Посмотреть Бэнкси в глаза

Бэнкси Девочка с воздушными шарами (Banksy Flying Baloons Girl)
Британские ученые утверждают, что узнали, кто скрывается под маской уличного художника Бэнкси. Анна Кочарова разбирается в причинах его популярности и желании публики узнать его подлинное имя.

Анна Кочарова

За почти 20 лет работы Бэнкси (а то, что это один человек, — факт вроде бы установленный) удалось стать первым практически во всем. Одни называют его талантливым художником, вторые успешным коммерсантом, третьи — самозванцем. В этом и заключено главное противоречие Бэнкси и его творений: искусство или вандализм? Ценно или нет? Охранять или закрасить серой краской?

Из вагонов в метро — в пространство галерей

Граффити, конечно же, существовали задолго до Бэнкси. При большом желании под это слово можно подогнать древние наскальные рисунки и надписи. Но граффити в современном понимании — это искусство ХХ века, а теперь уже и XXI. Уличные художники, люди-загадки, почти всегда работают ночью и почти всегда скрываются под псевдонимами. Они творят иногда в одиночку, иногда — группами. Но, подобно многим мастерам древности и Средневековья, не оставляют нам своих имен.

Их задача — удивлять и шокировать, радовать и возмущать. Несколько часов ночных трудов — и наутро жители окрестных домов, упираясь взглядом в привычную стену соседнего дома, видят яркий рисунок или провокационную надпись, в которой все буквы слепились одна с другой.

Граффити за €625 тысяч: как ушел с молотка шедевр стрит-арта "кисти" Бэнкси

Первые современные граффити "украшали" товарные поезда и вагоны метро. Потом заполняли свободное пространство стен и заборов, маркируя неблагополучные районы, в которые приличным людям лучше бы не заглядывать. Появление рисунков зачастую становилось результатом борьбы и вражды полукриминальных группировок, которые пытались "застолбить" свою территорию.

Художников граффити стали называть "райтерами", то есть "пишущими" — рисунки в большинстве своем представляли обличенные в "картинку" слова.

Со временем за счет острой социальной направленности авторы граффити действительно превратились в райтеров — людей, которые сообщают миру нечто важное.

Настал момент, когда в уличных возмутителях общественного покоя предприимчивый продюсер разглядел жемчужину. В конце 1970-х райтеры переступили порог художественной галереи. Арт-дилер Клаудио Бруни предоставил двум мастерам пространство римской галереи.

Граффити, не перестав быть уличным, перешли в разряд искусства. Если, оговоримся, мы признаем это за таковое. Ведь главный спор — искусство граффити или вандализм — сегодня так и не окончен.

Парень из Бристоля

О художнике Бэнкси заговорили в конце 1990-х. Известно о нем довольно мало: что родился он вроде бы в английском городе Бристоль, где учился в обычной школе. Визуализировался перед миром Бэнкси лишь единожды, в фильме 2011 года "Выход через сувенирную лавку", где предстал с измененным голосом, в черном капюшоне на голове и снятым так, что лицо его рассмотреть никак нельзя.

Бэнкси пока успешно хранит тайну своего настоящего имени и места проживания. Утверждения британских ученых пока не внесли никакой ясности. И что-то подсказывает: Бэнкси приложит все усилия, чтобы так и остаться загадкой. Ведь, например, отчет о его местонахождении должен был быть опубликован неделей раньше. Но дело застопорилось, поскольку, по информации Би-би-си, адвокаты художника вмешались в ситуацию и усомнились в достоверности документа.

Впрочем, чтобы понять, художника Бэнкси не обязательно знать его место проживания и настоящее имя. О Бэнкси многое можно понять и так — по его работам.

Безусловно, это человек, который ратует за социальную справедливость в мире. Он готов нарисовать картинку, которая, к примеру, поддержит людей, покинувших родину. Недавняя его работа в лагере беженцев в Кале, где был изображен Стив Джобс (сын сирийского мигранта) с компьютером в одной руке и вещмешком в другой — как раз об этом.

Граффити Бэнкси на стене лагеря для беженцев, в котором он изобразил Стива Джобса в роли мигранта
Бэнкси изобразил Джобса в роли мигранта на стене лагеря для беженцев
Это художник, который, видимо, готов отстаивать свои работы перед чиновниками, — известны истории, когда граффити Бэнкси закрашивали, а на следующее утро они появлялись вновь. Несмотря на свой успех, он, судя по всему, не болен "звездной болезнью". Иначе зачем было посвящать в 2013 году работу скончавшемуся российскому уличному художнику Паше 183?

Наверное, это человек с неплохим чувством юмора, который к тому же из хорошей шутки может сделать целое предприятие. Его антидиснеевский парк развлечений "Дисмалэнд", работавший месяц в городе Уэстон-супер-Мэр привлек в город туристов, а главное — финансы. Да и родной, как считается, Бристоль тоже не проигрывает: некоторые дома с рисунками Бэнкси взлетели в сотни раз в цене, а по маршрутам между его граффити уже водят экскурсии. Получается, что местам своего художественного обитания Бэнкси помогает совершенно ощутимо — деньгами.

Депрессивный парк развлечений Бэнкси

Эффект Бэнкси

Этот термин ввел в обиход в 2007 году американский корреспондент Макс Фостер, пытаясь определить влияние Бэнкси на интерес публики к уличному искусству. А коллекционер Марк Шиллер, которого называют крестным отцом стрит-арта, однажды даже сравнил Бэнкси с Энди Уорхоллом. Ведь оба художника смогли своими работами заставить многих людей переосмыслить само понятие искусства. Энди Уорхолл капитализировал консервные банки с фасолью, Бэнкси — уличные рисунки. И, кстати, именно популярность Бэнкси позволяет теперь зарабатывать и многим начинающим художникам граффити: ведь те коллекционеры, у которых не хватает денег на работы знаменитости, покупают у молодых. Кто знает, может, среди них окажется второй Бэнкси?..

Не вдаваясь в искусствоведческие дискуссии, можно точно сказать, что Бэнкси стал безусловным законодателем моды на граффити. Москва, как и другие российские города, не осталась в стороне. За последние пару лет в столице появились многочисленные граффити, большая часть которых была сделана под эгидой московского департамента культуры.

Российские художники граффити вдохновляются работами Бэнкси
Мнение
Обсуждение
3 пользователя оставили 3 комментария
  • британские учёные в своём репертуаре.
    19:56
    04.03.2016
  • Я согласен на такие граффити картины на своем доме, а то у наших графитчиков таланта, юмора и ума хватает только на никому не понятные аббревиатуры латиницей. Даже родное XYZ писать разучились.
    20:40
    05.03.2016
  • Захочет,- проявится. Возможно боится, что по закону счет за хулиганство предъявят.
    10:01
    06.03.2016





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.