Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости-Украина
Обычно с конца июня до начала сентября на Украине наступают политические каникулы. Однако это лето, судя по минувшей неделе, не предполагает передышки. Власть явно группируется перед решительными действиями, как пловец перед прыжком в холодную воду. Вопрос только в том, на что будет направлена энергия этого сжатого, словно пружина, пловца?
Вариант 1: на коррупционеров и чужих
Вполне возможно, что президент Порошенко со своей администрацией имеют некий план мобилизации власти в стране. Во всяком случае, в последние недели, президентская вертикаль, засучив административные и прежде всего, прокурорские рукава, начала чистить систему спецслужб и судейский корпус.
Впрочем, это не отметает и наличие такого же плана у их политических конкурентов. Во всяком случае, основная часть действий и конкурентной премьерской вертикали тоже направлена на укрепление рядов, выдавливание из подведомственных структур всех несогласных, слабых и колеблющихся. Правда, на этот раз президент несколько опередил премьера. Но в принципе, действуют они все же шаблонно.
Поэтому почти одновременно два коррупционных скандала потрясли на минувшей неделе политический истеблишмент Украины – генпрокурор, как он утверждает, поймал на взятке председателя Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко, а премьер обвинил в коррупции министра экологии Игоря Шевченко.
Последний сделал недоуменное лицо. Зато вездесущий ныне депутат парламента, а ранее советник министра внутренних дел Антон Геращенко опубликовал смс-переписку, из которой следовало, что и кто указывал судье, какие решения принимать по каким делам. Председатель суда, конечно, сказал, что это, мол, были не смс-ки, а что-то вроде спама.
За скобками остались два вопроса:
- Ели даже Чернушенко и является, как утверждает генпрокурор Украины, коррупционером, фальсифицирующим дела по хозяйственным и имущественным спорам, то с какого момента над ним был установлен контроль, то есть когда стали отслеживать его смс-переписку и, вероятно, переговоры по мобильному телефону? Какой суд выдал на это разрешение? И кому – генпрокуратуре, МВД, СБУ?
- Откуда у простого украинского депутата Верховной рады Украины Антона Геращенко информация об этом? И разве передача этой информации из любой правоохранительной системы не является, по существу должностным преступлением?
Второй скандал случился в эту же неделю с министром экологии Игорем Шевченко.
И здесь все шло по трафарету. Честный Яценюк обвинил коррупционера Шевченко, который, в свою очередь, начал публично вскрывать преступные схемы вывода средств из бюджета самого главы правительства.
Интереснее другое. Когда на минувшей неделе скандал был уже в самом разгаре, стали выяснять, по чьей квоте прошел в правительство Игорь Шевченко. Яценюк думал, оказывается, что по квоте Юлии Тимошенко, то есть "Батькивщины". Однако Тимошенко заявила, что у нее в правительстве квот вообще нет (она тем самым полностью снимает с себя ответственность за деятельность членов нынешнего кабинета министров). И вопрос "чей он человек?" в отношении Шевченко неприлично завис… В самом деле, не сам же он пришел в кабинет министров?
Вариант 2: на региональные элиты
Тем временем украинская власть решила воевать не только с персоналиями, но и с целыми региональными кланами. Им просто начали перекрывать кислород при любом подходе к любому виду власти.
"Несмотря на то, что формально под красивыми лозунгами будут создаваться исполнительные комитеты на местах вместо государственных администраций, в то же время президент забирает себе две ключевые функции, — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Во-первых, право роспуска местного совета в любой момент. То есть это прямой президентский контроль над местными советами. Во-вторых, президент назначает своего представителя, так называемого префекта, вместо руководителя областной или районной государственной администрации. И этот префект утверждает акты органов местного самоуправления и может их отменять. Если сам орган местного самоуправления оказывается на крючке у президента, а его решения — на крючке у представителя президента, говорить о какой-то независимости не приходится".
Добавим, что, по мнению украинских экспертов, этот законопроект убивает политическую инициативу на местах и лишает региональные элиты выбора – идти в политику они могут только под знаменами республиканских партийных организаций. Новых политических проектов не будет.
Вариант 3: на комитет кредиторов Украины
Как заявляет министр финансов Украины Наталья Яресько, во всем плохом, что происходит с украинской экономикой и финансами виноват как раз комитет кредиторов, который не хочет идти ни на какие уступки и не дает возможности Украине медленно и тщательно отдавать долги, срок возврата которых уже наступил.
"Сегодняшнее заявление Яресько – это попытка переложить вину на кредиторов… Она буквально заявляет, что владельцы суверенных коммерческих долгов до сих пор отказываются внести свой вклад в восстановление Украины", — отметил экс-министр финансов Украины Виктор Суслов.
Тем не менее, Суслов считает, что 24 июля Украина "эти очередные деньги заплатит" кредиторам из политических соображений. Премьер Арсений Яценюк, сознавая, что после объявления дефолта ему придется уходить в отставку, "будет бороться за свою должность до последнего доллара золотовалютных резервов", — предположил экс-министр.
Вариант 4: на непокорный Донбасс
На минувшей неделе президент Петр Порошенко подписал закон, разрешающий ему приглашать на территорию страны армейские соединения других государств.
Правда отдельные украинские политики и эксперты успокаивают мировую общественность. Мол, подписанный Порошенко закон — это еще не объявление о вводе иностранных военных контингентов. Однако далеко не все на Украине согласны с такой умиротворяющей формулировкой.
"Насколько это реально? – задается вопросом Золотарев. — Правовая основа теперь создана. А то, что вчера было невозможным по определению, может стать реальностью уже завтра. Мы уже увидели это за прошедший год неоднократно. Поэтому любой поворот сценария, учитывая то положение, в котором находится Украина, возможен".
Вариант 5: пловец прыгает в пустой бассейн
Но все вышеперечисленные действия власти могут закончиться пшиком. Кредиторы исходят из своих планов, а не соображений министра финансов (объявят дефолт и потребуют деньги), и местные элиты будут действовать в соответствии со своими интересами, а не президентскими (проигнорируют выборы, соберут новый майдан, уйдут в глухую оппозицию к власти). Что касается Донбасса, то ввод даже ограниченного контингента иностранных войск на территорию Украины чреват уже не межгосударственным, а общемировым конфликтом.
Поэтому, скорее всего, никто на Западе на это не пойдет.
Что ж остается? Пустой бассейн.
А что бывает с теми, кто прыгает в него, известно.