Высокая распродажа: как работают музейные магазины

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"

Одна моя знакомая искусствовед и руководитель небольшого негосударственного музея однажды буквально вздрогнула, увидев у моих детей два пенала в форме египетских саркофагов. В свое время я купила эти металлические коробочки в Британском музее в Лондоне, и дети с удовольствием носят в них карандаши.

Мой дом наполнен музейными сувенирами: подушки с картинами Малевича из Русского музея, украшения из Эрмитажа и Вашингтонского музея, новый и любимый салатник из художественного музея Ярославля, сделанный по мотивам картины русского авангарда "Дом в разрезе"… Все эти вещи напоминают мне о поездках, новых знакомствах, музейных экспонатах, особо запавших в душу.

Некоторые эстеты видят в таком бытовом тиражировании произведений искусства признак дурного тона. Но ведь многие выдающиеся художники работали в прикладных жанрах, создавая настоящие шедевры. И возможно, нам сегодня хочется привнести часть этой музейной красоты в нашу повседневную жизнь.

© Фото : предоставлено ГТГ / Евгений АлексеевСувенирный магазин ГТГ
Сувенирный магазин ГТГ

Лет 15 назад сумки и прочие приятные мелочи с репродукциями картин из крупнейших музеев были прерогативой тех, кто открывал для себя мировое искусство в путешествиях. Сегодня такие сувениры стали неотъемлемой частью жизни и функционирования российских музеев.

Руководители музеев не скрывают: в последние годы, как и их коллеги во всем мире, они зачастую своими собственными силами решают вопросы финансирования многих проектов. Музеи должны зарабатывать, и это заставляет сотрудников придумывать и использовать новые формы работы с посетителями. Доход приносят лекции, концерты, детские занятия и, конечно же, сувениры.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова
Директор Третьяковки: музей не должен стоять с протянутой рукой
Для посетителей это может быть отдыхом или приятным завершением прогулки по музею, так же как и поход в музейное кафе. Большие музеи с огромными помещениями располагают магазины на протяжении всего маршрута посетителя по экспозиции. Так, к примеру, сделано в Эрмитаже. Но современный музей – это не просто сувенирная лавка, а удобно и интересно организованное пространство.

Например, сувенирный магазин в Музее Москвы разрабатывал известный британский архитектор Каллум Люмсден. Здесь четко все продумано – от разнообразных книг по истории Москвы до акварелей с пейзажами столицы, футболок с портретами Орловой и дизайнерских мелочей с московскими трамваями. Как ни странно, публика заходит сюда просто как в магазин, независимо от похода на выставку.

© РИА Новости / Максим БлиновСувенирный магазин Музея Москвы
Сувенирный магазин Музея Москвы

"Люди любят больше всего покупать блокноты и магниты, – рассказывает администратор магазина Влада Пащина. – Хорошо покупают сумки с символами Москвы, например с храмом Василия Блаженного. Или же вещи, разработанные молодыми московскими дизайнерами. Например, у нас есть линейка художника-граффитиста Валерия Чтака".  

Впрочем, сувениры помогают не только зарабатывать музеям, но и посетителям вспоминать о выставках. Музейные игры могут стать хорошим подспорьем в изучении культурного наследия. Даже игру в подкидного дурака можно превратить в интеллектуальное занятие, если игральные карты (с репродукциями картин на рубашке) купить в том же Эрмитаже. 

"Помимо прибыли, сувениры позволяют сохранить контакт с посетителем между визитами в музей, – говорит Евгения Киселева, руководитель департамента маркетинга и связей с общественностью ГМИИ им. А. С. Пушкина. Это инструмент повышения лояльности зрителя, продолжения позитивного общения за пределами выставочного пространства".

Под свои последние временные выставки – Льва Бакста и африканского искусства – ГМИИ им.Пушкина выпустил специальные сувенирные серии. Так же как и Третьяковская галерея вывела своего Айвазовского за рамки экспозиционного пространства.

© Фото : предоставлено ГТГ / Евгений АлексеевСувенирный магазин ГТГ
Сувенирный магазин ГТГ

"Я с удовольствием сама ношу шелковые шарфы и платки из музея Метрополитен, – рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Понятно, что я не надену на себя платок с изображением Сикстинской Мадонны, если такой вдруг изготовят. Это уже чересчур. А вот мой кейс для телефона с Натальей Гончаровой –  это из нашего магазина. Каждый раз эта грань определяется индивидуально. Но у нас точно ничего нет "чересчур". Матрешек с лицами Малевича и Кандинского мы точно не продаем".

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена