Бешеный тон

Редко мне приходится соглашаться с дьяконом Андреем Кураевым, но тут уж ничего не поделаешь - именно ему принадлежит самая точная характеристика момента. "Это уж промысел Божий, приглашающий нашу церковь к обретению опыта жизни в условиях общественной обструкции", - сказал диакон в интервью изданию "НГ-Религии".

Редко мне приходится соглашаться с дьяконом Андреем Кураевым, но тут уж ничего не поделаешь - именно ему принадлежит самая точная характеристика момента. "Это уже промысел Божий, приглашающий нашу церковь к обретению опыта жизни в условиях общественной обструкции", - сказал диакон в интервью изданию "НГ-Религии". Обструкция налицо - самая мощная за многие десятилетия, причем за рубежами всея Руси еще более заметная, чем в пределах канонической территории. И вот это уж точно - факт, не имеющий прецедента. Впрочем, кое-какие параллели все-таки просматриваются.

Когда 90 лет назад, в 1922 году, в Москве проходил процесс над патриархом Русской православной церкви Тихоном, западный мир, наоборот, встал на защиту церкви.

Слушания по существу в отношении Pussy Riot

Тогда британский министр иностранных дел лорд Джордж Керзон сообщил советскому коллеге о "взрыве" своего "оскорбленного морального чувства". Причиной этой моральной детонации было, как и в случае с Pussy Riot, несоответствие проступка и наказания: Тихон попал под арест и стал первым номером в опубликованном "Известиями" списке "врагов народа", а пять обвиняемых протоиереев были казнены по приговору советского суда - все за то, что сопротивлялись изъятию церковных ценностей.

Да вот еще - мешали безбожным шествиям ряженых под священников хулиганов на Пасху и другие праздники. За что и кончили жизнь в подвалах Лубянки. Прошло почти сто лет, и теперь взрыв негодования на Западе тоже имеет место, но направленность его поменялась на 180 градусов.

Сартры наших дней

Один западный журналист сравнил активистку Pussy Riot Надежду Толоконникову и ее мужа Петра Верзилова, участника группы "Война", с легендарной Симоной де Бовуар и супругом ее Жан-Полем Сартром; Economist объявил РПЦ "силой консерватизма и ксенофобии", находящейся к тому же "в символическом объятии" с президентом Владимиром Путиным; американский New Yorker уподобил Хамовнический суд испанской инквизиции, а РПЦ опять же заподозрил в пропаганде мягкой формы аутодафе, призванной заставить подсудимых искупить грех на поверхности земли вместо вечных мук в аду.

При этом западные издания не рекомендуют исправляться "грешницам", которых называют почему-то феминистками. Перемен они требуют, наоборот, от РПЦ. Многие призывают РПЦ к некой православной реформации, которая, по их мнению, неизбежно должна поставить верующих на противоположную сторону баррикад по отношению к недостаточно модернизированному правительству.

Кто-то из философов сказал, что история редко повторяется, но часто рифмуется. Вот возьмите такие фразы: "Печати взять бешеный тон" (Ленин); “предложить ГПУ поставить хорошо дела в компрометации попов здесь и на местах" (Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)); "определиться с тем, на каком факте мы дадим бой духовенству" (Емельян Ярославский).

Сказано и написано все это 90 лет назад, во время все той же антирелигиозной кампании 1922 года. А звучит - актуально. И бешеный тон есть, и компрометация, и бой по факту.

Только власть и оппозиция, Восток и Запад поменялись тут местами - вместо "Нью-Йоркера" в 1922 году на острие борьбы стоял журнальчик "Красный дьявол" с агитками Демьяна Бедного, "мужика вредного". Все-таки история - это не рефрен, а рифма.

Троцкий в роли советского Лютера

Авторам "Нью-Йоркера", может быть, и невдомек, что их идея срочной реформации православной церкви была отнюдь не чужда Льву Давидовичу Троцкому. Одержимый идеей мировой революции, он даже золото и серебро у церкви требовал забрать и продать в 1922 году в рекордные сроки, так как прогнозировал резкое падение цен на драгметаллы в условиях пролетарских восстаний в Европе. Потому и реформация в РПЦ должна была быть короткая, с большевистскими темпами вместо тягомотины Мартина Лютера.

"Европейская церковь прошла через стадию реформации, - разглагольствовал Троцкий в письме в Политбюро от 30 марта 1922 года. - Что такое реформация? Приспособление церкви к потребностям буржуазного общества… У нас оппозиция против церковной казенщины дальше сект не шла. Интеллигенция чудила в религиозной области - каждый по-своему. Церковь оставалась формальной, бюрократической… она вся пропитана крепостническими тенденциями".

Дальше Троцкий предлагает устроить в церкви сперва буржуазную реформацию, поддержав "сменовеховских попов" (сменовеховство, если кто не помнит, - идеология "конструктивного сотрудничества" с советской властью без перехода на полностью коммунистические позиции).

Но, чтобы реформированная церковь не успела окрепнуть, Троцкий предлагал превратить буржуазную реформацию в "выкидыш", то есть начать стрелять сменовеховцев тотчас же после их победы над ненавистными сторонниками патриарха Тихона. Вот после такой "реформации с последующим абортом" церковь точно бы уже не поднялась.

Пережить утопию у власти

Но у Троцкого не хватило времени - его политическая карьера быстро клонилась к закату. "Обновленцы" (те самые милые сердцу Троцкого сторонники "сменовеховской реформации") внутри церкви остались в абсолютном меньшинстве.

"Жирные попы", которых Чехов и Перов изображали в основном кушающими рыжики под водочку, вдруг выдвинули из своих рядов тысячи мучеников - до 1956 года репрессиям подверглось до 140 тысяч священнослужителей. (Эта цифра стала известна благодаря множеству опубликованных именно в последние годы документов. Первым ее привел историк Валентин Марцинковский, чьи выкладки можно прочесть в капитальном издании очерков по истории церкви XX века под редакцией Бориса Филиппова - вышедшем в этом году в Свято-Тихоновском университете первом студенческом учебном пособии на эту тему.)

Нет, конечно же, не все три сотни репрессированных архиереев боролись с советской властью. Но они все старались, чтобы церковь эту самую власть просто пережила. И так оно в конце концов и вышло.

Главный вывод Бориса Филиппова: даже так называемые соглашатели в церковной среде, с конца 1920-х шедшие на контакт с советскими спецслужбами, исходили из посылки о том, что долго безбожная власть не продержится. А раз так - ее надо пережить, пусть и ценой компромиссов.

Только этим убеждением можно объяснить поведение следующего после Тихона патриарха - Сергия (Страгородского). Он одновременно и требовал от священников лояльности к СССР, и тайно рукополагал все новых священников. Цель - дать церкви выжить. Задача, сильно облегчившаяся после того, как Сталин в 1943 году восстановил патриаршество, дав Сергию из местоблюстителя избраться в патриархи. До своей реабилитации на тысячелетие крещения Руси в 1988 году церковь получила хоть какую-то возможность выживания.

И все позабыты, и все позабыто?

Участницы Pussy Riot на суде назвали панк-молебен недоразумением

Что осталось от 70-ти лет церковного диссидентства, что усвоило из этого опыта общество? Как показывает нынешняя ситуация описанной Кураевым общественной обструкции - немного.

Мы во многом вернулись к ситуации начала века. Даже нынешняя формула защитников панк-молельщиц - "мне произошедшее в Храме Христа Спасителя не нравится, но…" - на самом деле не нова. Борцов с мракобесием в начале века тоже не устраивал низкий уровень некоторых антирелигиозных хэппенингов.

"Например, нагадит комсомолец под окном у попа и думает, что ведет антирелигиозную пропаганду, - сокрушался "любимец партии" Николай Бухарин в "Правде" от 4 февраля 1925 года. - Это, товарищи, просто хулиганство. Мы должны комсомольцу разъяснять, что есть разница между антирелигиозной пропагандой и хулиганством".

Разъяснять, но разъясняя, естественно, не сажать. И это единственный пункт, в котором с Бухариным можно согласиться - причем соглашаются тут с ним и некоторые священники.

Именно эту позицию озвучил протоиерей Сергей Правдолюбов в интервью порталу Pravmir.ru: "Двадцатый век вы что - забыли, что ли? Опыт новомучеников, исповедников… Там не такие вещи творились! И разве Церковь обращалась в советскую прокуратуру того времени? Никогда! А почему мы должны сейчас обращаться в нашу прокуратуру?.. Убрать, почистить все, что они сделали, - и терпеть".

Позиция, может быть, и спорная, но уж точно - заслуживающая уважения.

***

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Авторы
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
РПЦ потеряло лицо в этой войне с людьми ) Конечно именно потому что поменялась полярность, теперь они служат злу а добро в оппозиции. Кирилл этого еще не осознает, но я боюсь за его рассудок когда осознает что он натворил этим процессом!
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена