры на пути строительства российских газопроводов в Европу — вплоть до вынужденного отказа от строительства «Южного потока». Наложены санкции на крупные российские компании. Введен запрет на экспорт технологий для энергетического сектора. Резко ограничен доступ российского бизнеса к западному финансированию. Отменены крупные сделки с западными компаниями. Путем экономического и спекулятивного давления, ценность рубля сокращена вдвое.

Принят и «Акт о поддержке свободы на Украине 2014», который законодательным образом закрепляет конфронтационную стратегию США по отношению к России на обозримое будущее. Этот закон и по духу, и по букве повторяет Директиву о решении по национальной безопасности № 66 «Экономические связи Восток-Запад и санкции, связанные с Польшей», принятую в ноябре 1982 года советом национальной безопасности США (National Security Decision Directive № 66 «East-West Economic Relations and Poland-Related Sanctions»). С начала 1981 года, напомню, администрация Рейгана начала тайное финансирование политических протестов в Польше через так называемый профсоюз «Солидарность»; к декабрю противостояние с властями Польши настолько обострилось, что генерал Войцех Ярузельский был вынужден ввести военное положение. В телефонном разговоре с руководством СССР 12 декабря 1981 года генерал Ярузельский говорил: «Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя». Но Вашингтон, конечно же, возложил ответственность на Москву. И военное положение в Польше — спровоцированное из Вашингтона — стало предлогом для введения жестких экономических санкций против СССР. Нужно ли говорить, что события вокруг России в этом году развиваются аналогичным образом — лишь фигурантом в этот раз выступает Украина.

Итак, для понимания того, что происходит сегодня, вновь публикуем отрывки из редкостного по степени откровенности интервью с одним из разработчиков «стратегии экономического и финансового уничтожения СССР» Роджером Робинсоном (Roger Robinson). В 1982-1985 годы Р.Робинсон был старшим директором по международным экономическим вопросам в совете национальной безопасности в администрации президента Р.Рейгана. Это интервью мне довелось провести еще в начале 2011 года в Вашингтоне, в рамках производства телеканалом «Россия 1» документального фильма «СССР. Крушение», приуроченного к 20-летию распада СССР. Отрывки собраны из двух с половиной часов записи видеоматериала. Все права принадлежат ВГТРК.

— Господин Робинсон, с чего начиналась идея широкомасштабной экономической операции против Советского Союза, и, главное, кто был «мотором» этой идеи?

— В период президентства Рейгана Совет национальной безопасности был наделен полномочиями следить за аспектами внешней политики и безопасности в международной торговле, экономических, финансовых связей Соединенных Штатов, а также связей в области энергетики и технологий. Администрация пришла к мнению, что нам необходимо плотнее связать эти экономические вопросы с вопросами внешней политики и политики безопасности США. Это было тем более срочным делом, что стандартные коммерческие отношения в мире давали жизнеобеспечение, поддержку, потенциальным и фактическим противникам Соединенных Штатов.

Идея заключалась в том, чтобы создать межведомственный процесс. Была сформирована специальная группа, которая называлась Старшая межведомственная группа по международной экономической политике, сокращенно SIG IEP (Senior Interdepartmental Group International Economic Policy). Эта группа отчитывалась перед советником по национальной безопасности, а последний передавал отчет президенту. Таким образом, круг обязанностей советника по национальной безопасности становился шире. Эту идею поддержал также министр финансов. Внешний мир, возможно, не понимал, что в совете национальной безопасности произошло объединение всех процессов — чтобы безопасность Соединенных Штатов была надлежащим образом обеспечена, когда мы даем экономическую поддержку или даже в наших обычных торговых связях — в области финансов, энергетики и других. Идея была именно такой.

— А президент Рональд Рейган, каким было его отношение к этой идее? По большому счету, почему именно он стал инициатором, пользуясь терминологией тех лет, инициатором «нового крестового похода против коммунизма» и СССР?

— Президент Рейган был одним из немногих людей, не принимавших существования Советского Союза как данности, как неотъемлемого члена международного сообщества. Но понятие «отбрасывания» СССР, ускорение процесса его распада, попытки положить конец этому режиму и поиск его более демократической альтернативы — в 1980-е годы это не было распространенной идеей.

Он (президент Рейган — В.К.) считал, что экономика — важное уязвимое место Советского Союза. Он знал это инстинктивно, но не имел конкретного плана, который систематически использовал бы эти слабые места, определял бы источники финансирования деятельность СССР внутри страны и по всему миру, как Советы финансируют империю, простиравшуюся от Гаваны до Ханоя, как получают валютный доход в размере 32 миллиардов долларов, 66% которой происходят из экспорта нефти и газа, что создавало его высокую зависимость.

Мы подошли к вопросу о притоке твердой валюты с той точки зрения, что примерно 80% своей выручки Советский Союз получал из 4-х источников: нефть и газ, которые вместе составляли примерно 66% этой суммы, а также вооружения и золото. Каждый из двух последних источников приносил около 5 миллиардов долларов, составляя остаток суммы.

Именно в этот драматический момент мы приняли исходные решения о нанесении удара по поступлениям твердой валюты в Советский Союз и по его возможностям получать финансирование. Так что, я бы сказал, что в деле «перекрытия кислорода» «пациенту», который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смысле, наиболее важными были два слабых места.

Во-первых, советский природный газ был и остается основным источником денежных поступлений, учитывая крупнейшие в мире запасы. На тот момент критически важной задачей для СССР было наладить успешную работу Сибирского трубопровода, прежде чем заработает газовая альтернатива на Западе, такая, как огромное месторождение Тролл в Норвегии. Мы намеренно ускорили процесс на политическом уровне, чтобы обеспечить замену сибирскому газу, даже несмотря на более высокую цену — я называл это «платой за безопасность».

А вторым важнейшим аспектом, помимо природного газа, была нефть. Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целью снизить цену на нефть и увеличить объемы ее выработки. Эта тактика во многом похожа на то, что они делают сегодня, чтобы возместить недостачи выработки на Ближнем Востоке и в Северной Африке из-за народных волнений, происходящих там. Саудовцы повели себя сговорчиво в плане повышения добычи.

— Как Билл Кейси (директор ЦРУ – В.К.) смог убедить саудовцев снизить цены на нефть? И в чем, на ваш взгляд, заключался интерес саудитов в участии в данном проекте США?

— Я бы сам хотел больше узнать об этом. В те времена мы работали с очень высокой скоростью, разделяли между собой рабочие обязанности и сразу же принимались за дело. В моем понимании, в то время директор Кейси имел очень хорошие отношения с Саудовской Аравией. Очевидно, что США представляли основу безопасности их королевства. И, я думаю, он смог их убедить, что это был решающий момент в истории взаимоотношений Востока и Запада, что советская система доходов в твердой валюте была ослаблена более, чем когда-либо ранее, и что доходы от экспорта нефти и газа.

Я думаю, что существовала идея разделения бремени, разделения убытков, понимание, что мы должны стиснуть зубы и сделать этот шаг в наших общих интересах безопасности. Как ни странно, саудовцы оказались более гибкими, чем наши европейские союзники; возможно, они лучше понимали масштабы опасности для их региона и возможные последствия действий Советского Союза на Ближнем Востоке для королевства.

Они были более озабочены вопросами безопасности — вплоть до паранойи по отношению к Москве, в отличие от наших европейских друзей. Я действительно думаю, что это был важный момент, и это был один из немногих случаев, когда мы так прямо давали указания.

Я не могу сказать точно, было ли правительству Саудовской Аравии известно о тайном плане урезания доходов Москвы, но все же, я думаю, что было. Иначе альтернативой было бы просто помогать экономикам западных стран.

И я также уверен, что у них было намерение сделать это вследствие их оборонных интересов в регионе и нашей готовности действовать решительно и принять на себя критику за такие вещи как продажа авиационных комплексов радиообнаружения и наведения (AWACS), что, как вам известно, рьяно осуждалось.

Так что я думаю, что эпизод США-Саудовская Аравия или их отношения в период администрации Рейгана были одним из наименее известных, но крайне важных аспектов нашей общей стратегии в отношении Советского Союза. И мы стремились подчеркнуть их не только в финансовом и экономическом отношении, но и расширять их на такие страны, как Афганистан и другие нестабильные страны третьего мира.

Я, конечно, очень высоко оцениваю ключевые вмешательства со стороны Саудовской Аравии, которая оказала ценную услугу в то время, когда мы не могли дать четкие объяснения миру, что именно мы делаем. Это была более широкая секретная стратегия, в которой они играли роль, которую, возможно, они даже полностью не осознавали. Сомневаюсь, что они это осознали, так как данная информация была засекречена.

— Возможно ли такое сегодня? Ведь рынок энергоносителей существенно изменился и по качественным характеристикам, и по механизмам функционирования?

— Сказать по правде, я думаю, что все те изменения на рынках природного газа в большой мере зависели от этого. Я имею в виду, что сегодня мы имеем спот-рынок природного газа, чего не существовало в принципе в то время. Советский Союз всегда работал с Западом по так называемым контрактам «бери-и-плати» — строишь трубопровод и инфраструктуру, берешь газ и платишь штрафы, если не соблюдаешь условия договора или не выбираешь количество. Сегодня, как я понимаю, ряд западноевропейских компаний платит штрафы, так как спот-цены на газ упали ниже уровня договоренностей «бери-и-плати». Как вы знаете, сланцевый газ весьма значительно изменил условия игры на рынке и на сегодняшний день полностью уничтожил экспорт российского газа в США.

Так что «Газпром» действительно очень сильно нервничает по поводу данных событий, хотя во всеуслышание утверждает, что это не так. А Западная Европа осторожничает. Почему? Потому что уже были прецеденты, когда Россия, как и Советский Союз до нее, использовал газ в роли политического оружия, чтобы влиять на поведение Штатов, в особенности, и своих ближайших соседей.

Иногда это выливается в договорные споры, такие как в ситуации с Украиной.

И в результате это привело к репутации ненадежного поставщика. И теперь мы знаем, что Россия готова использовать природный газ в своем арсенале различных приемов против государств, при их провокациях или действиях, противоречащих интересам Москвы. И таким образом, Западная Европа, действительно осознала, что это реальность. И сегодня термин «политика трубопроводов» слышится по всему миру.

— Все, о чем вы рассказываете, существовало только в виде наработок экспертных и консультационных групп или же было оформлено директивными документами, государственными актами США?

— Директива о решениях по национальной безопасности номер 66 описывает экономические и финансовые аспекты стратегии по уничтожению Советского Союза.

Директива о решениях по национальной безопасности номер 75 описывала общую стратегию в отношении Советского Союза. Я не помню ее точного названия, но оно звучало примерно так: «Политика США в отношении Советского Союза» (National Security Decision Directive 75 «U.S. Relations with the USSR» — В.К.). Она давала широкое видение вопроса. Документ включал меры по наращиванию военной мощи, основные цели по ограничению возможностей Советского Союза во всем мире, по ограничению их авантюризма, по наложению ограничений на их экономическую и финансовую систему, по изменению внешней политики США на более откровенную, более прямолинейную, а также общую картину интегрированной систематической стратегии Америки с целью отбросить и, в конечном итоге, привести Советский Союз и его империю к смерти — все это было описано в одном документе, экономический раздел которого мне выпала честь написать.

В мае 1983 года в документе Международного энергетического агентства было закреплено намерение Европы избегать зависимости от поставок одного поставщика, естественно под этим одним поставщиком прямо подразумевался Советский Союз. Они очень сопротивлялись внесению в документ лимита в 30 процентов (на потребление советского газа — В.К.), как вы сами понимаете. Это было, конечно же, занесено в протокол саммита, и все понимали, что речь шла о 30 процентах, но с дипломатической точки зрения они не хотели упоминать Советский Союз и, конечно же, они не хотели численного обозначения этого потолка. Так что, я полагаю, это не было большим сюрпризом (для европейцев — В.К.), но мы четко хотели навязать нашу американскую позицию, и мы не собирались прогибаться в этом вопросе: тридцать процентов были реальной цифрой, и они должны были это понять.

В документе также говорилось об ускорении разработки огромного газового месторождения в Норвегии, месторождения Тролл, и о том факте, что это потребует «надбавку за безопасность» в смысле цены и инвестиций для ускорения добычи. Но мы считали это совершенно необходимым, чтобы нейтрализовать чрезмерную зависимость Западной Европы от советского газа.

А это, конечно же, ограничило бы возможности Советского Союза пускаться в авантюры по всему миру, расширять сферу своего влияния и интересов, иногда в агрессивной манере, как, например, в Афганистане. Нам нужно было сдержать авантюры СССР и лишить его денег. 

— В чем заключалась общая стратегия борьбы с Советским Союзом, в разработке которой вы принимали участие?

— Общая экономическая и финансовая стратегия, разработанная для того чтобы ослабить — если не полностью свалить с ног СССР — состояла из нескольких компонентов.

Первым из них было установление так называемого «потолка» — жестких ограничений на поставки Советского газа в Западную Европу, так чтобы Западная Европа зависела от советских поставок не больше, чем на 30%.

Второй компонент был не менее важен. Он состоял в прекращении субсидирования и предоставления займов СССР и принуждению их к выплате процентов по кредитам. И мы честно пытались отговорить даже частные коммерческие учреждения от предоставления Советам взаймы, сообщая им о рисках для банков ввиду слабости потока твердой валюты Советов, что заставило банки нервничать при предоставлении кредитов СССР. Так что деньги, кредитование — вот что было вторым компонентом.

Но мы также работали и над третьим компонентом, который заключался в убеждении Саудовской Аравии в том, что они должны увеличить выработку нефти для того, чтобы снизить ее цену. Сейчас мне видится множество преимуществ в снижении цены на нефть, но это одно, в частности, было направлено на ограничение доходов Советского Союза от продажи нефти. Счет шел на каждый доллар: каждый доллар снижения цены на 1 баррель нефти заставлял Москву терять от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов на этом виде заработка. Я не участвовал в данных переговорах, так как они не входили в рамки моей компетенции, но я искренне считаю, что Билла Кейси можно назвать архитектором данного этапа.

Таким образом, у нас имелось 4 элемента экономической и финансовой стратегии. Остальные элементы, которые должны были привести к падению СССР, были в других областях. Главная военная организация США, возглавляемая Кэпом Уайнбергером, министром обороны, всеми силами пыталась держаться на должном уровне; это влекло за собой огромные затраты на поддержание военной мощи США. И, конечно же, это помогло пробить огромную брешь в уже прилично раздутой советской экономике.

Затем последовало размещение баллистических ракет «Першинг» и крылатых ракет в Европе, что было весьма провокационным шагом, однако ясно дало понять, что мы не собираемся сидеть, сложа руки, пока Советский Союз продолжает расширять свои владения в Афганистане и на других территориях… И существенным моментом стало то, что мы сумели уменьшить время полета наших ракет до 6 минут, что стало большой проблемой для Москвы.

Затем настало время войны идей. Джин Киркпатрик и другие деятели из ООН, как и сам президент, говорили о Советском Союзе, как об империи зла, действительно, пытаясь рассказать правду о природе нашего противостояния.

И это было попыткой распространить культуру свободы и силы личной инициативы и воли.

Честно говоря, когда мы начали вставлять палки в колеса советской экономики и засыпать песок в ее мотор, управление этим сложнейшим комплексом вышло за пределы человеческих возможностей.

— И вы еще упоминали про ограничение по технологиям, которые могли быть проданы Советскому Союзу… Четвертый компонент экономической стратегии.

— Насколько я помню, ограничения по технологиям, которые было разрешено предоставлять Москве, устанавливались через Координационный комитет по многостороннему контролю за экспортом, известный в то время под кратким названием КОКОМ. Это был комитет НАТО, место, где рассматривали военную значимость технологий и оборудования, предназначенных для продажи Советскому Союзу, и оценивали, не вредит ли их передача СССР интересам безопасности Запада. И как мне помнится, порог был установлен на уровне IBM360, который в то время считался компьютером с незначительными возможностями.

Как вы, может быть, знаете, французская разведка передала США (добытый ими) секретный перечень технологий, за которыми охотились КГБ, ГРУ и другие – список был толщиной в телефонный справочник. Прочитав этот том, мы осознали невероятные масштабы советской программы приобретения технологий, способность раскрыть по ним технологические секреты и использовать их в военных целях: для систем наведения ракет, ракетных комплексов, летательных аппаратов – весь спектр.

Так что президент был уверен, что технологии были важнейшим компонентом экономической и финансовой стратегии, и я, конечно же, тоже так думал — технологии были одним из пунктов моего первого разговора с президентом, наряду с кредитами, природным газом и ценами на нефть.

—  Насколько другие члены кабинета и союзники разделяли мнение вашей группы, собравшейся вокруг президента Рейгана?

— Да, наш подход был весьма смелый, и его считали контрпродуктивным и европейцы, и многие в администрации президента Рейгана, и многие сотрудники Центрального разведывательного управления и других разведывательных служб Соединенных Штатов. Они чувствовали, что это была попытка коренным образом изменить, отбросить эту непобедимую сокрушительную силу в ландшафте мира – этого Джаггернаута под названием Советский Союз, который, все считали, будет существовать еще очень и очень долго, многие поколения. Насколько я мог представить, Советский Союз будет существовать вечно. И любые попытки уколоть медведя, преследовать его и искать уязвимые места, «перекрыть кислород» на трубке его жизнеобеспечения – что бы ни придумали США, все будет считаться провокацией, контрпродуктивными стараниями и приведет к отчуждению с союзниками в отношении транзитных договоров, что будет только выгодно Советскому Союзу.

Мой образ мышления был образом мышления банкира… Приходилось сдерживать устрашающее количество оппозиции. Это был вопрос веры в стратегию, веры в то, что если бы мы смогли реализовывать ее хотя бы в течение короткого периода времени – года, двух лет, и институциализировать ориентацию на безопасность в экономических и финансовых отношениях Востока и Запада, то со временем мы могли бы спровоцировать крушение поезда — экономического поезда из неумолимого потока проблем, который мчится к банкротству и коллапсу. В более широком смысле, нам нужно было ускорить крушение этого поезда.

— Как такой небольшой группе – очень энергичных, это правда, людей – удалось навязать политику всем несогласным внутри государства и в Европе?

— «Сдерживание» ушло с повестки дня. Мы больше не собирались усмирять «советского медведя», который шагал по всему миру, бросая вызов интересам Америки во многих регионах вплоть до непосредственного юга от нас. Куба, конечно, и другие, чьи голоса становились все громче. Президент Рейган считал такую ситуацию неприемлемой на очень простом, элементарном, прямом уровне, таком, каким он часто казался при публичных выступлениях. Однако видение президента не получило заслуженной оценки, как и его мужественное решение открыто отстаивать свои ценности и принципы — его собственный кабинет, конгресс и восточный истэблишмент, который тогда в большой степени управлял Америкой, не просто выступали против него, а собирались яростно сопротивляться.

Это была строго секретная операция. Некоторые люди знали некоторые ее аспекты. Однако полная картина данной операции была совершенно засекречена.

В такой атмосфере мы и действовали — небольшая группа людей, которым выпала честь быть посвященными и участвовать в воплощении стратегии разрушения Советского Союза экономически и финансово.

— Как же вам удалось склонить европейцев к своей политике?

— В Европе они были не просто расстроены — они рвали и метали, вот как они были недовольны тем, что нужно было пойти на риск разрушения десятилетий усилий, затраченных на разработку стратегий, маневрирование, управление взаимоотношениями с Советским Союзом так, чтоб избежать пессимистичных сценариев.

Они сопротивлялись тому, чтобы американский президент навязывал им убеждение в том, что рост поставок советского газа в Европу каким-то образом может увеличить их зависимость и отсечь доступ к более безопасным западным альтернативам. Они искренне не считали это проблемой. Президент Рейган чувствовал, что необходимо брать ситуацию под свой контроль. Он считал, что если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?

Президент явно видел, что мы выдыхаемся, и что Москва занимала лидирующее положение, ловко оборачивая разногласия между США и Европой в свою пользу. Это было почти похоже на возврат к временам операции «Трест» Феликса Дзержинского и Ленина, когда американские промышленники посредством обмана были вовлечены в схему финансирования большевистской революции — хотя у американских и всех остальных «доноров» были совершенно иные намерения. Президент знал эту историю и чувствовал, что мы снова попали в похожие неприятности. И, я думаю, что именно тогда было принято решение, что это не будет выглядеть красиво, мы не будем держаться за картинку единства и решимости НАТО. У нас было слишком большое желание обезопасить себя с обеих сторон Атлантики, все должно было измениться и, в некоторых случаях, даже разрушиться, чтобы достичь определенных результатов. Сейчас мы понимаем, что этим результатом был развал Советского Союза.

— Был ведь еще аппарат Североатлантического альянса. НАТО принимало какое-либо участие в создании экономического давления на СССР?

— Мы обратили внимание на тот факт, что в НАТО существовал секретариат по экономическим вопросам, который не был загружен работой и о котором политические деятели по большей части забыли… Мы считали, что в НАТО необходимо было провести обсуждение, затрагивающее экономические и финансовые аспекты с точки зрения безопасности. Это было важным прецедентом, и представители НАТО сами захотели провести подобное обсуждение.

На данных заседаниях мы пытались поддерживать интеллектуальную беседу и открытый диалог, если так можно выразиться, о том, каковы были наши идеи о недопустимой зависимости Западной Европы от поставок Советского газа, к примеру. Не столько об атаке на валютные доходы СССР, потому что в то время мы не хотели допустить утечки информации. Существовало слишком много… слишком много возможностей ее утечки в Москву. Так что это был секрет. Однако, мы могли говорить об отдельных аспектах стратегии. Так что, там снова противоречащие убеждения США и Европы вышли на поверхность…

1982 год был невероятно значимым в судьбе данной стратегии. Это был год, в который произошли наиболее резкие исторические изменения. Это был наш подход к резкому повышению роли секретариата НАТО по экономическим вопросам. Для того чтобы мы могли попытаться создать интеллектуальную, академическую, а также политическую основу для консенсуса по безопасности в этих вопросах.

Затем обороты деятельности секретариата НАТО снизились… Совсем немного, но снизились.

— Господин Робинсон, в свете противоречий между Украиной и Россией по поставкам газа (зимой 2010-2011 гг. – В.К.): если на Россию нужно будет оказать давление, как бы вы действовали в нынешней ситуации?

— Если бы у нас возникла новая проблема с Россией, то я бы, скорее всего, вернулся бы к аспектам стратегии Рейгана, на этот раз используя спот-рынок природного газа, который в те времена не существовал. Помните, мы были вынуждены использовать газовое месторождение Тролл, так как у нас не было спот-рынка, который значительно упрощает процесс принятия решений.

Я бы непременно захотел найти безопасные альтернативы поставок в Западную Европу, кого-то, кто сам по себе был бы заинтересован в трубопроводе Набукко, к примеру. Так что диверсификация поставок остается основной проблемой для Западной Европы, им все еще необходимо избежать зависимости от России в плане поставок природного газа, и это факт. Сейчас это стало проще с открытием сланцевого газа в США и с наличием спот-рынка газа. И я думаю, что осознание данных уязвимых точек значительно возросло, отчасти из-за той жесткой борьбы, через которую мы прошли в годы правления Рейгана, чтобы показать, как газ может быть использован в злонамеренных целях и для оказания давления.

Так что, я думаю, что некоторые из уроков времен Рейгана все еще применимы в наше время. И оглядываясь на те события, я могу сказать: они были просто поразительными.

— Таким образом, Советский Союз распался благодаря и вашим личным усилиям. Вы не вполне ожидали, что стратегия сработает настолько эффективно. Что вы ощутили, когда президент Горбачев объявил о прекращении существования СССР?

— Это было ощущение восторга. Это было… Это было непередаваемое чувство радости. Я, действительно, считал, что мне придется жить в тени советской угрозы всю свою жизнь, и что моим детям и внукам придется жить так же, бесконечно. И я испытывал не меньшую радость за наших друзей из Центральной и Восточной Европы, от того, что триста миллионов людей могут перейти под свет свободы. Это было всепоглощающее чувство, и я все еще реагирую на это с огромной радостью, говоря об этом даже сегодня.

Конечно же, с того момента мы испытали взлеты и падения, но на тот момент это был настоящий прорыв. Эта операция поначалу не была такой злоумышленной, какой она стала потом. Я думаю, что это произошло благодаря оптимизму, искренности, проницательности и настойчивости особенного человека — Рональда Уилсона Рейгана.

И еще несколько человек, такие как Кларк, Миз, Кейси и Уайнбергер, которые были ядром группы, искренне верили в ценности, принципы и способности этого уникального человека. И это доказало мне, что небольшая группа единомышленников действительно может изменить мир — в случае развала СССР буквально. Это осознание с того момента всегда согревало мне душу, и дало мне надежду на будущее России, так как русский народ тоже хотел этого.

Аналитика
Обсуждение
26 пользователей оставили 77 комментариев
  • Если вкратце: сначала нас заставили принять капиталистическую рыночную экономику, "потому что это единственный вариант в цивилизованном мире" - а теперь её же успешно рушат, пользуясь её полной неспособностью выживать в ситуации, отличной от оптимальной...
    09:56
    22.12.2014
  • Необходима новая философия"повседневной жизни", новая доктрина экономического мироустройства... Мы знаем, как был разрушен СССР, значит знаем какие контрмеры необходимо принять. Псевдорадость умнейших людей по причине развала "империи зла" говорит о низком пороге справедливости, при безоговорочном доминировании идеи... Идеи, которую мы обязаны изменить! И, создать идею, объединяющую весь мир!
    12:44
    22.12.2014
  • teddymaman, кто виноват, что кретьян обманули с паями, так же как и весь народ -естественно, те, кто ограбил и обманул. По вашей извращенной логике, убиенный виноват, что его убили, ограбленный- что его обокрали. Тогда зачем есть полиция/милиция, ведь и так все в порядке, и есвли хулигван подойдет к Вам и по голове настучит-вы виноваты. что не имеет мастера спорта по боксу (или бегу), и вместо изучения наук, следует изучать боевые искусства..-такие рассуждения-дорога в каменный век.
    Колхозы были разные, так же каки сейчас фермеры. Были колхозы миилионеры-богатые, со всемы атрибутами, асфальтом, спорткомплексами, ит.д. Просто тогда все деньги направлялись-трудящимся, сейчас- сколько хозяину не жалко.
    Кулаки составляли несколько процентов населения. Многие уже на земле не работали, просто нанимали бедных, обдирали их до нитки, слово кулак еще до революции было известно.
    Вы за них так переживаете-сами из кулаков?
    10:47
    24.12.2014
  • teddymaman, Вы похоже, кем то обижены при советской власти, и переносите все плохое на это. Было плохое, но хорошего больше. И плохое-от людей. которые несовершенны по сути, и при любом строе это будет проявляться. Но строй , основанный на паразитизме одних, нащд другими, это капитализм, по сути своей ущербен.
    Сначала либералы критикуют социализм за уравниловку, потом- утверждают о неравенстве. Противоречие, которого они не замечают.
    Улыбки иностранцев-это маска, об этом уже много раз говорено, жить там и быть туристом-это две разные вещи.
    И при социализме не было халявы - кто мало работал, мало получал. Кто вкалывал - всегда мог заработать. Образование, наука, все было на порядок более высокого уровня. Руководители по доходам мало отличались от работников. квалификация руководства всех уровней была намного больше. Недаром при кризисе 98-го года пришедшие старые кадры Примакова выправили вывели страну из кризиса за короткие сроки.
    10:55
    24.12.2014
  • teddymaman, да, при чем здесь гражданская война? О ней же выц и говорили, что СССР создан в крови? Так во впрвых, все эти рнеспублики были до этого в составе Российской империи. И добровольно вошли в состав СССР после Граждансокй войны. А не из-за этого. Книг я много прочел, но Вы, похоже, читаете русофобскую и западную пропаганду, а не исторические исследования. Есть труды профессиональных историков, например, Дюкова, Юлина, Пыхалова, других, кто всяческие либеральные мифы с цифрами и фактами разоблачает. Например, известные опусы Суворова/Резуна развенчаны по детально.
    Нельзя все сбрасывать на человека, это в пещерном обществе уже не так было. А индивидуализм-это деградация, возврат к времени обезьяннего периода, хотя даже обезьяны -общественные животные, и даже волки в стае живут. Недаром общественные, по менталитету восточные страны сейчас на подьеме - Китай, Вьетнам, Корея.
    11:06
    24.12.2014
  • nikkalinin в ответ пользователю teddymaman(показатьскрыть)
    teddymaman, Вы знаете, у меня такое впечатление, что вы жили на другой планете во время СССР, да и сейчас живёте. У вас в СССР было всё ужасно, а сейчас всё прекрасно. Даже если вы раньше жили в халупе, а сейчас во дворце разговор не о вас. Даже если вы раньше были бедной, а сейчас стали олигархом разговор не о вас. Постарайтесь увидеть с плохим там в СССР прекрасное и наоборот, с тем, что прекрасно по вашему сейчас, ужасное. И тогда вы поймёте чего мы все лишились... Да, вы правы говоря об ОАЭ, Испании - это касается всего мира, но есть и другое, то что вы не заметили или не хотите замечать и то, что в России нет. По мимо бумажки без которой ты букашка, ты сейчас ещё и без денег вообще овощ, по мнению депутатов, ты ноль, ты пустота. По этому у тебя отобрали право на референдум... Нет всё же вы с другой планеты, вы живёте в придуманном мире сериалов ТВ. Мне вас жалко. Счастье не возможно, когда вы не способны видеть, это иллюзия... Расскажите больше о себе. О своих проблемах и радостях. Не придумывайте только. Расскажите как есть. И я вам постараюсь помочь....
    11:11
    24.12.2014
  • Васин Алексей, По сути вы очень грамотно ответили. Мне понравилось. Только берегите себя, не так эмоционально. И второе. То что вам понятно, совсем не обязательно понятно другим. Каждый имеет право на свой взгляд. Вы понимаете? Имеет право. Даже если он ошибается.
    11:41
    24.12.2014
  • Алексей Колесник, так всё очень просто: съездите в США и посмотрите на города-призраки, например. Если в жирные времена была возможность поддерживать США, как национальное государство. Теперь такой возможности нет. Но у ребят с улолт-стрит сохранилось желание иметь огромные прибыли, вот и обескравливают в том числе и Америку.
    12:22
    24.12.2014
  • nikkalinin, так я и обьясняю, что может быть , другим не вполне ясно. У нас шла манипуляция информацией, для разрушения государства, ведь если все подавать честно, народ не позволил бы так легко надеть на себя рабское ярмо, в 91-м и далее.
    За годы советской власти народ привык, что все идет как положено, доверял власти. и поэтому не сразу очнулся, что может быть и один из недостатков той системы. Многое делалось не должным образом, хотя главное-это народовластие и отсутствие эксплуатации, как декларируемый принцип общества -было верным.
    13:05
    24.12.2014
  • Васин Алексей, Вы правы. Советские люди по своей сущности это люди будущего, впрочем это относится и к другим людям социалистического лагеря. Доверчивость людей была использована негодяями. Помните их тезис об эффективных бизнесменах? Ведь эти негодяи знали, что это враньё. Заметьте, что о чужих зарплатах, как и о кухарках во власти они не говорили. И в итоге дошли до того, что высокий уровень социального равенства объявили не возможным, мол должны быть супербогатые и нищие.. Но ведь он был, был намного выше чем сейчас. Поэтому не смотрите и не читайте российских газет...
    16:43
    24.12.2014
  • Капитализм, как эффективная система экономики может существовать ТОЛЬКО если рядом есть бедные в экономическом плане страны. Которые поставляют бесплатную рабсилу, свою территорию для "грязных" производств и являются рынком для сбыта разных товаров. Как было так и будет: есть богатая Метрополия имперская и есть отсталые окраины.
    17:39
    24.12.2014
  • clubsambo2012 в ответ пользователю teddymaman(показатьскрыть)
    а вас не пугает сама цена книг сегодня?у меня библиотека из 5000 книг,но куплены были при *плохом* СССР,а сегодня я в книжный заходить боюсь,при зарплате в 15000 не о книгах думается...десятки лет честного труда коту под хвост,ожидание светлого будущего превратилось в него же ,но только для избранных за счёт честных.Навязанное видение будущего в капитализме обернулось трагедией миллионов,правда сегодня раскупают телеприёмники вместо круп и спичек,но легче от этого не становится при уничтоженных системах образования и здравоохранения,соцзащиты...
    22:00
    24.12.2014
  • в ответ пользователю Васин Алексей(показатьскрыть)
    Васин Алексей, а есть ещё Ключевский,Соловьёв, Карамзин, Гумилёв и т.д. Вы всех читали ? Вы всё про совхозы и колхозы... Так вот в те времена совхозы-миллионеры были дутые! Секретари парткомов и горкомов все показатели района приписывали одному хозяйству и оно становилось миллионером.Сказки рассказываете вы, а я жила в то время и мои родители рассказывали правду дома, как это делали и называлось это очковтирательством.Если бы было всё тогда так хорошо, как вы говорите - не развалился бы СССР. А так как всё было приписано и произошел пшик.
    23:09
    24.12.2014
  • в ответ пользователю clubsambo2012(показатьскрыть)
    clubsambo2012, у меня тоже много старых книг. Я тоже их люблю и совсем не покупаю современных - они плохо сделаны и на плохой бумаге.Берегите их! А в новых книгах ничего нового Вы не найдёте - одни картинки и детективы. Уважаю людей любящих хорошие книги.Не смотрите телевизор - там одна галиматья...
    23:13
    24.12.2014
  • в ответ пользователю Васин Алексей(показатьскрыть)
    Васин Алексей, начнём с того, что крестьян обманули большевики, пообещав им землю. Солдаты , основная масса их была из крестьян, поверили этому и пошли воевать за ту власть. А когда она, власть рабочих и крестьян, победила, забыли про обещанное. Через репрессии загнали мужиков в колхозы, забрали у них паспорта, привязав их намертво к земле. В то время молодёжь с огромным удовольствием уходила в армию, чтобы потом, всеми правдами и неправдами не вернуться в эти "замечательные", по вашему утверждению колхозы, а остаться в городах, где служили. Что-то я не видела ни одного совхоза со спорткомплексами, а были жалкие клубы или убогие дома культуры.
    Освободили и отдали паспорта крестьянам только в 60-тые годы. Вы бы хотели так жить? Вот крестьяне и начали сбегать в города - вот так и была развалина русская деревня...
    00:27
    25.12.2014
  • teddymaman, никакие не дутые. слухи и мифы из Огонька 90-х. Рросто руководители бывают хорошие и бывают не очень. Знал тех. кто работал в колхозах-милллионерах, никто чужих денег от других перекинуть не мог, это грозило уголовщиной. Если просто показатели передвинуть -это может и могли, а там, глде связано с деньгами -нет. Ваши родители наверняка слышали от какого нибудь сказочника, эти истории, и рады были повторять, не от большого ума, а вы похоже, с тех пор ненавидите Сов. власть и любите капиталистов. котрые из народа кровь пьют..не приписывают. да, им это незачем, просто забирают ))
    01:42
    25.12.2014
  • teddymaman, крестьян в революцию никто не обманывал -это придумки пропаганды с 90-х годов. надо историю знать. все земли были отданы крестьянам, после гражданской. Потом был НЭП. Потом только, начли создавать колхозы. КОТОРЫЕ ОТ ОБЩИНЫ НИЧЕМ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ.и мало кто пртестовал.
    Паспортов изначально не было в СССР. так же как сейчас в США. Затем в городах появились, т.к бандитизм и криминал был, а в деревне все друг друга знали, надобности не было.
    Если бы никого и з деревень не выпускали в город. как бы шла индустриализация, лоткуда рабочих брать? Вы себе этот вопрос задавали? чтобы в сложных вешщах разобраться, надо немного подумать. сопоставить, а не только читать желтую лживую прессу из 90-х.,
    Все кто хотел уехать в город, писали заявление председателю, получали паспорт, и уезжали спокойно.
    Уабанизация- процесс неизбежный, все страны это проходили, крестьяне переезжали в город миллионами. во всех странах.
    Если Вы прошли два-три колхоза,и не увидали чего то, то это не значит, что этого не было. Я. наапример, видел.
    Если крестьянин сейчас будет работать как в 19 веке, один в мелком хозяйсте-прогорит. До революции люди на селе мерли, масово, от тяжелого труда и болезней. В город было уйти невозможно-там еще индустриализации не было. а была безработица, хотя и до революцтии в гнород уходили масово. Так что про злых больевиков-это вранье. Просто сама жизнь такова.
    01:54
    25.12.2014
  • читаю и удивляюсь -сколько же правд на свете -и в каждом отдельном месте своя.И одно было,и другое и третье.А было ещё и четвёртое -моё.Хотите -поделюсь.Все участники истории мертвы- никого не предам и не подставлю.Мой дед,дворянин,царский офицер,мягко говоря ,*рехнулся* и добровольно перешёл на сторону большевиков(предки владели большими наделами земли,знали что такое крестьянский труд и как надо его ценить,отсюда,видно,и его решение.В КР.гвардии дослужился до замкомполка,а после демобилизации в 1923 уехал в свою бывшую вотчину к любимой,детей делать,землю обрабатывать.15 лет был учётчиком в колхозе,как самый образованный. В 1938 по доносу сельской учительницы,соседки,был арестован Знал,видите ли три языка,среди них-немецкий,знать шпиён. Статья 58,1-8 части.Через три дня его не стало,Из ответа КГБ от 1985 года: *...причина смерти-расстрел,реабилитирован по всем статьям в 1953 году*.Узнал я историю семьи в 24 года,а до этого пионер,комсомолец,под конец службы брал рекомендации в партию,слава Богу не поступил, прозревать начал....Без отца,к сожалению,остался в 13, а он был фронтовиком,защитником Родины в ВОВ,а помогли ему *уйти* коллеги тех,кто и деду помог...После этого я учиться начал: и в ВУЗах и у жизни.Хотелось построить что то лучшее,чем было до нас.Увы...корыто разбито,жизнь на исходе,а живут хорошо в далёком будущем сердюковы,васильевы,сечины,дворковичи,чубайсы,но не мы -серая масса,источник доходов для *них*.К стати:второй дед мой был полной антиподом первому,но он был от сохи и страшный работяга,ПАХАРЬ,до советов помыслить не мог ,что можно жить без земли,а паспорт ему дали только в 1956,он тут же их деревни в город рванул,не мог больше за палочки работать,а сердце болело за сына,который погиб в 09.05 1945 под Прагой!!!Землю которую покупал до 1939 г за деньги от дикого труда с 13 лет,*отдал* в колхоз,чтоб в Сибирь не попасть,как кулак(семья то большая была)...Вот и вся правда,одна из многих,как с этим быть,доживать?..
    10:11
    25.12.2014
  • МИХАИЛ КРЕМЛЕВ, А какие меры ты собираешься предпринимать?
    20:14
    25.12.2014
  • clubsambo2012, из ваши пояснений понятно. что человеческая суть весьма несовершенна. Ведь доносить эту учительницу что сподвигло? Не скука же? Нехорошие человеческие качества, злость, еще что-либо..это имедло истоки в страданиях народа, когда и дворянствотна это смотрело сквозь пальцы, не заботилось об облегчении доли крестьян. их образовании, иначе не было бы такого неистовства в гражданской войне. Сотни лет дворяне гнобили народ. затем стали удивляться. ч тоо к ним ненависть возникла. Полное непонимание.
    Грехи накопленные столетиями, пришлось выплачивать, возможно, и хорошим людям.
    Поапытка создать более справедливое общество - не всегда шло нормально, но ведь виноват не сам принцип, а поступки конкретных людей. Новое общество нуждаетсяв новом. более совершенном человеке, более умном, добром, неэгоистичным. Это требует длительного времени. Но-альтернатива-то-деградация и гибель человечества, сейчас это наблюдаем, человек превращается в зомби, эгоистичное тупое животное.
    21:06
    25.12.2014
  • Все это чушь собачья. У штатников никогда бы ни мозгов, ни средств не хватило развалить Союз, который развалился сам по желанию региональных элит. Некоторые моменты, упомянутые в интервью, безусловно оказали влияние на процесс развала, но это совершенно не значит, что они были вызваны какими-то действиями США. Умысел и участие в этом Штатов не доказуемы (тем более, что (как об этом и говорится в статье) операция была строго засекречена), вот поэтому они сейчас и чванятся, приписывая все себе, создавая раздутый и глупый миф об их вселенском могуществе. С таким же успехом они могли бы себе приписать и то, что ледниковый период тоже был спровоцирован ими и динозавры своим вымиранием "обязаны" именно Штатам. В общем, глупость и бред несусветные. Пусть лучше представят более "документальные" доказательства, чем слова стариков, времен холодной войны, страдающих болезнью Альцгеймера и параноидально-шизофреническим бредом
    03:34
    26.12.2014
  • Предлагаю Веронике Крашенинниковой баллотироваться на следующий президентский срок. Именно такой президент нам нужен. Она ни нас, ни Россию не предаст!
    06:50
    26.12.2014

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.