"Наш" Толстой в "их" экранизации

Авторы экранизации представили своевременную и тонкую трактовку романа
Сериал по роману Толстого "Война и мир" с успехом завершился на британском ТВ. Анна Кочарова убедилась, что вне зависимости от политического контекста, российская культура была и остается нашим главным "экспортом".

Весь январь и начало февраля британские соцсети пестрели обсуждениями героев романа Толстого. Публика сопереживала им, как родным. Непосредственность дискуссий не оставляла сомнений в том, что большинство зрителей впервые познакомились с сюжетом романа-эпопеи. Впрочем, и не каждый россиянин сегодня может похвастаться тем, что осилил роман из школьной программы в полном объеме или даже частично.

Создателям фильма удалось уложить действие четырех томов и эпилога в шесть серий, не потеряв почти ни одной важной детали. По данным Би-би-си, которая сняла сериал совместно с Weinstein Company, экранизацию посмотрели семь миллионов человек, то есть почти каждый девятый британец. Учитывая десятки цифровых каналов, предлагающих развлечения в воскресный вечер, — цифра огромная.

Очень по-толстовски

На счету сценариста Эндрю Дэвиса — десятки телевизионных экранизаций. Российским киноманам известны его работы по романам Джейн Остин, в которых старая Англия предстает именно такой, какой мы ее себе воображаем, и менее удачный "Доктор Живаго". Уже известная к моменту съемок Кира Найтли в роли Лары тогда напоминала скорее манекенщицу журнала Vogue. Особо едких замечаний удостоилась и первая сцена фильма, где герои стоят на заснеженном кладбище под зонтиками.

Нынешний сериал придирчивые критики тоже успели разобрать по косточкам – за неверно подобранные, к примеру, награды на мундирах героев.

​Таких нюансов в фильме и правда, достаточно. Совершенно непонятно, почему обручальные кольца все герои носят по европейской традиции на левой руке, но в тоже время крестное знамение совершают точно, по православной традиции. Почему имение Болконских в Лысых горах напоминает скорее шотландский замок, но в панораму Москвы, на которую при подходе к городу любуется Наполеон, художники воспроизвели абсолютно точно, как и полагается, с колокольней Иван Великий. Можно еще вспомнить, что и причесок в виде огромных корон из кос, с которыми предстают многие героини фильма, тоже тогда не носили.

Список претензий может быть длинным, вплоть до благостной концовки, которой авторы, в отличие от первоисточника, завершают фильм. Но ведь не дословности мы ждем от любой интерпретации, а понимания. И это, безусловно, удалось создателям сериала.

Это и режиссерская удача молодого Тома Харпера, и прекрасная игра актеров, и молодых, и маститых. Это умение передать и отчаяние разорившихся Ростовых (старшее поколение в исполнении блистательной театральной актрисы Греты Скакки и Эдриана Эдмондсона); и духовные поиски Пьера Безухова (Пол Дано), который по сути и становится главным героем экранизации. Это и лишенное ненужного пафоса (что важно) стремление спасти Отчизну. Не потеряны и герои второго плана –  например, Платон Каратаев (Эдриан Роулинз), который действительно получился весьма, скажем так, толстовским. В кадре мы видим и витиеватые московские улочки, и парадные пейзажи Петербурга и Екатерининского дворца (где действительно проходили съемки). Есть и фоном звучащее пение мужского духовного хора, и лаконичная, но бесконечно тоскливая мелодия, возникающая в моменты принятия сложных внутренних решений героев.

Часть съемок проходила в Санкт-Петербурге и окрестностях, в том числе в Екатеринском дворце Царского села

К России с любовью

На фоне антироссийской риторики, набирающей обороты в последние пару лет, авторы экранизации показали зрителям фильм, снятый с любовью и пониманием России, ее культуры и традиций.

Не стоит тешить себя мыслью о том, что теперь все разом полюбят Россию или возьмутся за чтение Толстого. Однако именно такие творческие удачи создают образ России, пускай и позапрошлого века, но отличный от видения сегодняшнего.

Несмотря на все политические противоречия, русская литература, музыка и искусство, остаются одним из наших главных "экспортов". Ведь имя прославленного дирижера Валерия Гергиева, независимо от его политических пристрастий, неизменно собирает концертные залы. Концерты Международного конкурса имени Чайковского в прошлом году через интернет  смотрели порядка 6 млн зрителей в 179 странах. На гастроли Большого и Мариинского театров билеты разлетаются в считанные часы. И даже недавно вышедший на экраны документальный фильм "Большой Вавилон" о Большом театре и нападении на худрука балета Филина ценен не криминальной интригой, а попыткой понять, осмыслить и прочувствовать русскую культуру.

Как и нынешняя экранизация, фильм Бондарчука 1967 года во многом соответствовал духу времени

Сериал по "Войне и миру" оказался и современным, и тонким. Он ни в коей мере не требует сравнений с экранизациями предшествующих лет, будь то версия с Одри Хепберн или оскароносный фильм Бондарчука. У него есть все шансы стать очень "русским" фильмом для британцев, примерно также, как для нас воплощением духа Британии в кино стали серии отечественного "Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Вопреки устойчивым стереотипам о загадочной русской душе и непредсказуемом поведении русских, интерес британских зрителей к экранизации Толстого продемонстрировал, что все различия между русскими и европейцами во многом надуманы, а великая литература действительно не имеет географических и политических границ.

Мнение
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Посмотреть бы их вариант.Эндрю Дэвис действительно прекрасный сценарист, дух эпохи передаёт замечательно.
    05:27
    13.02.2016
  • Посмотреть бы их вариант.Эндрю Дэвис действительно прекрасный сценарист, дух эпохи передаёт замечательно.
    05:27
    13.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.