Пять причин пересмотреть "Место встречи изменить нельзя" Говорухина

Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя
Станиславу Говорухину 80 лет, а его самый известный фильм — "Место встречи изменить нельзя" — всё так же популярен, как и почти 40 лет назад, когда он вышел на экраны. Причины успеха сформулировал Павел Гайков.

Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"

Я родился спустя пять лет после того, как "Место встречи изменить нельзя" вышел на экраны, и кажется, что этот фильм был со мной всегда. Подрастая, я стал по-новому понимать смысл знакомых сцен и фраз, но впечатления от многих эпизодов остаются такими же яркими, как и при первом просмотре. И каждый раз, когда "Чёрная кошка" врывается в магазин, убивает старика-сторожа и один из бандитов кидается вслед за мальчишкой-внуком — "Щенка не забудь!" — каждый раз закадровая мелодия вызывает мурашки по коже.

Станислав Говорухин. Архив
Биография Станислава Говорухина
И, хотя потом я видел много насилия на экране, мало что впечатлило меня так, как гибель этого мальчика, оставшаяся за кадром. Мой брат, который младше меня на 10 лет, любит "Место встречи" не меньше моего отца, которому уже за 50, — хотя вообще-то у них диаметрально противоположные взгляды почти на всё.

Причина первая: режиссер не щадит зрителя

В "Месте встречи" есть всё, что мы любим в качественных и дорогих иностранных современных сериалах — от "Фарго" до "Игры престолов", — спрос на которые определяет сегодня лицо киноиндустрии.

То, что впечатлило меня в раннем детстве, сегодня я назвал бы атмосферой ультранасилия, без которой не обходится ни один современный популярный сериал, авторы которых не щадят "ни женщин, ни детей".

Предсказать смерть кого-либо из героев в них невозможно в принципе. Их судьба не зависит от того, нравятся они вам или не нравятся, "выдохся" их сюжетный потенциал или нет — с персонажем расстанутся без жалости. Почему? Потому что так устроена жизнь: она жестока и её законы неочевидны, что бы вы про них ни думали.

Тусклый автобус с разговорами ни о чём, ослепительный ресторан и громкая музыка, звон стекла, рёв двигателя, визг тормозов, крики, выстрелы, всплеск.

Каждый элемент "Места встречи" гиперреалистичен, действие и пространство меняются резко и непредсказуемо: долгие разговоры взрываются вспышками действия, которые снова сменяют напряжённые диалоги и поиски разгадок. В этот ритм и в эту атмосферу втягиваешься очень быстро.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Причина вторая: сложность не ради развлечений

Погони и перестрелки в фильме — это не аттракцион, задача которого продемонстрировать свою ловкость и отвагу актеров, но и рутиной их, конечно, тоже не назовешь. Главные герои "Места встречи" — вечно невыспавшиеся работяги сыска. В них нет ничего от глянцевых супергероев боевиков. Да, они крепкие парни, но нервы могут сдать даже у самых закалённых. Зрителя подкупает реалистичность: он понимает, что происходит у героев внутри, за ними интересно наблюдать.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Параллельные сюжетные линии, без которых не обходится ни один популярный сериал, помогают развивать несколько интриг одновременно: одни благополучно, разрешаются, другие еще больше запутывают сюжет, постоянно появляются новые. Общий сюжет расследования переворачивается по несколько раз за серию и открывает нам всё новых персонажей, у каждого из которых своя история, неочевидно вплетающаяся в общее повествование. Все линии сходятся в руках проницательного Шерлока — капитана Жеглова.

Даже хеппи-энд здесь с тяжелым послевкусием: его сопровождают чувство эмоциональной усталости, ощущение лишь временно отступившей опасности.

Причина третья: юмор 

Всё это не мешает юмору — его здесь очень много. Глеб Жеглов не забывает цедить свои циничные прибаутки даже в самых, казалось бы, неподходящих ситуациях. Про язык героев "Места встречи" уже должны были написать диссертации — вместе с музыкой он помогает зрителю перенестись в экзотический мир, недоступный обывателю, он формирует яркую вселенную произведения. И это ещё одно свойство популярного многосерийного фильма.

Причина четвертая: харизма

Герои харизматичны, как персонажи нуара, и так же неоднозначны: каждый из них — реальный живой человек со своими сильными и слабыми сторонами, каждый вооружен своей житейской мудростью, кто из них прав, а кто нет, я не знаю до сих пор. Если с трусом Соловьёвым, из-за которого перебили засаду в Марьиной роще, всё более-менее понятно, то с хозяйкой "малины" Веркой-модисткой — уже не очень. "Ну а ключевой для фильма спор Жеглова с Шараповым из-за кошелька, якобы украденного Кирпичом — это то, что и сегодня разделяет либералов и сторонников жесткой власти".

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Причина пятая: между добром и злом

В мире "Места встречи" обстоятельства, как правило, трагически предопределяют жизнь. Ошибка всегда наказывается смертью. Силой характера можно попробовать бросить вызов судьбе, но исход такой борьбы неочевиден. Следя за противостоянием милиционеров и уголовников, мы точно знаем, кто здесь и на стороне добра или зла, и почему этот выбор можно сделать лишь раз в жизни. Но среди "хороших" обязательно найдется предатель, а среди "плохих" — безнадёжно запутавшийся герой.

Точно существующая, но до известной степени размытая граница между "хорошим" и "плохим" составляет мощное смысловое содержание фильма, одинаково понятное и тем, кто вырос на улице, и тем, кто воспитывался в университете.

Это и превращает "просто" криминальный сериал в философскую историю, у которой нет готовых однозначных ответов: фильм по роману братьев Вайнеров в духе лучших интеллектуальных произведений предлагает найти эти ответы самостоятельно внутри себя. И если бы "Место встречи изменить нельзя" впервые увидел свет сегодня, то думаю, фильм бы точно так же не затерялся и нашел столько же поклонников.

Мнение
Обсуждение
11 пользователей оставили 15 комментариев
  • Я от всей души поздравляю юбиляра. Всего самого наилучшего.
    И добавлю свое теперешние ощущение от этого фильма. Когда смотришь такие картины видишь УМНЫЙ фильм, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ фильм. УВЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА фильм. А вот нынешних "гетер" не то что смотреть, удавила бы.
    14:10
    29.03.2016
  • Есть еще одна причина! У здания УВД в Киеве стоит памятник Жеглову и Шарапову, на который даже бандеровцы не рискнули посягнуть. Несмотря на все "антисоветизации"!
    15:35
    29.03.2016
  • Я от всей души поздравляю юбиляра. Всего самого наилучшего.
    И добавлю свое теперешние ощущение от этого фильма. Когда смотришь такие картины видишь УМНЫЙ фильм, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ фильм. УВЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА фильм. А вот нынешних "гетер" не то что смотреть, удавила бы.
    14:10
    29.03.2016
  • Хороший фильм, жаль только что именно Высоцкий играет недостойного и сволочного мента - Жиглова.
    14:27
    29.03.2016
  • Есть еще одна причина! У здания УВД в Киеве стоит памятник Жеглову и Шарапову, на который даже бандеровцы не рискнули посягнуть. Несмотря на все "антисоветизации"!
    15:35
    29.03.2016
  • Сергей в ответ пользователю dinis289(показатьскрыть)
    dinis289, Хороший фильм, жаль только что именно Высоцкий играет недостойного и сволочного мента - Жиглова. Великий актер играет любую роль великолепно Кстати не Жиглов а Жеглов Так вот Батенька такие дела

    РИА Новости ria.ru/analytics/20160329/1399211479.html#ixzz44IRucl7s
    16:05
    29.03.2016
  • > Ну а ключевой для фильма спор Жеглова с Шараповым из-за кошелька Копчёного

    не Копченого, а Кирпича. Более того, кошелёк был дажне не Кирпича, а ехавшей в трамвае гражданки.
    19:37
    29.03.2016
  • Самый лучший советский фильм. Мне кажется, я его помню наизусть весь.
    19:57
    29.03.2016
  • От души поздравляю Говорухина,игровой состав отличный,но часто показывать не хорошо,приедается.
    20:48
    29.03.2016
  • Талантливый мастер, человек с вызывающей уважение гражданской позицией, не перевёртыш, не коньюнктурщик. В смутные для России времена не прогнулся, снимал яркие публицистические картины.А все художественные фильмы просто великолепны, нет ни одного проходного. Спасибо огромное ему и низкий поклон. Здоровья, успехов и долгих лет жизни.
    21:23
    29.03.2016
  • dinis289, ну и ну... просто нет слов, чтобы ответить.
    21:25
    29.03.2016
  • И ещё. Я не считаю правильным и нужным препарировать, разбирать этот великолепный фильм на части, обсуждать их и сравнивать с другими. Смахивает на науку. А фильм снят от сердца, поэтому так всех и цепляет. Его надо просто смотреть.
    21:33
    29.03.2016
  • Кроме этого фильма и вспомнить нечего.
    22:12
    29.03.2016
  • dinis289, Фамилию героя картины хоть бы правильно написал - Жеглов!
    10:04
    30.03.2016
  • ....Аффтор пусть созреет и снимет свой шедевр..
    А ТО , что было снято ранее - пусть не трогает своими
    некомпетентыми руками.....
    ( може ему и Войну и Мир переписать хочется- так флаг в руки )
    12:29
    30.03.2016
  • rpeterray в ответ пользователю andrey_lapshin_6(показатьскрыть)
    andrey_lapshin_6, это у зомби руки не дошли,да и старые кадры
    не дали-бы снести....А дай волю бандерам- в три минуты выломают
    12:32
    30.03.2016
  • mrsgrl, конечно, дело вкуса, образования, воспитания, жизненных принципов и ещё много чего. Для кого-то и "Дневники вампира"-шедевр.
    15:23
    30.03.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.