Чему может научить школьный учитель?

День учителя - 2016 (23)

Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"

Разговор об образе учителя и его деле не могут не вызывать волнения. В силу семейных обстоятельств меня эта тема волнует особенно.

Победитель конкурса Учитель года России - 2016 учитель русского языка и литературы Александр Шагалов
Преподаватель из Краснодарского края Александр Шагалов стал учителем года

Наше поколение с благоговением вспоминает своих первых учителей, тех, кто, взяв за руку, ввёл нас в школу и стал учить читать и писать. Мы с благодарностью помним и тех, кто помогал нашему становлению в отрочестве, кто, готовя к самостоятельной жизни, выпускал нас из школы. У нас было счастливое детство и спокойные школьные годы. Афганская война началась только через пять с половиной лет; Первая чеченская – через двадцать.

Однако многие наши учителя, те, кто был постарше, хорошо помнили, что значит выпускать своих питомцев не в мирную, а в военную жизнь. Ту, о которой герой Платоновского рассказа "Одухотворённые люди" сказал: "Лучше смерти нет теперь для нас жизни". Всякий раз, когда я проезжаю мимо школы в соседнем городке, носящем имя повешенного здесь гитлеровцами восьмиклассника и партизанского разведчика Александра Чекалина, и вижу сразу четыре доски в память её выпускников – Героев Советского Союза, у меня перехватывает дыхание: вот это учителя у них были!

Мать моей жены, тоже учитель, успела выпустить перед войной два выпуска. До последнего своего часа среди самых дорогих фотографий она хранила несколько маленьких карточек этих юношей, которые и были-то тогда всего на три – четыре года младше её.

Вспоминая о тех и узнавая о новых ратных или трудовых подвигах наших соотечественников, мы обычно слышим добрые слова об их школьных годах. Это правильно: за каждым великим человеком или свершением  стоит учитель. Поэтому-то им, учителям, и поставлены памятники, о них написаны книги, сняты хорошие фильмы.

Урок в школе. Архивное фото
Минобрнауки предложило устроить акцию в соцсетях ко Дню учителя

Но и в том, что натворили антигерои, в каждом из потрясших нашу страну провалов также есть доля вины тех, кто называл себя учителем, но таковым не являлся.

Мои дети давно окончили школу, но и их школьные радости, и те ожоги, которые получили их ещё не окрепшие души от псевдоучителей в 1990-е и 2000-е, всё ещё с нами.

Посмотрел недавно позднесоветский, 1976 года, фильм о школе "Розыгрыш" и современную вариацию на его темы от 2008 года. Контраст разительный. Тяжело осознавать, что речь идёт об одной и той же стране. И тем не менее, это так.

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкАктрисы Евгения Ханаева и Наташа Вавилова в кадре из фильма "Розыгрыш"
Актрисы Евгения Ханаева и Наташа Вавилова в кадре из фильма "Розыгрыш"

Стоит ли задаваться вопросом, почему Россия в целом и наша школа в частности стали такими? Это произошло по совершенно очевидным причинам. В основном понятно и то, как это надо было бы исправлять.

На пути этого исправления, однако, стоят известные последствия политики 1990-х и прежде всего засилье рынка во всём – экономике, общественной сфере, культуре, образовании. Мы вроде бы начали от этого избавляться, но дело идёт слишком медленно.

Московский государственный гуманитарно-экономический университет
МГГЭУ – вуз, где особенные преподаватели учат особенных студентов

Поэтому и раздаются до сих пор советы учителям, жалующимся на низкие зарплаты, либо исходить из того, что работа по призванию не должна хорошо оплачиваться, либо "просто" менять профессию и уходить в бизнес. Скольких сильных и нужных нашим детям и внукам, да и всей стране в целом профессионалов мы потеряли в результате такого подхода в последние десятилетия! Причём далеко не только в сфере образования.

Для того чтобы стать учителем, действительно, нужно призвание. Ощущая его, молодой человек делает выбор. В одном случае его сделать легче, а в другом – труднее. Нужно ли тем, кто готов посвятить себя ниве образования, этот выбор затруднять, вопрос риторический. Тем более сегодня, когда эта нива так запущена и в плане своего собственного внутреннего состояния, и с точки зрения качества "семян" – подрастающего поколения, из которого важно воспитать и обучить новых культурных и ответственных граждан нашей страны.

Наоборот, необходимо создавать условия, чтобы молодежь делала выбор в пользу тех профессий, которые сегодня особенно нужны стране. Профессия учителя здесь во главе списка.  Значит, и оценка её значимости государством и обществом – то, что гарантирует уважение и статус – должна быть соответствующей.

В случае с учителем ситуация особенно деликатна, поскольку речь идёт об уважении и учащихся, и их родителей. В современной России, к сожалению, на первое место в оценке статуса человека поставлены деньги, которые он зарабатывает или, как сейчас ещё порою говорят, "делает". Плохо, что дело обстоит именно так. Но оно обстоит именно так, и мы вынуждены из этого исходить. Даже если для себя оцениваем людей по другим критериям.

Материальная оценка труда учителя, надо сказать, была важна и при советской власти. Нередко он оплачивался более высоко, чем труд вузовского преподавателя, был сопоставим по зарплате с трудом сотрудника МВД. И в этом не было ничего удивительного.

Помню своих учителей в школе, помню тёщу, отдавшую делу преподавания русского языка и литературы несколько десятилетий своей жизни. Утром она выходила из дома в 7.00, чтобы успеть разбудить и помочь собрать в школу детей из неблагополучных семей. Потом уроки, потом классное руководство, продлёнка, вечером – проверка тетрадей по трём – четырём классам, а это в те годы от 90 до 120 штук. Суббота – учебный день. По воскресеньям – экскурсия с детьми в музей. Она ушла на пенсию в конце 1970-х. Хоронить её в 1999 году пришли многие её ученики. Дочь, моя жена, тоже стала учителем.

Уверен, что и сегодня немало тех, кто работает с такой же самоотдачей. А если это так, то и сами учителя, и особенно мы, родители, просто не имеем права смотреть на профессию учителя как на "оказание образовательной услуги". Хорошо, что об этом заговорила новый министр образования. Но в сколькие головы за последние годы было внедрено совсем другое понимание! И это понимание будет очень мешать осуществлению правильных идей нового министра. Как будет им мешать и тот факт, что все те, кто довёл наше школьное и вузовское образование до сегодняшнего положения, благополучно остаются во властной "обойме".

© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в фотобанкУчительница с букетами цветов в первый день нового учебного года в гимназии Читы
Учительница с букетами цветов в первый день нового учебного года в гимназии Читы

Всё сказанное важно, но коренной вопрос учительского и родительского дела сегодня, уверен, другой: для какой жизни мы учим и воспитываем наших детей? Можно, понятно, оставаться нормальным и даже праведным человеком и в Содоме, как библейский Лот… Но это, мы знаем, исключение. Как важно учителю (да и родителю, понятно, тоже) знать, что жизнь потребует от сегодняшних школьников и студентов именно лучшего из того, что закладывается в их умы и души, что это будет созидательная, гармоничная, справедливая жизнь!

Хорошо бы ещё, чтобы эта жизнь была преимущественно мирной. Но хрупкость современного мира – и военно-политическая, и социальная, и культурная – оставляет мало надежд на это. Испытания, которые мы уже переживаем и которые будут только нарастать, потребуют от наших детей и внуков готовности не просто к демонстрации и употреблению приобретённых знаний или к участию в их воспроизводстве, но к осознанному и, если надо, самоотверженному поступку на благо своей Родины и своего народа.

Впрочем, так было и так будет всегда. Настоящий учитель, как и добросовестный родитель, это хорошо понимают.

Мнение
Комментарии
3 пользователя оставили 4 комментария
Хороший учитель может научить многому, и не только школьной премудрости.
Чем дольше живу, тем яснее понимаю, как повезло мне с первой учительницей и как много вложила он в нас - во всех отношениях.
Так много слов и строочек. И ни слова о попах и их роли в разрушении устоев общества, насаждении мракобесия и психологии рабов и холопов в головы людей с малых лет.
Трусость? Расчетливость? Лицемерие?
Может поэтому автор, как и миллоны "россиян" стали посмешищем всего мира и подыхатю миллионами в самой богатой стране мира?
Александр Клепов, попы - это срез общества как и учителя , как и правохранители , и красить всех в один цвет , в белый ли или в чёрный , глупо . Много попов которые несли просветительскую , высокоморальную роль . Это всё зависит во что ты веришь , в добро ли или в сатану .
11:51
05.10.2016
Александр Клепов, "подыхают миллионами" - это вы мечты свои вербализуете, что ли? Или Россию с Украиной перепутали?
15:09
05.10.2016
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена