"Высоцкий". Кому сказать спасибо, что живой?

Выход в прокат фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" (17)
Юрий Богомолов
Владимир Семенович Высоцкий еще при жизни стал вполне себе мифологическим персонажем. Его смерть удостоверила и освятила сей факт. Его похороны превратились в церемонию то ли коронования, то ли инаугурации на столь высокое местоположение.

Владимир Семенович Высоцкий еще при жизни стал вполне себе мифологическим персонажем. Его смерть удостоверила и освятила сей факт. Его похороны превратились в церемонию то ли коронования, то ли инаугурации на столь высокое местоположение.

Признание сменилось преклонением и поклонением, которое не ослабевает уже более трех десятков лет. На этом собственно и решили сыграть инициаторы первого художественного фильма о покойном поэте и живом мифе.

Автор сценария Никита Высоцкий, представляя фильм в кинотеатре "Октябрь", сказал, что картина об отце получилась именно такой, какой он ее задумал, какой он ее надеялся увидеть.

***

От сценаристов такое редко услышишь даже тогда, когда речь идет о безусловной удаче экранного создания.

"Высоцкий. Спасибо, что живой". Трейлер

В данном случае, как я могу догадаться, сын думал и мечтал о достойном памятнике для своего великого отца. Чтобы он был абсолютно узнаваем внешне - раз. Чтобы в нем чувствовалась внутренняя мощь характера - два. Чтобы в нем проглядывало что-то богоподобное и нечто богоборческое - три.

Немного зная о вкусовых предпочтениях и о художественных амбициях креативных продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, могу предположить, чего хотелось им.

Им хотелось, чтобы случилось кино. Им желалось чистой, родниковой кинематографичности в высокой степени искусства. И в столь же высокой степени - общенационального признания их искусства. И если, мол, никак не получается родить и взрастить национальную идею, то вот вам общенациональный герой.

***

В этой ситуации создатель двух "Бумеров" Петр Буслов понадобился как режиссер-оформитель, способный согласовать и привести к общему знаменателю совпадающие, но не тавтологичные интересы лиц, вовлеченных в производственный процесс. Петр Буслов как режиссер - энергичен, динамичен, обожает крутые виражи, острые монтажные стыки…

Он - то, что надо. Для этого продюсерского проекта.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой".
Из чего следует, что он со своими профессиональными навыками и личным темпераментом - одно из средств, один из инструментов. Как и актеры (включая неназванного в титрах исполнителя главной роли), как и оператор, как и пластические гримеры, которым в титрах повезло больше. И т.д.

Успешнее всего решена задачка достижения неправдоподобного подобия самого Высоцкого. Действительно, тип и прототип - близнецы-братья. Впечатление такое, когда смотришь на экран, будто Высоцкий не сыгран актером, а нарисован и вылеплен. Тот же эффект узнавания, что и в музее восковых фигур. Только там мы видим остановленное мгновение, опознаем застывшего фигуранта, утонувшего в немоте.

А тут?.. "Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза". К тому же искусно сконструированная фигура Высоцкого - может говорить, петь, гневаться и смеяться.

Первый пункт пожелания сценариста, стало быть, исполнен: копия почти неотличима от оригинала.

Идем дальше. Как иносказательно дать представление о внутренней мощи героя и стремительности его порывов.

- Ему, что ли, коня подводят?..

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

- Нет. Он седлает голубой "Мерседес". Его мчание по улицам столицы со скоростью реактивного истребителя (так, по крайней мере, ощущается) - один из запоминающихся аудиовизуальных мотивов картины.

Другой столь же впечатляющий мотив - взлет и посадка "Боинга". Не уверен, что момент отрыва машины от бетонки снят оператором, а не смоделирован посредством компьютерных программ. Так или иначе, но авторам удалось намекнуть на тот надрыв, на те гигантские усилия, с которыми Высоцкий поднимается над обстоятельствами и обязательствами, над самим собой. Это такая эмоционально-зрелищная поддержка сюжетных перипетий, которые сами по себе ничего не стоят без непреодолимых препятствий. Былинному герою по штату положены серьезные противники.

