Бог любит науку: в чем смысл изучения астрономии в школе

Анатолий Вассерман, для РИА Новости

Министр образования и науки Ольга Васильева на днях объявила о возвращении в школьный курс на правах отдельного предмета астрономии (и выделении его, соответственно, из курса физики) уже со следующего учебного года.

Согласно поправкам к образовательному стандарту, разработанным министерством, на базовом уровне школьники должны иметь представление об эволюции Вселенной, основных астрономических терминах и устройстве Солнечной системы. На глубинном же уровне дети должны из уроков астрономии понять, как открытые на Земле физические законы связаны с явлениями, наблюдаемыми нами в космосе.

…Кант писал, что его более всего на свете потрясают две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон вокруг нас.

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Архивное фото
Олимпиаду по астрономии хотят провести в России в 2022 году
Насколько я могу судить, это вещи действительно взаимосвязанные, хотя объяснить, как именно, — довольно трудно. Сейчас, когда астрономию решено вернуть в школьный курс в качестве самостоятельного учебного предмета, я не берусь гадать, почему Кант прав, — скажу только, что на меня звездное небо производит ничуть не меньшее впечатление, чем нравственный закон. И очень надеюсь, что возвращение звездного неба в школьный курс в какой-то мере поспособствует и укреплению нравственного закона, который очень долго провозглашали ненужным те же деятели, которые и звездное небо вычеркнули из программы.

Ну а объективная причина возвращения этого элемента программы вполне очевидна: оказалось, что люди, незнакомые с астрономией, не могут решать и многие вполне прикладные задачи.

Помнится, в "Обитаемом острове" Стругацких был, помимо прочего, и такой штрих: жители планеты Саракш полагали, что обитают на внутренней поверхности сферического мира (такое впечатление создалось у них из-за оптических особенностей атмосферы), но оказались вынуждены создать модель вселенной, совершенно не соответствующей их собственным наблюдениям просто потому, что только такая система позволяла правильно рассчитывать вполне прикладную вещь — траектории баллистических ракет.

Московский планетарий. Архивное фото
Московский планетарий впервые запустил курсы астрономии для взрослых
У нас случилось в жизни нечто подобное этой фантастике. Оказалось, что ракеты мы действительно не можем строить, не понимая законов, руководящих мирозданием в целом, и не представляя себе, что над нами движется звездное небо.

Вообще, это проявление концепции, которая во времена моей молодости и моей учебы называлась "целостной картиной мира". Целостная картина мира — это прежде всего представление о том, что все наблюдаемое нами многообразие явлений и процессов есть следствие взаимодействия сравнительно небольшого числа закономерностей. Причем каждую из этих закономерностей понять довольно легко и просто. И когда мы добиваемся понимания этих закономерностей — нам становится несравненно легче решать даже прикладные задачи. Нам становится легче понимать каждый наш собственный шаг и так далее.

© РИА Новости / Владимир АстапковичПерейти в фотобанкОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ
Ольга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ

Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга Зиновьева
"Курчатник" плюс "Зиновейник": как преодолеть разрыв между науками
Имея целостную картину мира, проще решать любую конкретную задачу, чем справляться с нею с нуля. И вот оказывается, что астрономия — это одна из частей целостной картины мира, довольно легко преподаваемая и понимаемая, в то же время способная колоссально облегчить построение и понимание других частей науки.

Вообще, преподавание целостной картины мира — дело чрезвычайно выгодное, потому что если знаешь какую-нибудь закономерность, то на ее основе можешь понять и объяснить бессчетное количество разрозненных фактов, которые в противном случае пришлось бы заучивать поодиночке.

Жалобы наших учителей и родителей на перегрузку связаны с тем, что преподавание во всем мире в последние примерно четыре-пять десятилетий и в нашей стране в последние два-три десятилетия чем дальше, тем больше подменяет системную картину мира описанием множества частных случаев.

То, что вернулась астрономия, вовсе не означает, что учебная программа окажется перегружена. Наоборот: перегрузка заметно уменьшится именно потому, что астрономия позволяет дать довольно ощутимый кусок этой самой целостной картины мира и тем самым облегчить понимание множества других учебных предметов.

© РИА Новости / Владимир АстапковичПерейти в фотобанкОльга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ
Ольга Васильева выступает на расширенном заседании Коллегии министерства образования и науки РФ

Обработка результатов ЕГЭ. Архивное фото
Рособрнадзор готов разработать ЕГЭ по астрономии
Ну и, наконец: как соотносится астрономия с преподаванием основ религии, по поводу которого у нас крайне бурно возражают те же люди, что занимаются вот уже не первое десятилетие старательным изгнанием целостной картины мира и из средней, и из высшей школы?

Целостная картина мира изначально формировалась в рамках религии. И вначале это было представление о том, что Бог создавал мир исходя из своих представлений о гармонии — и создавал его целостным, как хорошее художественное произведение, где нет лишних деталей и все взаимосвязано.

Так вот: я, хотя сам вполне убежденный атеист, хорошо знаю, что именно это представление о Боге как о не просто творце, вываливающем все подряд из рога изобилия, а творце с художественным вкусом весьма способствовало формированию науки.

И думаю, что в курсе астрономии тоже окажется далеко не лишним понимание того, что весь мир и на земле и на небе живет по единым законам, что взгляд на небо способствует пониманию законов, действующих на земле, и что эти законы в любом случае едины и для атеистов, и для верующих.

Мнение
Комментарии
8 пользователей оставили 10 комментариев
"Ну и, наконец: как соотносится астрономия с преподаванием основ религии, по поводу которого у нас крайне бурно возражают те же люди, что занимаются вот уже не первое десятилетие старательным изгнанием целостной картины мира и из средней, и из высшей школы?"

А вот тут Вассерман солгал. Как раз те, кто выгонял из школьной программы астрономию, очень протаскивали в эту же школьную программу религию и напичкивали программы школьных предметов тем, что в советское время изучалось на 1-3 курсах вузов. Выборочно, конечно. Но от этого никому - ни перегруженным детям, ни учителям, ни родителям, ни государству, в итоге получившему уже целое поколение без целостной картины мира, не легче. Всё то, что гробило советское образование, шло одновременно и при одних и тех же людях в министерствах, в правительстве и в Госдуме. Так что не надо сейчас примазывать к "пятой колонне" тех, кому не нравится навязываемая обществу клерикализация и кто выступал за возвращение в школу изучение астрономии.
Из-за того что убрали астрономию в школе,выросло целое поколение молодежи верящее что земля плоская,и космоса нет, а над землей расположен купол.А знаете откуда они этого нахватались? Из Ютуба. Там такого мракобесия пруд пруди. Вот так наша молодежь восполняет нехватку знаний. Спасибо за это нашим либеральным реформаторам.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена