Лучшие учителя России рассказывают о школе, ЕГЭ и счастье педагога

День учителя-2013 (22)
Андрей Сиденко на церемонии награждения конкурса Учитель года России–2013. Фото с места события
Дмитрий Виноградов и Вера Костамо узнали у финалистов конкурса "Учитель года" о том, что их больше всего волнует в современной школе.

Дмитрий Виноградов, Вера Костамо.

На церемонии в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах в четверг назвали победителя конкурса "Учитель России — 2013": им стал 29-летний преподаватель информатики из подмосковных Мытищ Андрей Сиденко. Накануне корреспонденты РИА Новости поговорили с самим Сиденко и четырьмя другими финалистами конкурса о главных проблемах современной российской школы.

Андрей Сиденко на церемонии награждения победителя конкурса Учитель года России–2013. Фото с места события
Победитель "Учителя года" на год станет советником главы Минобрнауки
Конкурс "Учитель России" проводится ежегодно с 1992 года (до этого трижды проводился конкурс "Учитель года СССР"). По итогам первых двух этапов, включающих открытый урок с учениками, импровизированное "родительское собрание", где учитель обсуждает с родителями некую педагогическую ситуацию, выбираются пятеро суперфиналистов. 

Они затем встречаются на круглом столе с министром образования и науки, и уже из них жюри, которое возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, выбирает абсолютного победителя. Президент России вручает ему приз — "Хрустального пеликана". На целый год победитель становится общественным советником министра образования и науки РФ.

О главной проблеме российской школы

Мы спрашивали пятерых соискателей, какую проблему современной школы они считают главной. Каждый из них назвал что-то свое. 

"Меня смущает, что в школе мало внимания уделяется воспитанию. Если не будет должного воспитания, мы очередного террориста получим или скинхеда, — говорит 45-летний учитель истории из Дагестана Ахбердило Ахбердилов. — Как сказал наш великий ученый Менделеев, "знание без воспитания — это меч в руках безумца".

Приведенные им примеры не удивляют, ведь именно терроризм остается одной из главных проблем этой северокавказской республики. Сообщения о терактах, убийствах полицейских, чиновников, имамов традиционного ислама приходят оттуда каждую неделю.

Впрочем, проблемы воспитания школьников волнуют и 28-летнего Владимира Кильдюшкина из Самары, преподавателя истории и обществознания, заместителя директора по воспитательной работе школы № 121. "На педагога обязательно должна быть возложена такая миссия. Потому что обучения без воспитания не существует. И те учителя, которые заявляют, что только ведут уроки, а не воспитывают детей, лукавят. Ведь во время урока мы учим детей дисциплине, внимательности, вежливости", — говорит он.

Учитель физики школы № 49 города Томска Сергей Колпаков считает, что самая главная проблема школы — кадровая. "Совсем немного педагогов, готовых работать с некультурными людьми. А ведь дети по определению некультурны, и задача школы — дать им эту культуру", — считает он. Колпаков считает в этой связи необходимым ввести дифференцированную систему оплаты труда учителей — чтобы платить ему в зависимости от квалификации, таланта и опыта. 

Ведь образование, настаивает Колпаков — это образовательная услуга. И если на рынке других услуг мы можем выбрать себе их "продавца" и можем выбирать, сколько ему заплатить, то тут такой возможности нет. "Сейчас ни я как учитель, ни дети и родители, которые "заказывают" мою услугу, влиять на ее оплату не могут, — сокрушается 43-летний педагог из Томска. — Конкуренцию надо делать и создавать прецеденты хорошей оплаты работы учителей".

40-летнюю учительницу русского языка и литературы из небольшого шахтерского городка Гуково Ростовской области Светлану Колесниченко больше волнует характерная для школы "попытка научить и тех, кто очень отстает в развитии, и одновременно с ними — одаренных детей".

Об отмене домашнего задания

Один из способов проявить индивидуальный подход к обучению разных учеников — это домашние задания разного уровня сложности. Все пять финалистов выступили против абсолютной отмены домашних заданий, но каждый выступает за то, чтобы дать школьникам возможность выбора задания по интересам.

"Всегда должен быть "веер", — считает Сергей Колпаков. — Если у ребенка есть желание позаниматься, то он должен это сделать. Это значит, что если он хочет делать некий свой собственный проект, то он должен делать проект. Если он его делает, то другие домашние задания он может не делать". 

Два человека из выпускников Сергея Колпакова в этом году поступили в Массачусетский технологический институт в Бостоне (США), один из самых престижных вузов мира. 

"Нужно не давать просто задания из учебника, а стараться придумать одну задачу, но с различными способами решения. Так мы исключим и проблему списывания", — предлагает 29-летний учитель информатики из Мытищ Андрей Сиденко, получивший звание "Учитель года". По его мнению, домашнее задание вполне может происходить в непривычной и нестандартной форме — например, можно отправить ученика в музей, перед этим выдав ему тетрадку с вопросами, на которые он должен найти в музее ответы.

"Нужно активнее использовать современные технологии, — настаивает Светлана Колесниченко. — Учитель может на электронную почту ученику прислать видеозапись урока, чтобы слабый ученик трижды посмотрел, если ему что-то непонятно. Если он застенчив и не может задать вопросы на уроке, он может сделать это по почте".

О ЕГЭ

Еще одна больная тема из сферы образования, вокруг которой уже несколько лет кипят страсти в блогосфере и на экранах телевизоров — это ЕГЭ. Все пятеро учителей года скептически относятся к Единому государственному экзамену, по крайней мере, в той форме, в которой он проходит сейчас.

"Когда ЕГЭ появился, я была двумя руками за, — вспоминает Светлана Колесниченко. — Но, к сожалению, ЕГЭ проводится не совсем чисто, пошла шаблонизация. В регионах, к сожалению, перегибают палку для лучших результатов, чтобы выглядеть лучше на федеральном уровне". 

По мнению учительницы из Ростовской области, "вузам надо шире практиковать вступительные экзамены, как это сейчас делают МГУ и Высшая школа экономики" — это сделает отбор в вузы более честным.

"Прекрасно, что ЕГЭ дает дагестанцам возможность поступить в лучшие учебные заведения страны", — радуется Ахбердило Ахбердилов. Но тут же оговаривается: "в такой форме, как сейчас, проводить ЕГЭ нельзя". Если в городах еще можно проконтролировать, идут списывания или нет, то в селах контроль очень слабый, свидетельствует Ахбердилов, который и сам работает в селе Тидиб Шамильского района Дагестана. "Когда проходили выборы президента, везде стояли камеры. Почему нельзя поставить их на ЕГЭ?" — возмущается он.

По его словам, из каждого выпуска его школы (это 14-20 человек) в Москву едут учиться "два-три, иногда пять человек". К сожалению, сокрушается Ахбердилов, это далеко не всегда самые сильные ученики — отбор идет скорее по принципу, есть ли у абитуриента в Москве родственники, у которых можно остановиться, и которые могут присмотреть за первокурсником из Дагестана. 

В 2009 году в Москву в Правовую Академию поступил приемный сын самого Ахбердилова, Гитихмад. Но ближе к первой сессии он подрался с какими-то хулиганами — как рассказывал сам молодой человек, его избили националисты. Получив академические задолженности, молодой человек был отчислен. Сейчас он учится в Махачкале.

"Если бы был выбор, я бы от ЕГЭ отказался, — признается томич Сергей Колпаков. — Есть две вещи, из-за которых я никогда не буду сторонником ЕГЭ". 

Первая причина — это то, что ЕГЭ "заставляет учителей отсеивать детей". "Какие бы гуманитарные вещи при этом не говорились, ребенок понимает, что его меряют по ЕГЭ, и отсев происходит", — считает томский "учитель года". Второй фактор — это то, что "ЕГЭ не заставляет задуматься над тем, чтобы как-то менять содержание образования. К ЕГЭ можно готовить традиционным натаскиванием". 

Андрей Сиденко Единым госэкзаменом в целом доволен, но считает, что "учащимся не хватает времени более углубленно изучать предмет, который они собираются сдавать". По его мнению, выпускникам школ "последний месяц перед экзаменами стоило бы посещать только те предметы, которые нужны для сдачи экзаменов". 

Об учительских зарплатах

Больной темой остается зарплата учителей. Министерство образования в первом квартале этого года рапортовало, что средняя зарплата учителей в России составила 26,3 тыс рублей, что на 26% больше, чем в тот же период прошлого года.

"Что зарплата существенно выросла, я бы не сказал. У меня полторы ставки, я сильно нагружен, получаю 20 тысяч, — говорит Ахбердило Ахбердилов. — Про учителей в селах говорят, что у вас же там огороды и участки. Но заниматься ими некогда".

Впрочем, введение стимулирующей части зарплаты учителей — им платят премии за участие в конкурсах и научных конференциях — сказалось на доходах педагогов. Как раз когда корреспондент РИА Новости беседовал с Ахбердиловым, к нему подошел его "конкурент" Владимир Кильдюшкин с новостью — каждый из финалистов получит от министерства премию в 200 тысяч рублей. "Вот это хорошая новость!" — обрадовался дагестанец.

"Если взять мою среднюю зарплату, то она будет соответствовать средней зарплате учителя по стране — благодаря конкурсам, — признается Сергей Колпаков. — Но в реальности средняя зарплата в нашем регионе ниже той, которая заявляется Минобром. Министерство дает "среднюю температуру по больнице".

Впрочем, Светлана Колесниченко своей зарплатой в 23 тысячи вполне довольна. "Я живу в шахтерском регионе, где, к сожалению, у шахтера зарплата ниже, чем у учителя. Так не должно быть, потому что при всех энергетических затратах, всех моральных минусах этой профессии, профессия учителя не такая опасная, как шахтера. А получают учителя в полтора раза больше. Поэтому я считаю, что нам жаловаться нечего", — говорит она.

Учительское счастье

В чем солидарны учителя — так это в любви к детям и к выбранной профессии. "Современные дети не отличаются от предыдущих поколений школьников. Это не дети изменились. На мой взгляд, изменилось общество. Оно становится информационным", — говорит Андрей Сиденко, который и сам закончил школу не так давно и может сравнить своих учеников с собственным поколением.

"Современные дети очень разные, но так было всегда. Нельзя сказать, что они менее или более мотивированы учиться, чем предыдущие поколения, — вторит ему Владимир Кильдюшкин. — Что отличает их — это умение хорошо ориентироваться в информационном пространстве и работать с новыми технологиями. Это можно и нужно использовать в процессе обучения".

У самого Владимира двое дочерей, а в прошлом году в своей родной Самарской области он победил еще и в конкурсе "Отец года" 

Андрей Сиденко: счастье в том, когда родители подходят и говорят просто: «спасибо»
"Счастье любого учителя — это когда на его урок спешат и боятся опоздать. Не потому, что учитель строгий, а потому, что боятся пропустить что-то интересное, — говорит Андрей Сиденко. — Счастье учителя, когда после урока ученики не уходят из класса, а остаются и задают вопросы. Счастье педагога в том, когда родители подходят и говорят просто: "спасибо".

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Обсуждение
3 пользователя оставили 3 комментария
  • Даже учителя года - не психологи. Согласна с ними во всем с точки зрения педагогики, но психологическую сторону неадекватных программ и ЕГЭ они оценить не могут и психологический вред детям, от этого, не сформулируют. Тем более, что каждый из них ориентируется только в своем предмете, а психолог видит со стороны все школьные предметы и подходы к обучению.
    16:11
    03.10.2013
  • Спасибо тебе Андрей Сиденко все бы были бы учителя как ты и вам бы прибавили и хорошую зарплату а сейчас пока ты один такой
    20:04
    03.10.2013
  • "У самого Владимира двое дочерей" - кто ж вАс русскому языку учил, господа журналисты?
    16:50
    04.10.2013

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.