Один из них - КГБ в лице двух полковников в штатском. Тот, которого играет Владимир Ильин, - характерный герой, карьерист, туго знающий свое дело и тупо его исполняющий. А тот, что представлен артистом Андреем Смоляковым, - персонаж с чертовщиной. За обоими - могущественная (на тот исторический момент) организация, всесилие которой позволяет ее агентам манипулировать поступками практически любого человека. Но не Высоцкого.

Андрей Смоляков и Владимир Ильин в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Проблемы, которые создает Высоцкому хунта из двух полковников, в конце концов, решаемы. А одного из них (того, кто с чертовщиной) человек с лицом и с голосом Высоцкого даже вроде бы перевербовывает. По крайней мере, нравственно его как-то отрезвляет и что-то человеческое в нем пробуждает. Правда, это очень натужная сцена. Ну да ладно. К ней дело шло. Не отказываться же было от нее только потому, что она лежала на поверхности.

Авторы дают понять, что для Высоцкого вырваться из когтей КГБ - службишка, не служба.

Служба была позади - когда он умер за год до своей смерти. В него вогнали ампулу адреналина, и он, вспомнив (на уровне подсознания), как некогда, рвя жилы, вытаскивал из болотной жижи буксующий грузовик, вытащил себя из комы после восьмиминутной остановки сердца.
Напасть под названием "наркозависимость" - штука посильнее, чем советская власть со всеми ее репрессивными возможностями и идеологическими примочками.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Это хуже, чем напасть. Это - пропасть. В поединке с этой зависимостью он обречен был погибнуть, чтобы затем, спустя три десятка лет, вернуться виртуальным гостем к нам, живым, в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Понятно, что авторы были одержимы той же идеей, что и их герои, вытаскивавшие Высоцкого в люксе бухарской гостиницы из клинической смерти. Понятно, что героическая работа над фильмом вторит этому сюжетному повороту.

Возвращение осуществлено профессионально, технично и с большой рекламной помпой. Фокус удался. Он действительно как живой. И кому сказать спасибо, что живой?

В первую очередь, думаю, пластическим гримерам и компьютерным умельцам. В последнюю - безымянному артисту, который на своих плечах носил голову Высоцкого?

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Засекретили имя туловища, чтобы зрители не отвлекались от героя?.. Чтобы думали, что Высоцкого играет Высоцкий? А добились того, что зрители только тем и занимаются, что гадают: Безруков или…

Ладно, оставим эту угадайку для особо любопытных журналистов и зрителей. Спросим другое. Вот он, такой похожий на себя, пришел. И что?

Что он нам сказал? В общем, ничего существенного.

Что сказали авторы? Сказали следующее: вот вам человек, который мог делать все, что не могли себе помыслить его современники. Для которого нет слова "нельзя". Он мог зарабатывать большие деньги, мог жениться на французской кинозвезде, мог приобрести Мерседес, мог гонять на нем с превышением скорости, мог не бояться КГБ. Смог отсрочить собственную кончину.

И это все, что они смогли сказать?

Оксана Акиньшина в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами.

Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?..

***

Мы до конца не понимаем, чем славен статус мифологического божества. Не понимаем, что мифологический герой не подчиняется закону гравитации - как физической, так и моральной.

Легко было древнегреческим богам. Жили себе на Олимпе, откуда снисходительно поглядывали на землю и принимали некоторое участие в земных делах. Иногда позволяли себе притворяться простыми смертными.

Сергей Безруков в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Мифологическому Высоцкому довелось сполна отведать земной юдоли. Он жил на разрыв, потому что жил между Небом и Землей, не сознавая того.

При жизни Высоцкий более всего жаждал признания как автор, а толпы боготворили его как героя.

Это как если бы Зевс (или другой олимпиец) захотел бы стать всего лишь Гомером. Высоцкий, будучи Громовержцем, захотел быть еще немножечко и Вознесенским. В фильме своего имени он - немножечко сверхчеловек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Авторы





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.