"Куба – любовь моя": за что в Советском Союзе любили Фиделя Кастро

Скончался Фидель Кастро (186)
© AP Photo / Charles TasnadiЛидер кубинской революции Фидель Кастро. Архивное фотоЛидер кубинской революции Фидель Кастро. Архивное фото

Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Зажигательные кубинские танцы и музыка, сигары и ром, братский народ и конечно, главный герой – Фидель Кастро. В Советском Союзе послереволюционная нищая Куба была островом не только Свободы, но и жизнелюбия.

Песня "Куба — любовь моя"

 

Заглавная строчка песни – "Куба – любовь моя" – уже давно стала крылатой фразой. Кажется, что лучшего заголовка для любого текста или фильма о Кубе не найти. Этот, как сегодня говорят, хит написали главные советские песенники – композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Работа была приурочена к визиту Фиделя Кастро в город Братск в 1962 году.

Кубинские танцевальные ритмы и революционный пафос песни – вот главные представления советского народа тех лет об острове Свободы. Песня была невероятно популярна, ее исполняли многие певцы. Но самые запоминающиеся записи – Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона. На съемках новогоднего огонька 1962 года Иосиф Кобзон исполняет песню в сопровождении группы танцоров. Он одет в военную форму, у него борода "а ля Фидель" и время от времени он страстно сверкает глазами. За его спиной – кордебалет в камуфляже и с оружием.

Портреты Фиделя Кастро

© РИА Новости / Михаил ОзерскийПерейти в фотобанкКартина П.Оссовского "Фидель Кастро"
Картина П.Оссовского "Фидель Кастро"

Из двух главных героев революции поколение 60-х выбрало себе в кумиры Фиделя Кастро, молодежь начала ХХ века – Че Гевару. Портреты Фиделя Кастро создавали многие признанные советские художники и скульпторы от классика монументального искусства Льва Кербеля до менее популярных авторов.

Фидель Кастро был идеальной натурой – яркий красавец, харизматичный, с правильными чертами лица и невероятной внутренней энергетикой. Все это читается сегодня даже на любых карандашных рисунках. Портреты Кастро советские живописцы создавали не только в хрущевские времена, но и позже, в эпоху Брежнева.

Одним из первых на остров в 60-ые годы отправился тогда еще молодой художник, а позже – классик сурового стиля Петр Оссовский. Он вспоминал, как сделал набросок Кастро во время обеда, пока тот разговаривал с советскими гимнастами. Позже Оссовский завершил портрет уже в Москве.

Фидель Кастро и Евгений Евтушенко

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкКадр из кинофильма "Я-Куба". Режиссер Михаил Калатозов. Авторы сценария Евгений Евтушенко, Энрике Пинеда Барнет
Кадр из кинофильма "Я-Куба". Режиссер Михаил Калатозов. Авторы сценария Евгений Евтушенко, Энрике Пинеда Барнет

Среди первых делегаций представителей советской творческой интеллигенции на Кубу отправился и поэт Евгений Евтушенко. Известно, что с Фиделем Кастро его связывало личное общение. Об этом нам сегодня напоминают не только стихи поэта, но и, например, недавний художественный телевизионный сериал "Таинственная страсть".

Евгений Евтушенко ездил в начале 1960-х на Кубу, познакомился лично с Фиделем Кастро, общался с ним. Итогом этой поездки тогда стала поэма в прозе "Я – Куба". В 1964 году Евтушенко переработал ее в сценарий, а Михаил Калатозов снял одноименный фильм. Несколько новелл рассказывают о судьбах простых людей накануне кубинской революции.

Балет "Кармен-сюита", Плисецкая и хореограф Алонсо

Легендарный балет "Кармен-сюита" и сегодня считается не только классикой балетного жанра, но и одной из ярчайших постановок второй половины ХХ века. Этот балет создал для балерины Майи Плисецкой кубинский хореограф Альберто Алонсо. Еще в середине 1940 Алонсо вместе с женой и братом основал на Кубе свою балетную труппу, позже – Национальный театр балета.

Надо сказать, что на Кубе существует очень сильная и славящаяся на весь мир хореографическая школа. Классическим балетом занимаются многие дети, даже из самых малообеспеченных семей. Кубинские танцоры работают в лучших труппах по всему мира.

В 1967 году по просьбе Майи Плисецкой Альберто Алонсо поставил для нее в Большом театре балет "Кармен-сюита" на музыку Ж.Бизе в редакции Родиона Щедрина. Сейчас это может показаться странным, но постановка в то время казалась скандальной: Плисецкая встала на сцене на полную ступню, что недопустимо для академического танца. Впрочем, возмущало советских цензоров, скорее, другое – та открытая сексуальность, с которой Плисецкая танцевала свою Кармен.

Гастроли кубинских танцевальных ансамблей

На фоне официальной советской эстрады многочисленные гастроли кубинских ансамблей танца в Советском Союзе были настоящим глотком свободы. Будто представители иной цивилизации, кубинские музыканты исполняли синкопированные мелодии на гитарах и маракасах, а танцовщики в костюмах с пышными рукавами откровенно двигали бедрами на сцене. Они очаровывали публику и несли счастье и радость. Увлечение было практически повальным – вместо гимнастических пирамид пионеры разучивали кубинские танцы. Поветрие не было мимолетным, а растянулось на пару десятилетий.

Подробности биографии Фиделя Кастро читайте в справке >>

Мнение
Комментарии
15 пользователей оставили 21 комментарий
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена