Рейтинг@Mail.ru
Эксперты об Украине: почему Киев не хочет выполнять Минские соглашения - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты об Украине: почему Киев не хочет выполнять Минские соглашения

© REUTERS / Gleb GaranichПрезидент Украины Петр Порошенко
Президент Украины Петр Порошенко
Читать ria.ru в
Украинская власть сознательно "забалтывает" процесс реализации Минских соглашений, потому что Киеву выгоднее заморозка конфликта, чем мирный процесс урегулирования, считают эксперты, которых опросил Захар Виноградов.

Захар Виноградов, РИА Новости

Отвечая в четверг на вопрос корреспондента РИА Новости о продвижении в реализации Минских соглашений, президент Украины Петр Порошенко заявил, что ситуация не позволяет перейти к политическому этапу урегулирования.

Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции в Киеве. 14 января 2016 год
Порошенко заявил об отсутствии продвижения в реализации "Минска-2"
По мнению главы украинского государства, очередное заседание контактной группы в среду не было эффективным. "У нас есть информация, что на прошлой неделе российская сторона 21 раз отказывала Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в проведении инспекций. И, к сожалению, до сих пор продолжаются жестокие артобстрелы", — сказал президент.

Однако эксперты считают, что причина невыполнения Минских соглашений в 2015 году кроется в нежелании Киева реализовать свои обязательства. По их мнению, в нынешнем году Минские соглашения также могут быть сорваны, потому что Киеву невыгодно их выполнять.

Вопрос: Как вы думаете, примет ли украинский парламент необходимый для реализации Минских соглашений пакет законопроектов: об амнистии участников боевых действий в зоне конфликта; об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей; о проведении местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей?

Руслан Бортник, директор украинского Института анализа и менеджмента политики:

Команда украинского президента сейчас конвульсивно ищет выход из "минской западни" — делает попытки сменить формат диалога и текст договоренностей, который изначально стал поражением Порошенко. Поэтому звучат идеи "Женевы+", "миротворцев" и многое другое.

C формальной точки зрения — законы принять легче, нежели изменения в Конституцию. Для принятия законов необходимы 226 голосов депутатов Верховной рады, а для принятия изменений в Конституцию — 300. (Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также о децентрализации требуют внесения изменений в Конституцию — Ред.) При этом простое парламентское большинство у Порошенко есть, а конституционного — нет.

Но законы, регулирующие конкретные правовые отношения, более опасны с точки зрения политической дестабилизации, нежели уже "отыгранные" конституционные изменения, несущие только отсылочную норму на эти законы.

Поэтому сегодня президента и его команду беспокоят не столько законы и изменения в Конституцию, сколько поиск вариантов сохранения власти. Пока практически все сценарии развития событий негативны для Порошенко и его команды, поэтому они пытаются максимально затянуть паузу в надежде на смену внешней конъюнктуры.

Голоса в парламенте за Конституцию и законы есть, как минимум 320-350, но критическая их часть находится в руках Брюсселя и Вашингтона. И пока последние не найдут баланс с Россией, Порошенко будет напоминать игрока, которого насильно усадили за игровой стол, но не выдали на руки всех карт.

Олег Неменский, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований:

Уверен, ни о каком реальном выполнении условий Минских соглашений говорить не стоит. Задача Киева — заболтать весь процесс, при этом полностью его обессмыслить.

Вопрос: Почему, с вашей точки зрения, Минские соглашения не были реализованы в 2015 году и какие препятствия могут возникнуть при их реализации в ближайшее время?

Руслан Бортник:

Есть несколько причин.

Во-первых, война еще не принесла всех дивидендов (политических, экономических) ее организаторам и участникам. Во-вторых украинский кризис имеет доминирующую геополитическую составляющую, без разрешения которой, на фоне отсутствующих на Украине суверенных политических элит, он не может быть разрешен. В третьих, это сегментированность конфликта, имеющего на разных уровнях разный состав участников-игроков и отсутствие среди них явного победителя. Наконец, это разрушение или деградация международных организаций, всей системы обеспечения мира, сформированной после Второй мировой войны и могущей выступить арбитром в конфликте.

Реализации Минских соглашений в 2016 году препятствовать будет многое. Ключом к мирному урегулированию является смена элит, как минимум на Украине и Д/ЛНР, ведь люди, начинавшие войну, не смогут её завершить. Необходима демократизация непосредственных сторон конфликта — авторитарная Украина не способна реинтегрировать тоталитарный Донбасс.

Рейтинги президента падают, и параллельно с этим падает управляемость политической системой; обостряется конкуренция экономических групп за сокращающиеся ликвидные объекты экономики. Украина стоит на пороге завершения политического цикла "партий Майдана". Поэтому у команды президента и коалиции могут возникнуть объективные проблемы по реализации Минских соглашений.

Внутриукраинский конфликт элит как по линии "Майдан-Антимайдан", так и внутри президентской коалиции, помноженных на страх концентрации власти в руках Порошенко, делает вероятными разного рода непродуктивные сговоры против него, в том числе — в рамках реализации минских договоренностей. Реализация минских договоренностей вызовет активизацию правого радикализма, ведь 20-30% украинцев выступают за "войну до победного конца".

Олег Неменский:

Александр Лукашевич. Архивное фото
Лукашевич: политики на Украине пытаются переиначить Минские соглашения
Минские соглашения не были реализованы в 2015 году потому, что их выполнение невыгодно Киеву и просто неприемлемо для нынешней политической элиты. С наступлением 2016 года что-то в этой области поменялось? Ничего. Так что мы увидим сохранение прежнего формата "выполнения" этих соглашений — забалтывание, обвинения в адрес России и всё новые абсурдные трактовки текста соглашений.

Надо понимать, что Минские соглашения изначально не были формой компромисса, то есть такой моделью урегулирования конфликта, при которой всем плохо, но в целом терпимо, приемлемо. Они являлись именно способом заморозки (или, скорее, подморозки) конфликта, и эту функцию пока успешно выполняют.

Но перед Киевом по-прежнему есть задача имитации процесса их выполнения. Трудно сказать, наберётся ли 300 голосов на голосовании в Верховной раде по изменениям в Конституцию, но пока что их нет, и в целом для Киева это выгодная ситуация — можно сослаться на то, что выполнение Минских соглашений блокируется на уровне парламента, то есть через демократические процедуры.

И я сомневаюсь, что сейчас Вашингтон захочет радикально давить на Киев. Это скорее интерес европейских стран, но он на Украине не играет ключевой роли.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала