Россия и ближневосточный "чемодан без ручки"

Ситуация на сирийско-турецкой границе. Архив
На Ближнем Востоке легко быть втянутым в бессмысленную войну, но крайне тяжело поддерживать осмысленный мир, замечает Ростислав Ищенко.

Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

В конце недели в Сирии может наступить перемирие. Правда, частичное — только с теми, кто прекратит воевать с сирийскими правительственными войсками (Сирийская арабская армия — САА).

Уже возникли забавные ситуации: например, в середине прошлой недели в СМИ попало сообщение, что якобы на сторону Асада готова перейти Сирийская свободная армия (ССА), до этого считавшаяся главной силой прозападной "умеренной оппозиции". Западные СМИ и эксперты так быстро бросились опровергать это сообщение, что умудрились даже заявить, что ССА — чуть ли не группа самозванцев (несколько десятков сирийских эмигрантов в западных странах, сидящих в одном офисе и занимающихся информационной войной). А воюют на самом деле различные более мелкие организации, ничего общего между собой не имеющие и лишь формально в СМИ объединяемые общим названием ССА.

В другое время можно было бы порассуждать на тему "Запад проговорился". Но ситуация в Сирии развивается слишком быстро, и уже к прошедшим выходным стало известно, что именно часть "более мелких организаций", номинально объединённых в ССА, якобы ведёт переговоры об условиях примирения с официальным Дамаском. Насколько переговоры будут продуктивны — покажет ближайшее время: вот-вот надо будет определять, удалось ли помириться хоть с кем-нибудь, и если да, то с кем. Ведь остальных (с кем не удалось) российские ВКС обещали бомбить с прежним усердием.

Если с какими-то из оппозиционных группировок удастся договориться, это будет несомненный успех Асада. Договороспособных оппозиционеров перестанут бомбить, они смогут стать участниками внутриполитического процесса урегулирования, начнётся их интеграция в сирийскую власть.

Для тех, кто будет продолжать гибнуть под бомбами ВКС и попадать в котлы САА, это вдохновляющий пример. Они тоже могут быстро сообразить, что лучше разделить власть с Асадом, чем могилу с ИГ. В таком случае поток "осознавших" и "примирившихся" может быстро увеличитьсяи в среднесрочной перспективе охватить все группировки, кроме тех, которые уже однозначно определены как террористические.

С точки зрения реализации первого этапа умиротворения в Сирии это хорошо — можно будет сосредоточить все усилия (в том числе и вновь обретенных союзников) на боевиках "Джабхат ан-Нусры", ИГ и других "неумеренных" террористов, что позволит относительно быстро уничтожить крупные банды и обезопасить основной массив сирийской территории.

Но с точки зрения обеспечения ближневосточных интересов России всё не так однозначно. С расширением круга союзников Москва рискует попасть в ту же ситуацию, в которой сейчас находится Вашингтон и которой нам удалось избежать во многом благодаря неадекватному поведению Эрдогана.

На одной из улиц в историческом центре в Алеппо
WSJ: конфликт с Турцией ставит США в "очень трудное положение" в Сирии
Сейчас США разрываются между "красивыми и умными" (турками и курдами). И это только внешний пласт региональных противоречий. Есть ещё противоречия между шиитами и суннитами, а также между обеими этими ветвями ислама и алавитами, интересы которых и представляет режим Асада. А также противоречия между мусульманами и христианами, между интересами существующих государств (не только Турции, но и Сирии, Ирана, Ирака) и курдов, мечтающих создать собственное государство. Они фактически осуществляют контроль над своими территориями в Сирии и Ираке и пока удовлетворяются формальной автономией только потому, что по факту она ничем (кроме международного признания) не отличается от полной независимости в виду слабости центральных правительств. Есть и традиционные межгосударственные противоречия между Ираном и Ираком, арабами и Израилем, турками и арабским миром и масса других.

Всё это несущественно, пока идёт война с ИГ и его спонсорами. Наличие общего опасного врага позволило на время даже микшировать конфликт между Израилем и Сирией по вопросу о принадлежности Голанских высот. Но как только общий враг исчезнет, весь клубок ближневосточных противоречий вновь обретёт актуальность.

Пока действия России в регионе определялись союзом с Сирией и Ираном, а также молчаливым взаимопониманием с Израилем и Египтом, проблем не было. Проблему турецко-курдских противоречий нам помог решить Эрдоган, оставив единственно возможный выбор союзника.

Разматывать же клубок противоречий между "умеренными" и "неумеренными" террористами, Саудовской Аравией, Катаром, Турцией, курдами, шиитской и суннитской общинами Ирака и т.д. и т.п. приходилось США. Именно попытка совместить несовместимое и погубила американскую ближневосточную политику. Как только выяснилось, что речь идёт не о блицкриге против Асада (по образцу ливийского), а о перспективе сыграть в "кто кого съест" с ВКС России, "демократы" резко осознали, что воевать "за правое дело" друг с другом может быть выгоднее, чем с Асадом. С тех пор США никак не могут привести их к общему знаменателю.

По мере того как неизбежность окончательной победы покровительствуемого Россией Дамаска будет становиться всё очевиднее, не только разрозненные группки не слишком запятнавших себя "шариатских демократов", но и крупные региональные силы будут переходить под военно-политический зонтик Москвы, принося с собой все свои противоречия.

Курды у костра в городе Кобани, Сирия. Архивное фото
Турецкий депутат объяснила, почему Эрдоган начал войну с курдами
Сегодня курды — партнёры, враги Турции, союзники Дамаска и Багдада в борьбе с ИГ. А что будет завтра, если им удастся добиться успеха в противостоянии с Анкарой и создать суверенное государство? На условия широкой курдской автономии Сирии и Ирак согласны, а на отторжение своих территорий в пользу новообразованного государства тоже согласятся? А как на это посмотрит Иран, западные провинции которого тоже населены курдами, которые в 1946, 1967 и 1979 годах уже восставали против Тегерана? Если же отказаться удовлетворить притязания курдов, то что делать с их ополчением, которое уже сейчас готово составить конкуренцию армиям половины стран региона и в ближайшем будущем будет только укрепляться?

Как "умеренные" джихадисты-сунниты из ССА, увлечённо резавшие на пару с ИГ сирийских христиан и шиитов и мечтавшие продолжить это дело в алавитских провинциях, приживутся в объединённой Сирии победившего Асада? Даже будучи легализованными в политической сфере, они всегда будут помнить региональные традиции, в соответствии с которыми момент отмщения за пролитую кровь и зверства может наступить и через двадцать лет, но обязательно наступит внезапно. Мстить может начать и следующее поколение, развязав очередную резню.

Ливанский опыт свидетельствует, что никакой раздел власти в рамках одного государства не гарантирует от нового межконфессионального или межнационального конфликта. Более-менее спокойно себя можно чувствовать на формально автономных, а фактически полунезависимых территориях в рамках слабой конфедерации, но настоящую безопасность обеспечивает только международно признанная независимость. И почему курдам в Турции, Сирии и Ираке можно, а суннитам в тех же Сирии и Ираке нельзя?

И опять-таки по региональной политической традиции все крупные и малые политические группы пойдут за решением своих проблем к гегемону. И неважно, будет ли считать себя таковым руководство России. Важно, что старые и новые союзники будут так считать. И каждый из них будет требовать "справедливости", и каждый будет понимать её по-своему, и каждый будет апеллировать к тому, что он ведь выполнил договорённость — войну против Асада прекратил, новым союзникам против старых воевать помог. Теперь ему следует отдать его долю.

В этом клубке связей, амбиций, традиций и противоречий последовательно захлебнулись турки, французы, англичане, СССР и американцы. На Ближнем Востоке легко быть втянутым в бессмысленную войну, но крайне тяжело поддерживать осмысленный мир.

Поэтому самая большая опасность поджидает Россию в тот момент, когда в регионе с ней захотят дружить все. Это как раз тот случай, когда чем меньше "друзей и партнёров" — тем лучше.

Мнение
Обсуждение
11 пользователей оставили 13 комментариев
  • Весьма и весьма разумное препарирование. Согласен практически со всеми тезисами. "чем меньше "друзей и партнёров" — тем лучше." - классика!
    19:58
    15.02.2016
  • Понятно, что в первую очередь в Сирии необходимо сформировать сильную центральную власть, союзную России и опирающуюся на ее политическую и военно-техническую поддержку (кто это будет - Асад или кто-то еще - не так важно). Наличие такой власти само по себе если не снимает полностью, то существенно снижает остроту многих из тех угроз, о которых пишет Р.Ищенко. На Востоке на власть нападают только тогда, когда чувствуют ее слабость.
    Но еще более важно понимать, что работа в таком непростом регионе - это, прежде всего, интеллектуальный вызов, требующий знаний, требующий понимания менталитета людей, которые его населяют, их норм, ценностей, мотиваций и пр. И исходя из этого, необходимо считать и еще раз считать, прежде чем что-то заявлять, а тем более - делать.
    А в целом - очень правильная статья, опирающаяся на адекватную оценку того архисложного объекта, который представляет из себя Ближний Восток и предостерегающая от дурацкого шапкозакидательства и возможных наивных ожиданий в том, что касается этого направления российской внешней политики.
    02:38
    16.02.2016
  • Весьма и весьма разумное препарирование. Согласен практически со всеми тезисами. "чем меньше "друзей и партнёров" — тем лучше." - классика!
    19:58
    15.02.2016
  • Тут все конечно как всегда у нас плохо и это понятно, но мы не Америка и поэтому думаю нам главное отбить атаку ИГ так как если мы уйдем из Сирии завтра к нам придет ИГ и мало ни кому не покажется, а после победы , а это не так скоро как думает Ищенко, весь мир Ближнего Востока начнет меняться не думаю что США от туда уйдут они глобаллисты и потерять такой регион не захотят так что тут будет большая дележка,но то что впереди у США большие вопросы по ИГ это точно.
    22:43
    15.02.2016
  • Война это всегда плохо. Нужен мир.
    22:58
    15.02.2016
  • Подписываюсь под каждое слово! Наши верхи живут по принципу "для дураков закон не писан/если писан, то не читан/если читан, то не понят/если понят, то не так!" Османская империя, Великая Британия, французы и американцы не смогли обеспечить мир в этом регионе, Россия сунулась туда! Какого?! Свою родимую обустройте сначала, какого нам нужна эта проклятая Сирия? Афган забыли? Только Россия не выдержит 10-летней войны, как Союз. Мы голодранцы, как всегда, молимся на авось и на нефть... Как бы обескровленная после этой жуткой авантюры Россия сама бы не развалилась в итоге..
    23:00
    15.02.2016
  • Владимир Данилин, завтра к нам придет ИГ - байка для прикрытия, наивные поверили!
    23:17
    15.02.2016
  • Понятно, что в первую очередь в Сирии необходимо сформировать сильную центральную власть, союзную России и опирающуюся на ее политическую и военно-техническую поддержку (кто это будет - Асад или кто-то еще - не так важно). Наличие такой власти само по себе если не снимает полностью, то существенно снижает остроту многих из тех угроз, о которых пишет Р.Ищенко. На Востоке на власть нападают только тогда, когда чувствуют ее слабость.
    Но еще более важно понимать, что работа в таком непростом регионе - это, прежде всего, интеллектуальный вызов, требующий знаний, требующий понимания менталитета людей, которые его населяют, их норм, ценностей, мотиваций и пр. И исходя из этого, необходимо считать и еще раз считать, прежде чем что-то заявлять, а тем более - делать.
    А в целом - очень правильная статья, опирающаяся на адекватную оценку того архисложного объекта, который представляет из себя Ближний Восток и предостерегающая от дурацкого шапкозакидательства и возможных наивных ожиданий в том, что касается этого направления российской внешней политики.
    02:38
    16.02.2016
  • mynynool, Они уже возвращаются.
    Спецслужбы не успевают отстреливать.
    Да и вчерашний теракт в Дагестане красноречивее всяких слов.
    08:39
    16.02.2016
  • mynynool, Когда затаивали разрядку и последующий развал страны все думали вот теперь заживем не будет холодной войны будем жить в мире и согласии, а получили отказ от ПРО систему ПРО в Европе и НАТО у порога.
    09:20
    16.02.2016
  • Сразу видно,что писал ИЩЕНКО. Россия должна была "придумать" Сирийскую войну,если бы ее не было.Слишком много развелось желающих ее пинать.Показав в Сирии им -на кого они рот разевают Россия по-умерила у них охоты нарываться на драку. И очень вовремя.
    11:50
    16.02.2016
  • Для того, чтобы не было разброда и шатания нужно укрепить центральную власть во главе с Асадом до такой степени, чтобы ни у кого из перечисленных оппозиционеров не осталось иллюзий по поводу возможности диктовать свои условия. Высказывать мнение, дискутировать, но ни в коем случае недавать им возможности для диктата своих условий. Иными словами "уважают только силу".
    12:16
    16.02.2016
  • mynynool, Уже приходили.. Первая Чеченская , Вторая Чеченская. Так что это не байки. А реали нашего времени! Поэтому и давить надо в зародыше , что и делает ВКС! А там уже дальше будут политики решать, как делить и что делить на Востоке.
    12:58
    16.02.2016
  • Абдулла Исламбек, нужен. Только с головорезами из ДАИШ мир невозможен.
    19:56
    16.02.2016
  • mynynool, так если вы себя считаете голодранцем, может, просто перестать молиться на авось и на нефть и пойти работать?
    20:07
    16.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.