Сменить фон

Нападения в школах: в чем причины кризиса?

© Фото предоставлено Группой компаний "Просвещение"Виктория КопыловаВиктория Копылова

Автор: Виктория Копылова, вице-президент по издательской деятельности Группы компаний "Просвещение".

Автор более 300 научных и научно-методических работ. Участвовала в разработке и реализации федеральных целевых программ в области образования, государственных стандартов образования.

В середине января произошло несколько трагических инцидентов в школах, которые заставляют нас задуматься о причинах насилия в образовательной среде. Власти говорят о возросшем влиянии на детей экстремистских интернет-сайтов. Но проблема, думаю, кроется глубже и заключается в нарушении социальных связей между родителями и детьми. Вместо пап и мам авторитетами все чаще становятся лидеры мнений в социальных сетях. Как можно исправить эту ситуацию?

Оборотная сторона новых технологий

Поведение людей в кругу семьи за последние несколько лет сильно изменилось. Обратите внимание, как общаются родные люди на отдыхе? Возьмем какой-нибудь отель или санаторий хоть в Крыму, хоть в Турции, хоть на Пхукете. Мама и папа читают или общаются, дети уткнулись в свои смартфоны-планшеты и совершенно не участвуют в жизни семьи. Родители, вечно занятые на работе, все меньше времени проводят со своими детьми. А когда все же получается вырваться куда-то вместе — лишь формально находятся рядом с детьми, но почти не участвуют в их жизни. Почему так происходит?

Страница социальной сети Вконтакте. Архивное фото
В Госдуме предложили ограничить регистрацию детей в соцсетях
Радуясь быстрому развитию цифровых технологий, мы как-то забыли, что все имеет свою обратную сторону. Умиляясь тому, как двухлетние малыши быстро осваивают iPad, мы не понимаем, что наши дети с раннего возраста "подсаживаются" на виртуальный мир. В два-три года они овладевают принципами работы на планшете, и уже в 8-9 лет у них профили во всех социальных сетях и полностью укомплектованный всеми мобильными приложениями смартфон и планшет. Обратите внимание, когда родители, чувствуя отстраненность своих сыновей и дочерей, пытаются хотя бы на время вырвать их из мира соцсетей — это заканчивается истерикой, скандалом и возвращением гаджетов.

Добровольно отдавая их в социальные сети, мы своими руками возводим стену отчужденности с нашими детьми. Стоит ли тогда удивляться, что они больше не воспринимают семью как свой дом и единый социальный организм? Что им интересно не мнение папы, а какого-то анонимного блогера? Когда мы перестаем уделять внимание нашим детям, они стремятся получить его в другом месте. И тут же попадают в интернет-пространство. Через несколько месяцев для них становится важно, как с ними общаются и что о них думают тысячи их якобы друзей и фолловеров. Жажда признания со стороны интернет-сообщества приводит их в социальные группы смерти типа "синего кита" и толкает на зрелищные убийства. Они воспринимают это как спектакли, а не как реальную жизнь. И хотят сорвать аплодисменты за финальный акт на виртуальной сцене.

Вернуться в семьи

В прошлом году произошел страшный случай самоубийства псковских подростков. Девушка и юноша забаррикадировались в доме, организовали трансляцию в интернете и спрашивали у аудитории, как им уйти из жизни. Мама девушки пыталась отговорить их, но ребята прислушались к мнению людей из интернета. При этом девушка говорила, что не хочет умирать. Но видимо лайки, которых они не увидели, обрели для ребят большую ценность, чем собственная жизнь… Почему?

Стоп-кадр из видео, опубликованного в Instagram одного из подростков
Стоп-кадр из видео, опубликованного в Instagram одного из подростков

Нападение на школу в поселке Сосновый Бор в Улан-Удэ. 19 января 2018
Пострадавшим при нападении на школу в Улан-Удэ выплатят компенсации
Во многих российских семьях нарушены связи между поколениями. Не происходит передача социального опыта, семейных ценностей и знаний от родителей детям. Корни этой проблемы лежат в 1990-х годах, когда нынешние родители сами были детьми. И не видели своих мам и пап, поскольку те, как правило, работали на двух работах, пытаясь свести концы с концами. Семьи выживали, а дети росли одиночками. Уже тогда произошло нарушение социального обмена от поколения к поколению. Сейчас мы видим, к чему это приводит.

В педагогике не бывает быстрых решений. Вот и для исправления этой проблемы понадобится годы работы. Мы в "Просвещении" планируем открыть онлайн-университет для родителей, целью которого станет возрождение социальной целостности семей. Итак, чему мы хотим научить нынешних родителей?

В первую очередь мы попытаемся объяснить, что бессмысленно вырывать детей из интернета силой. Это необходимо делать только через проявление внимания и заинтересованности к их жизни. Надо как можно больше проводить времени с ними, общаться, спрашивать, вникать во все тонкости, вместе ходить в гости и на каток. Разговаривать, рассказывать семейные истории, делиться своими оценками и взглядами на мир.

Нападение на школу в Бурятии. 19 января 2018
"Дым, огонь, кровь": раненная в бурятской школе учительница рассказала о ЧП
Второй вопрос — что делать с ребенком, если удалось его наконец-то "вытащить" из какого-нибудь "Вконтакте"? Самый простой и эффективный способ: игра и чтение. В игре ребенок познает мир. Через совместное чтение и общение, которое ему сопутствует, происходит передача семейного опыта и ценностей. При этом надо отложить свой планшет. Только бумажная литература с большим шрифтом и картинками. Начните освоение чтения с бумаги — до гаджетов они доберутся и без вас. Так мы можем вернуть традицию семейного чтения, сейчас почти утраченную.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкЖенщина и ребенок читают книгу на одной из площадок Московского фестиваля "Книги России" на Красной площади
Женщина и ребенок читают книгу на одной из площадок Московского фестиваля "Книги России" на Красной площади

Общение с детьми не должно ограничиваться встречей вечером на один час. Мы должны постоянно быть на связи и участвовать (если они нас пускают) во всех сферах жизни. Речь, в первую очередь, идет о школе: надо помогать делать уроки, обсуждать дела в классе, учить вместе стихотворения. И принимать то, что наши дети из поколения визуалов. А значит, они меньше, чем мы, запоминают, хуже концентрируются на одном вопросе (средняя время концентрации у учеников сейчас снизилась с 15 до 7 минут) и быстро устают.

Современные дети — и это мы также хотим донести до мам и пап — очень ранимые и куда более инфантильные, чем их родители. Им труднее преодолевать сложности. Они индивидуалы, ценят свой комфорт, их внимание направлено внутрь себя. По этой же причине они думают, что прекрасно разбираются во многих вопросах и считают себя гениями. Родители, не принимая такое поведение, все чаще общаются не с позиции внимания и любви, а с позиции грубости и силы. Что, в свою очередь, приводит к росту напряженности, которая проявляется в трагедиях подобной той, которая произошла 19 января в Улан-Удэ. Сейчас с помощью ряда административных мер острая фаза проблемы будет снята. Но исправить ситуацию может только долгая и кропотливая работа по воссоединению семей.

Мнение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Просто воспитать ребенка далеко не так просто, чтобы быть достойными родителями надо самим сначала состояться.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена