Освободятся ли россияне от мобильного рабства

© Fotolia / Andres RodriguezДевушка разговаривает по мобильному телефонуДевушка разговаривает по мобильному телефону
Мобильное рабство – вовсе не в том, что при смене оператора надо менять телефонный номер, уверена Анна Каледина.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал во вторник постановление, которое условно называют "отменой мобильного рабства". Этим документом правительство установило правила финансирования сохранения мобильного номера при смене оператора (MNP, Mobile Number Portability). Для россиян эта услуга, как планируется, будет доступна с 1 декабря.

История сохранения номера при переходе от одного оператора к другому, пожалуй, может претендовать на высокое место в рейтинге законотворческих "долгостроев". Впервые вопрос об отмене мобильного рабства подняли в 2002 году. В 2005-м Министерство информационных технологий и связи разработало правила сохранения телефонного номера, а в 2009-м Минсвязи поддержало идею отмены "мобильного рабства".

Но несмотря на явную популярность меры, процесс двигался с нано-скоростью. Быстрое решение вопроса явно было невыгодно "большой тройке" крупнейших операторов: МТС, "Вымпелкому" и "Мегафону", которые тратят огромные средства на привлечение абонентов. А чем их удержать? Конечно, можно высоким качеством услуг и конкурентоспособными тарифами. Но это сложно. Проще держать клиента за счет номера, от которого приходится отказываться при переходе к другому оператору.

Процесс сдвинулся с мертвой точки, когда активизировались альтернативные операторы, среди которых и государственный Ростелеком. Компаниям, у которых мало сотовых абонентов, введение услуги сохранения номера – удобный способ переманить абонентов у мэтров рынка. Идею поддерживала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), поскольку ее реализация способствует развитию конкуренции. Весной прошлого года Дмитрий Медведев, который в тот момент еще был президентом, поручил правительству проработать возможность сохранять номер телефона при смене сотового оператора.

И уже к концу года появился закон, который с 1 декабря 2013 года утвердил право сохранять номер. Операторы, правительство и профильные ведомства получили почти год на реализацию закона.

На 100 рублей оператора – 100 рублей абонента

Сотовые операторы продолжают утверждать, что сохранение номера – мера ненужная и очень затратная. Приводятся расчеты, что расходы всех сотовиков на это составят 400 млн долларов. Правда, как говорят независимые эксперты, сумма преувеличена в разы.

Так, потребуются средства на создание единой базы номеров (ведь сейчас они хранятся в каждой компании) "перебежчиков". За внесение каждого номера, что следует из подписанного Медведевым постановления, компании придется заплатить 100 рублей. Но те же 100 рублей можно взимать с абонента, который меняет оператора. Кроме того, если и этих денег будет недостаточно, то в ход пойдут средства резерва универсального обслуживания (операторы с выручки платят определенный процент, и из этих денег формируется резерв).

Именно поэтому вице-премьер Аркадий Дворкович, который выступил с пояснениями к постановлению, уверен, что затраты сотовиков будут минимальными. Они будут, но оцениваются не сотнями, а десятками миллионов долларов.

Некоторые эксперты считают, что свои затраты на реализацию новации операторы легко компенсируют за счет все тех же абонентов. Например, за счет повышения тарифов. В любом случае, введению новой услуги крупные операторы сопротивляются больше из-за того, что не хотят отпускать абонентов на волю. Кстати, это характерно для всех стран, где введена услуга переноса номера.

Но нужно ли сотовикам опасаться нововведения? Побегут ли абоненты к конкурентам, имея возможность сохранить номер?

Очень спокойный переход?

В прошлом году исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru спросил у абонентов, будут ли они менять оператора, если получат возможность сохранить номер?

Подавляющее большинство (59%) людей отрицательно ответили на этот вопрос. Причем опрошенные привели три причины, почему не будут менять оператора. Первая – "Зачем менять шило на мыло? Не вижу никакой пользы". Многие люди считают, что качество связи у всех примерно одинаковое, и, мягко говоря, неидеальное. Да и тарифная политика у сотовиков не слишком гуманная. Некоторые опрошенные и вовсе уверены, что у них списывают со счета лишние деньги.

Вторая позиция – "Меня все устраивает. И качество связи и тарифы", поэтому искать от добра добра не имеет смысла. А третью позицию высказали консервативные и инертные потребители услуг сотовиков. "Всем этим надо заниматься – выбирать оператора, идти в офис, писать какие-то заявления…".

Сама, если честно, отношусь к последней категории. Давно не устраивают расходы на связь, но все руки не доходят, чтобы изучить тарифы и заменить свой на более выгодный.

Мне кажется, что возможность сохранения номера при смене оператора уже сильно устарела. Хороша ложка к обеду. И обед этот состоялся как раз больше 10 лет назад, когда вопрос об этом впервые подняли. Именно тогда формировалась база, люди дегустировали услуги операторов, примерялись к ним. Но за это время много воды утекло. Большинство абонентов уже успело прогуляться по всем операторам и остановиться на наиболее устраивающем. Немало людей уже имеют симки сразу нескольких компаний. Поэтому вряд ли переходы будут массовыми.

Как показал опрос Superjob.ru, только 12% людей выразили готовность сменить оператора, в основном из-за недовольства качеством услуг своей компании, а также в надежде, что есть сотовики с более выгодными тарифами.

Почти треть (29%) опрошенных затруднились с ответом. Но думается, что и они присоединятся к нежелающим менять оператора, когда узнают, что за услугу нужно будет заплатить. Кроме того, планируется, что если абонент захочет снова вернуться в прежнюю компанию или попробовать еще какую-нибудь, то такой возможности он будет лишен. Мораторий может быть установлен на период от нескольких месяцев до двух лет.

Эксперты также не ждут массовых переходов. Как показал опыт перевода номера в других странах (а такая услуга введена уже в 72-х из них), самый распространенный сценарий – 10% переходов в первый год. Бывают, конечно, и исключения в обе стороны. Например, в Турции услуга MNP стала настоящим переворотом. За два года 60% турецких абонентов сменили оператора. Но там одна из компаний устроила настоящий демпинг, что и привлекло к такому результату.

России же некоторые эксперты пророчат португальский очень спокойный сценарий, поскольку у нас весьма схожи условия рынка сотовой связи. В Португалии миграция абонентов составляет примерно 3% в год.

Эксперты высказывают опасение, что к 1 декабря, когда должно пасть мобильное рабство, не все операторы будут готовы предоставлять услугу сохранения номера. В частности, из-за того, что Минсвязи пока не приняло почти половину необходимых нормативных актов. До сих пор даже непонятно, кто будет оператором единой базы номеров. Есть мнение, что с 1 декабря услугу запустят в неполном режиме, создав некую очередь из желающих поменять операторов, что фактически будет означать переходный период для реализации закона.

Мобильное рабство навсегда

Впрочем, самое ли это главное, если от мобильного рабства россиянам все равно не удастся избавиться? У меня есть приятельница, которая, когда говорит, автоматически делает движения пальцами, будто набирает SMS на телефоне. Зависимость от постоянного общения "руками" у нас высока. Ведь 20% россиян отправляют по 100 или больше SMS в день, причем часто без особой нужды.

Наверное, каждый из нас встречал таких людей, кому не хватает телефона. Они постоянно похлопывают по сумке или карману, чтобы убедиться, что их коммуникационное устройство на месте. А многие чувствуют себя плохо, если забыли телефон, или постоянно проверяют, не пропущен ли вызов или сообщение.

Вот оно где, мобильное рабство. Сохранение номера при смене оператора в этом смысле ничего не изменит. Тут нужна революция. Например, в виде появления нового типа устройств для общения. Но это уже совсем другая история другой зависимости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
А зачем нужно сохранять номер? У большинства несколько сим-карт разных операторов и наличие общего номера становится абсурдным. Кроме того, существуют аппараты с 2-мя сим-картами. Каждый оператор в своей сети представляет более выгодные тарифы, нежели при переходе на другую сеть, поэтому. когда абоненты находятся в разных сетях, целесообразнее иметь 2 сим-карты соответствующих операторов.
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена