Чем полезны скандалы с ЕГЭ

ЕГЭ-2013 (520)
Технологический кризис ЕГЭ-2013 – хороший повод вернуть Единому госэкзамену ту важную функцию, ради которой он был создан, считает Сергей Петухов.

Сергей Петухов, РИА Новости.

На десятый год своего существования ЕГЭ переживает столь сильный кризис, что под вопросом его дальнейшее существование, по крайней мере, в нынешнем виде.

На первый взгляд, главная проблема ЕГЭ – его беззащитность перед современными коммуникационными технологиями. Но если внимательно присмотреться к его короткой истории, то выяснится, что ЕГЭ уже давно перестал быть механизмом, обеспечивающим равную доступность высшего образования для всех граждан страны.

День сдачи ЕГЭ по русскому языку во Владивостоке
Утечки заполненных листов ЕГЭ: драка просвещения с прогрессом
Технологический кризис ЕГЭ-2013 – удобный повод задуматься над тем, а стоит ли вообще спасать ЕГЭ. Или, спасая его от протечек, заодно попытаться вернуть ему его исходное предназначение. Только для этого придется сначала решить, способна ли абсолютная социальная справедливость в одной отдельно взятой области вообще выжить в системе, построенной на социальных привилегиях.

Какие цели преследовал ЕГЭ

ЕГЭ был призван решить сразу несколько задач. Он снижал психологическую и физическую нагрузку на выпускников, которым раньше приходилось сдавать подряд одну за другой сразу две экзаменационные сессии – выпускные экзамены в школе и вступительные в вузе.

Теоретически ЕГЭ полностью разрушал грандиозную коррупционную систему, сложившуюся за десятилетия вокруг выпускных школьных экзаменов и вузовских вступительных. Он лишал школьных учителей и вузовских преподавателей возможности повлиять на оценку, поэтому – теоретически – пропадал смысл им платить.

Единый государственный экзамен
Единый государственный экзамен
ЕГЭ ликвидировал социальные привилегии молодежи из крупных городов и из обеспеченных семей. Все выпускники в стране получали абсолютно равные шансы бесплатно поступить в любой вуз страны, потому что единственным пропуском туда служили результаты ЕГЭ. Помимо прочего, это укрепляло патриотизм подрастающего поколения: если страна поступает с тобой честно, ее начинаешь уважать.

Были еще плюсы, не такие значимые, как перечисленные – наверное, каждый может, подумав, перечислить их еще минимум с полдюжины.

В чем заключался исходный порок ЕГЭ

Как это ни парадоксально, но главный врожденный порок Единого госэкзамена крылся как раз в его социальной справедливости. ЕГЭ сразу же после его рождения постарались сделать еще более социально справедливым, чем он был бы без этого.

Разве справедливо требовать результаты ЕГЭ от победителя международной математической олимпиады? Неужели и так не понятно, что он должен без всяких ЕГЭ быть зачислен на мехмат?

А дети-инвалиды? А дети погибших в горячих точках родителей? И так далее. Грех было не проявить ко всем обездоленным социальную жалость. В итоге, ЕГЭ исходно утратил герметичность, появилась лазейка. Исключения из правил распухали, грозя превратиться в правило.

Разве можно только по результатам ЕГЭ кого ни попадя принимать в Московский университет? Это же главный вуз страны! Разве можно так запросто принимать в Санкт-Петербургский университет? Пусть это не главный вуз страны (конечно, можно назвать его главным, только что тогда делать с МГУ?), но… сами знаете, кто учился в бывшем здании двенадцати коллегий на берегах Невы. Таким образом, к десятому году ЕГЭ, его значение для поступления в МГУ, СпбГУ и еще несколько таких же "главных" вузов страны свелось чуть ли не к минимуму.

Как пересдать ЕГЭ — в инфографике РИА Новости >>

Рано или поздно раковая опухоль исключений разрослась бы и тихо задушила Единый госэкзамен. Но сокрушительный удар по нему был нанесен досрочно и с другой стороны.

Причина технологического кризиса ЕГЭ-2013

200 слов про скандалы с ЕГЭ
200 слов про скандалы с ЕГЭ
Нельзя сказать, что это было неожиданностью. Сам ЕГЭ был порожден новыми коммуникационными технологиями. Без развитой сети интернета в стране он технически невозможен. Но это и сгубило его.

По мере развития социальных сетей множились скандалы с появлением в них заданий ЕГЭ и их решений, но кульминации это достигло с началом ЕГЭ-2013. Перед экзаменами в сети выкладывались и фото экзаменационных листов выпускников, уже сдавших ЕГЭ на Дальнем Востоке, и pdf-файлы контрольно-измерительных материалов (КИМов) со значком авторского права и трогательной подписью при нем – Рособрназдор.

Скандалы, связанные с публикацией результатов ЕГЭ в интернете >>

Ни угрозы, ни блокировка страниц в сетях не помогают. Уже послышались призывы подключить в борьбе с нарушителями силовые структуры, подвести этих нарушителей под уголовные статьи (сейчас их можно привлечь только по административным статьям).

Мнение директора школы: инквизиционный характер ЕГЭ сделал детей преступниками>>

Наконец, дело дошло до президента. Но что может он сделать? Что вообще можно сделать, чтобы спасти ЕГЭ?

Как спасти ЕГЭ и надо ли это делать

Сдача ЕГЭ в московской школе
Отказать ЕГЭ нельзя реформировать
Обеспечить секретность заданий ЕГЭ можно. Школьников из восточных часовых поясов страны можно призвать к порядку реальной угрозой испортить жизнь им, их учителям и их родителям. Например, ввести в КоАП миллионные штрафы, а за более серьезные прегрешения – статью в УК, предусматривающую серьезный срок. С утечками КИМов по ЕГЭ и ГИА еще проще: можно публично поймать парочку их похитителей и показательно посадить в тюрьму. Надолго. Закон это уже позволяет.

Можно отказаться от практики доставки КИМов заранее в "трудно доступные" районы. Можно отправлять для приема ЕГЭ в южных регионах преподавателей из средней полосы России или из Сибири, а местных отправлять в Сибирь. Все можно, если на то будет политическая воля руководства страны.

"Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ >>

Проверь свои знания: сдай ЕГЭ
Проверь свои знания: сдай ЕГЭ
Но имеет ли смысл это делать? Может быть, лучше сначала решить, стоит ли вообще тратить такие силы на искусственное поддерживание ЕГЭ на плаву в стране, где жизнь в значительной степени строится на социальных привилегиях.

Технологический кризис ЕГЭ-2013 – очень удобный повод вернуть Единому госэкзамену ту функцию, ради которой он был создан. Роль механизма абсолютной социальной справедливости. Технически это сделать намного проще, чем устранить в системе утечки, и дешевле – точнее, это вообще не будет стоить ни копейки.

Надо всего лишь договориться, что ВСЕ выпускники поступают во ВСЕ вузы страны ТОЛЬКО по результатам ЕГЭ. Точка.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Вузы России: навигатор абитуриента — 2013 >>

Навигатор абитуриента: учреждения среднего профобразования >>

Мнение
Комментарии
14 пользователей оставили 39 комментариев
Обучение в школах заменяется подготовкой ( читай, натаскиванием) на ЕГЭ. Начиная с 9 класса, родители постепенно входят в спираль экзаменационного психоза. Мало кого интересуют знания, всех волнует результат ЕГЭ. Происходит замена целей обучения. А значит в борьбе за высокий результат ЕГЭ будут хороши все способы - списывание, помощь учителей и прочие штуки. Какой смысл что-либо учить, если одноклассник, "гонявший балду" все время учебы в школе, купит ЕГЭ и поступит на бюджет туда, куда правильному школьнику не хватит 2-3-5 баллов?
Не лучше положение в вузах, куда приходят " плоды ЕГЭ". Нынешние студенты не имеют ни писать грамотно, ни делать элементарные расчеты. Студенческие группы напоминают классы в деревенской малокомплектной школе: в одном помещении занимаются дети с шестого по одиннадцатый класс. Настолько различен уровень подготовки студентов! Причем те, кто учится на бюджете - это шестой-седьмой класс ( льготники и купившие ЕГЭ ). Преподносившийся как торжество справедливости, ЕГЭ стал образцом лицемерия. Он формирует новое отношение к образованию: " спиши и торжествуй!"
obshestvona100, Ну почему же не привёл, он же и сказал, всех расстреливать. Правда по моему за измену родины дают меньше и поступают гуманней чем вот такие умники хотят чтоб поступали со школьниками. Вообще по моему одурели с этими экзаменами. Превратили обычное подтверждение знаний в какое то Гуантанамо. И собственно что они вообще то хотят? Что у нас за это десятилетие все сильно поумнели после сдачи ЕГЭ? Мне почему то кажется наоборот, даже писать разучились
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена