"Осточерчение" и горький путь Веры Полозковой на вершину

© Фото : Сайт Веры ПолозковойКнига поэта Веры Полозковой ОсточерчениеКнига поэта Веры Полозковой Осточерчение
В список лидеров книжных продаж вместе с "Бэтманом Аполло" Пелевина и "Черным городом" Акунина неожиданно попал поэтический сборник. И это – признак смены эпох, считает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Третий сборник стихов Веры Полозковой вышел в конце апреля, а сейчас стали известны некоторые результаты: десятое место по продажам в трех крупнейших магазинах Москвы. Понятно, что на первом месте "Бэтман Аполло" Пелевина, на втором – "Черный город" Акунина, но это-то "бизнес как обычно". А вот когда было, чтобы в список лидеров продаж выходила только что созданная русская поэзия? Это не просто событие. Это, возможно, смена эпох. Плакали по временам, когда в Политехническом музее собирали тысячные толпы юные Вознесенский, Рождественский, Евтушенко? Вот вам. Полозкова, кстати, когда выступает, то именно такие толпы собирает – по всей стране.

Чистый случай

Вообще-то, и совсем недавно, еще один поэтический цикл тоже вырвался в лидеры – Дмитрий Быков с его "Гражданином поэтом". Но тут другая история, в ней больше политики, чем поэзии, примерно как с Маяковским, добровольно внуздавшим себя "в революцию". Маяковским он от этого быть не перестал, но… возвращаясь в наши дни, есть множество людей, которые знают Быкова лишь как оппозиционного деятеля, пишущего ядовитые строки на злобу дня, и не подозревают, что у него есть и другие стихи, да еще какие!

А Вера Полозкова – чистый случай. Это не прилив популярности вследствие ухода поэтессы в политику. Это просто поэзия. Поэзия как чудо слова – знакомого, но в чьих-то строках почему-то обжигающего сердце. Поэзия как музыка чувства и мысли. Поэзия как способ неожиданно сделать нашу радость и боль высокими и прекрасными.

Вернемся к героям Политехнического. Именно они впервые чуть сдвинули поэзию из книг в музыку. Да, эти трое и сейчас всенародно любимы, в том числе потому, что на их стихи писались песни, а песни живы и сегодня. Были и есть те поэты, кто с песни начинал и из нее не уходил. Окуджава, Высоцкий, Гребенщиков – они в наших головах поют, а в виде строчек на белом фоне их поэзию представить трудно.

Но Вера Полозкова сделала что-то абсолютно свое. Множество ее стихов стали как бы песнями – а на самом деле она просто их читает под музыку. В России такого не было. Во Флоренции начала 17-го века – да, в Индии – и сегодня так. Но не у нас.

И врывается Вера…

Чтобы лучше понять смысл происшедшего: а вы знаете, что у нас десятки и сотни прекрасных поэтов? А знаете, что книги им издать – не то чтобы деньги получить, а просто издать – почти невозможно? А где, кроме нескольких специализированных мест, вы эти все-таки изданные книжки можете купить? Вообще-то это цивилизационная катастрофа.

© Фото : Сайт Веры ПолозковойКнига поэта Веры Полозковой "Осточерчение"
Книга поэта Веры Полозковой "Осточерчение"

И тут врывается Вера Полозкова… Давайте так: ругайтесь сколько хотите, я лишь высказываю личное мнение… И тут врывается Вера Полозкова и полностью опрокидывает иллюзии упадка стихотворчества и стихочтения – но заодно и все пирамиды и рейтинги, долго и любовно выстраивавшиеся внутри голодного мира поэзии его обитателями. Так вот, на мой очень личный взгляд, с выходом "Осточерчения" в России стало два первых поэта – Быков и Полозкова. И еще Гребенщиков где-то в ином измерении или мире.

А это для многих обидно. Будут кричать: Вера? А как же такой-то, он еще жив? Мой ответ: а вот так. Так это бывает. А как же без Сергея Шестакова, с его "снег засыпает улицы все, засыпает снег, засыпает сам"? А без него никак. Но пришла Вера…

Она ведь еще и не всем нравится. Ладно бы – народный самородок из дальнего села, вроде Сергея Есенина или Николая Рубцова. Можно пожалеть и полюбить. Но Вера-то не из дальнего села. Она скорее из Царскосельского лицея. Я не совсем о ее журфаке МГУ, а о том образовании, которое она сама себе сделала, и на журфаке, и вне его. И, что хуже всего (для некоторых), она знает цену себе и своим строчкам. Она знает, кто она есть.

Ну, и давайте я скажу уже совсем все, что думаю. Это не просто поэтесса, лучшая на сегодняшнем общем фоне. Ее место – на той вершине, где и Пушкин. Чудес не бывает? Еще как они бывают, в России особенно. Возраст? Пушкин в возрасте Веры Полозковой (27 лет) был уже Пушкиным, Ахматова написала как раз три книги, и была уже Ахматовой. Это прозаику лучше быть постарше, а у поэтов – вот так.

Насчет трех книг: когда у Полозковой были еще изданы только "Непоэмание" и "Фотосинтез", плюс множество музыкальных работ, нужно было иметь очень острый (и добрый) глаз, чтобы понять, кто перед нами. И даже испугаться. В том числе испугаться вот чего: а если на этом взлет выровняется, и…

Читайте, если не боитесь

А вот теперь, с "Осточерчением", шутки в сторону. Это не просто книга. Это уже не лепет гениального подростка, абсолютно точно названный "Непоэманием". Это книга всех красок, всех эффектов, размеров, сложнейших приемов. Высочайшего класса. Нервная, спокойная, счастливая, а иногда просто пугающая. Неуклюжий подросток вырос.

Мелким шрифтом значится имя составителя – Александр Гаврилов. Это фигура в литературном мире, что-то вроде Писемского в 19-м веке. Он выстроил удивительную конструкцию – тринадцать тетрадей, каждая из которых тянет на отдельный сборник: Вера – это такой вулкан с женским именем (как Этна), она пишет очень много.

Вы хотите прежнюю Полозкову, про любовь? Пожалуйста:

давай когда-нибудь говорить, не словами, иначе, выше,
о том, как у нас, безруких, нелепо и нежно вышло,
как паника обожания нарастает от встречи к встрече,
не оставляя воздуха даже речи.

   
Да, она теперь часто пишет без заглавных букв; но неважно – а хотите послушать человека, который съездил за мудростью в Индию? Цикл получился исключительно ехидным:

Чему учит нас Каджурао, мой свет?
Тому, что love is just passing by.
И вы едете в одном поезде – ты до Сатны, а он в Мумбай.
Он во сне улыбается, а ты погибай.

А если вы хотите понять, кем и чем (и почему) стала Вера Полозкова сегодня, то есть такое стихотворение – "Текст, который напугал маму". Но лучше бы не только маме, а и вам его вообще не читать, потому что страшно. Правда, последние строчки все-таки не без оптимизма – о том, что Бог, может быть, иногда глядит на Веру и думает: "ну она ничего, справляется. я, наверное, не ошибся в ней".

А как вам сотни разбросанных по страницам мелочей, типа "только птицы под небом плавают, как чаинки, и прохожий смеется паром, уже седым".

И в порядке послесловия: еще раз скажу, что речь лишь о моем личном мнении. Которое основывается, среди прочего, на том, что хорошо бы отказаться от нашей национальной привычки признавать гениями только покойников. Иногда можно рискнуть сделать это и со вполне живыми; а если ошибаться, то лучше восторженно, чем наоборот. И еще – помнить, что этим живым бывает в жизни неуютно. Стихи – это ведь то, что они дают нам. А что мы даем им, особенно тем, которые – на вершине, где холодно и голо?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена