Зачем идти на выставку Фриды Кало, и как это может изменить судьбу

Очередь на выставку Фриды Кало в Санкт-Петербурге
Пока на выставку самой известной художницы в мире не приехал Владимир Путин, есть шанс попасть туда без очереди (как на Серова). Но ажиотаж уже начался: на выходные дни билеты быстро раскупаются, замечает Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

В Санкт-Петербурге в Музее Фаберже с успехом проходит выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики".

В выходные попасть туда сложно, днем выстраиваются очереди — пока не такие, как на недавнюю юбилейную выставку Валентина Серова в Москве, но ведь это только начало.

Ретроспектива работ мексиканской художницы работает с 3 февраля по 30 апреля, так что времени заранее спланировать визит в северную столицу и в Музей Фаберже еще вполне достаточно.

Делиться личными впечатлениями и эмоциями от выставки — дело неблагодарное, у каждого они свои и очень разные: так много я слышала противоречивых отзывов об этой экспозиции. Но идти на Фриду нужно, если есть возможность. На то есть как минимум семь причин.

1) Фрида Кало — пожалуй, самая известная художница в мире.

Да, есть Анжелика Кауфман, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Мария Башкирцева, есть Фрэнсис Макдональд, Яёи Кусама и другие, но — так сложилось — именно творчество Фриды триумфально шествует по планете уже многие десятилетия — и при жизни художницы, и после ее смерти, обрастая всё новыми экзотическими легендами.

2) Выставка в Санкт-Петербурге — редкая возможность увидеть так много её картин вместе.

Работа Фриды Кало "Диего и Фрида" (Diego and Frida, 1944г.) на пресс-показе выставки-ретроспективы мексиканской художницы "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики" в музее Фаберже на набережной реки Фонтанки

В Музее Фаберже сейчас выставляются практически все картины Кало (из собраний Мексики), которые можно демонстрировать за границей. По мексиканским законам, после того как творчество Фриды Кало признали национальным достоянием, было введено ограничение: одновременно одним видом транспорта можно везти не более десяти ее полотен, обязательно с особой охраной и сопровождающими. Более тридцати её работ были доставлены из Мексики в Петербург четырьмя самолетами, затем четырьмя машинами.

3) Еще одна историческая связь Фриды и Санкт-Петербурга, России: мексиканскую художницу часто называют "последней любовью Троцкого". 

Идеолог Коминтерна и председатель Петросовета, один из главных руководителей Октябрьской революции 1917 года, в начале 30-х годов высланный из страны и лишенный советского гражданства Троцкий основал альтернативный сталинизму Четвертый Интернационал, приехал в Мексику, где был смертельно ранен агентом НКВД. Лев Троцкий действительно влюбился в экстравагантную коммунистку (что ей, конечно, льстило, особенно, учитывая желание отомстить мужу за измены), но всё же для Фриды "Дон Леоне" был лишь очередным увлечением.

4) Фрида Кало — первая из латиноамериканских художников, чьё полотно (при жизни) приобрел Лувр.

В конце 30-х годов у нее состоялась персональные выставки в Нью-Йорке и Париже, отзывы критиков были благожелательны, ее работами восхищались Пикассо, Кандинский, Бретон, и главный музей мира вскоре пополнил свою коллекцию автопортретом Фриды "Рама".

5) Удивительно, но из более чем 140 полотен Фриды почти половина — это её автопортреты.

Такие разные, причудливые, яркие, полные явных и скрытых смыслов, национальных, религиозных, языческих, сексуальных, психологических символов, отражение ее внутренних переживаний и того, что происходило вокруг. "Я пишу себя, потому я тема, которую знаю лучше всего".

6) Фрида — как бы сейчас про неё сказали — икона стиля.

Интересно наблюдать, как она менялась (на выставке много её фотографий и пара знаменитых нарядов), её внешность, образ — в нем, как и в картинах, тоже много символов. То строгий мужской костюм и короткие стрижки, то пышные колониальные платья и сложные прически, то яркие мексиканские юбки и много цветов в волосах, то аскетичные комплекты с революционной коммунистической символикой.

7) Её картины можно разгадывать, как ребусы.

Понимание творчества Фриды Кало невозможно без изучения ее судьбы, полной страданий и одновременно агрессивного жизнелюбия. Этапы её пути отражались почти в каждой картине.

Менялись и стили письма: было и влияние творчества Боттичелли, и в то же время наивное искусство, фолк-арт, даже сюрреализм. Ну а в сочных красках запрятаны символы, пояснения есть в дневнике Фриды — что означает каждый цвет в её картинах.

Посетитель у картины "Автопортрет с маленькой обезьянкой" 1945 г. на пресс-показе выставки-ретроспективы мексиканской художницы Фриды Кало

И главное, почему нужно идти на выставку Кало: она, рискну предположить, помогает понять себя, заставляет задуматься о свободе выбора своего, яркого пути, о всегда существующей возможности обмануть судьбу — страстно и дерзко — как Фрида.

Рожденная заново

Страстно и дерзко Фрида Кало спорила с судьбой с самого детства. У неё был полиомиелит, одна нога слабее и тоньше другой, мальчишки дразнили ее "pata de palo" — "деревянная нога", а Фрида играла в футбол, плавала и занималась боксом.

В юности попала в автокатастрофу и долгие месяцы провела в больнице, но именно там научилась рисовать. Переломы позвоночника, таза, ключицы, ребер, раздробленная нога, вывихнутое плечо, проткнутые насквозь железными перилами автобуса внутренние органы — десятки операций, неподвижность, корсеты, а Фрида наперекор диагнозам выживает и встает на ноги.

Плакат с картиной Фриды Кало "Сломанная колонна" 1944 г.

Не имея поначалу никакого специального образования, она всё-таки решает, что живопись — её путь, просит известного мексиканского художника, политика-коммуниста, любимца богемы, ловеласа — Диего Риверу — посмотреть её картины. А потом именно она, искалеченная, страдающая, но дерзкая и уверенная в себе, становится его женой. И сам их роман, совместная жизнь, полная страсти и страданий, будет частью её творчества. Измены, развод, новый брак (со старым мужем Диего) и новые операции — всё это отражается в ее работах.

Это словно книга жизни в картинах. Жизни яркой и экстравагантной, привлекательной издалека, но сложной и порой депрессивной, — внутри, за закрытыми дверями отдельных домов семейной пары (синий — у Фриды, бордовый — у Диего).

Она удивляет выходами в свет в строгих мужских костюмах (что, конечно, непривычно для католической Мексики), потом меняет стиль на подчеркнуто женственный — экзотические цветы в волосах, много необычных украшений, яркий макияж, длинные платья. Она всегда в центре внимания, приковывает к себе сотни взглядов, громко смеётся и прямо, гордо держит спину — годами привыкла ходить в медицинском корсете.

На её главную персональную выставку незадолго до смерти Фриду, нарядную, скрывающую боль за улыбкой, буквально вносят на кровати, словно на троне, — врачи ведь настаивали на постельном режиме. И она снова смеется, шутит, курит и пьет текилу: умирать — так весело.

Фрида — успешный коммерческий проект

При жизни Фрида Кало не особенно активно стремилась монетизировать своё искусство, могла себе позволить писать не для заработка. Её картины, впрочем, охотно покупали в частные коллекции, иногда она отдавала их в благодарность кому-то или расплачивалась за услуги (например, врачей).

Особенно модным, вновь популярным, творчество Кало стало полвека спустя после ее смерти — в начале двухтысячных, после выхода в прокат знаменитого фильма режиссера Джулии Тэймор "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли (получил множество номинаций и побед на различных кинофестивалях, включая "Оскар").

И тут начался коммерческий бум и рекламный ажиотаж: её именем были названы ювелирные изделия и керамика, марки текилы и пива, корсеты и нижнее бельё, спортивная обувь и косметическая линия. Цены на картины Кало росли: сначала один из автопортретов конца 20-х годов уходит в частную коллекцию за почти 5 миллионов долларов, затем в 2006 году ее портрет "Корни" (1943 год) продается на аукционе Sotheby`s за 5,6 миллиона, и это рекорд среди работ латиноамериканских художников.

А в 2011 году ее автопортрет-миниатюра, размером с брошь, выставляется на аукционе за миллион долларов:

Крошечный автопортрет Фриды Кало оценили в миллион долларов

Уйти, чтобы вернуться

На каких условиях Музей Фаберже получил возможность выставлять мексиканские национальные достояния — работы Фриды Кало — известно, наверное, только узкому кругу специалистов, фонду "Связь времен" и меценату, миллиардеру Виктору Вексельбергу.

Более 10 лет миссия фонда — возвращение культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в XX веке. И вот теперь Музей Фаберже открывает посетителям сокровища уже зарубежной культуры.

Посол Мексики в РФ Рубен Альберто Бельтран Герреро, председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин и президент фонда "Сколково", председатель совета директоров группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг на открытии выставки-ретроспективы мексиканской художницы Фриды Кало

Кроме картин, фотографий и платьев Фриды Кало на выставке можно посмотреть документальный фильм Наталии Назаровой "Фрида на фоне Фриды" — он, кстати, вызывает не меньший интерес, чем работы мексиканской художницы. Небольшой кинозал переполнен, посетители смотрят, не отрываясь, потом снова возвращаются к картинам — уже с другим настроением и эмоциями. Многие после первого осмотра полотен Фриды берут в аренду аудиогиды — это также помогает "расшифровать" её картины.

Боюсь даже представить, что будет, если на выставку Фриды Кало, вдруг приедет Владимир Путин (после визита которого, к примеру, на выставку Валентина Серова в Москве начался ажиотаж, выстраивались многочасовые очереди).

Посетители стоят в очереди на выставку мексиканской художницы Фриды Кало в Санкт-Петербурге

Но пока еще в Музее Фаберже есть возможность спокойно осмотреть экспозицию — лучше в будние дни. В выходные здесь многолюдно, очередь порой выстраивается на сотни метров по набережной Фонтанки, билеты раскупаются за несколько дней (их лучше заранее оплатить онлайн).

На ближайшее воскресенье, кстати, билетов снова нет. Зал для экспозиции небольшой, полотна и фотографии висят близко друг к другу, соответственно, к картинам пробраться сложно — не говоря уж о том, чтобы постоять в тишине, созерцая тайные послания художника.

Хотя, быть может, Фрида Кало достойна того, чтобы к ней возвращались вновь и вновь? Мне лично не хватило одного дня, потому и вернулась — чтобы понять, почувствовать героя своего времени, точнее — героиню, опередившую своё время.

Ей легко прощали нарциссизм, амбивалентность, эгоцентризм, понимая, что жизнелюбие, возрождение после каждой операции, каждого удара судьбы — это личный подвиг, достойный восхищения.

Эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида Кало продолжает удивлять нас, как когда-то — своих современников. Надо идти и удивляться.

Мнение
Обсуждение
8 пользователей оставили 8 комментариев
  • А мне Серебрякова намного больше нравится,чем Фрида с её
    бесконечными автопортретами и нарциссизмом...
    21:34
    18.02.2016
  • С какого перепуга она вдруг стала"самой известной художницей в мире"?
    21:05
    19.02.2016
  • хотя, быть может, Фрида Кало достойна того, чтобы к ней возвращались вновь и вновь?
    ------------
    может быть, но лучше возвращайтесь к ней за нас )) нам бы хотелось смотреть картины, в которых есть содержание!
    18:25
    18.02.2016
  • Она была любовницей Лейбы Давидовича Бронштейна (Троцкого).
    "Либералы" на нее молятся, как на квадрат Малевича.
    20:17
    18.02.2016
  • У нас в сть независимые немецкие режиссеры. Ну если как раньше и бесплатно..
    20:42
    18.02.2016
  • А мне Серебрякова намного больше нравится,чем Фрида с её
    бесконечными автопортретами и нарциссизмом...
    21:34
    18.02.2016
  • Толпа ведется не необычность. Я лучше в сквере на березку полюбуюсь
    07:06
    19.02.2016
  • Полным-полно людей куда лучше рисуют. Но вот раскручивать так себя и свои картины не умеют. ;-))
    10:19
    19.02.2016
  • Андрей Федотов, придание тем или иным картинам того или иного художника той или иной художественной ценности - это совершенно невероятный процесс, редко связанный собственно с мастерством художника или качеством его работ.
    12:18
    19.02.2016
  • Species One, так вот и я об этом же. Как впрочем сей процесс мало связан со здравым смыслом вообще. Например стояние на Серова - за теми картинами, которые и так можно ежедневно наблюдать в музее. :-)
    13:02
    19.02.2016
  • С какого перепуга она вдруг стала"самой известной художницей в мире"?
    21:05
    19.02.2016
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.