Рейтинг@Mail.ru
Дума и курение: поправки лоббистов не прошли, штрафы пока не назначены - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дума и курение: поправки лоббистов не прошли, штрафы пока не назначены

© Fotolia / vegeТабличка "Курение запрещено"
Табличка Курение запрещено
Читать ria.ru в
Cколько бы ни говорилось о том, будто закон направлен против курения, а не курильщиков, утром 1 июня этого года 44 миллиона курящих россиян проснутся в другой стране, убежден Сергей Петухов.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

"Антитабачный закон" принят нижней палатой парламента во втором чтении. Окончательно, в третьем чтении, он будет принят, по словам первого зампреда комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, во второй декаде февраля. После этого правительству предстоит разработать подзаконные акты, а депутатам принять соответствующие изменения в законодательство – о карах за курение и торговлю табаком.

Но уже сейчас ясно, что, сколько бы ни говорилось о том, будто закон направлен против курения, а не курильщиков, утром 1 июня этого года 44 миллиона россиян, начинающих свой день с затяжки сигаретой, проснутся в другой стране.

Штрафы и запреты

Сразу надо сказать, что закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" носит выраженный рамочный характер. Проще говоря, однозначные ответы на вопросы, которые сейчас волнуют курящих россиян, мы в тексте закона не найдем. Размеры штрафов и точные границы запрещенных для курения зон определят потом, после принятия закона.

"Штрафы еще не установлены, сейчас мы создаем межведомственную рабочую группу, которая подготовит поправки в законодательство Российской Федерации. Потом они будут внесены в Госдуму, рассмотрены и приняты", – поясняет Николай Герасименко.

Таким образом, разговоры о трехтысячных штрафах за курение преждевременны. С одинаковой вероятностью их могут и снизить, и повысить.

Что же касается запрета курилок на работе, то этот вопрос оставлен на усмотрение администрации учреждений или собственника помещения (часть 2 статьи 13 законопроекта). Разрешит собственник или начальник курилку – она будет, запретит – придется курить на улице.

Законопроект определяет места запретов для курения (кстати, остановки городского транспорта, за исключением платформ электричек сюда не попали). Но перечисление всех этих мест не поможет понять реальную географию запрета.

Дело в том, что часть 6 статьи 13 законопроекта разрешает властям субъектов Федерации "устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях". А часть 5 той же статьи позволяет "уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти" размещать "знак о запрете курения". Так что в реальной жизни курить будет нельзя везде, где запретит это делать местная власть (или просто повесит значок с перечеркнутой сигаретой).

Но если, оставаясь на свободе, курильщик все-таки может найти себе место спокойно подымить, то попав, например, в тюрьму, этой свободы он лишается. Согласно части 4 той же 13-й статьи, курить ему или не курить, будет решать начальство СИЗО, тюрьмы или колонии. Точнее, оно решит, нарушает ли он своим курением право других заключенных на чистый воздух.

Нет в законопроекте ничего и про запрет электронных сигарет, озадачивший общественность своей бессмысленностью. Но этого и не нужно, их запрет легко подводится под пункт "г" части 1 статьи 16, который запрещает "использование и имитацию табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве, оптовой и розничной торговле такими товарами".

Также не надо было специально запрещать курение при детях. В законопроекте уже есть статья 9, которая обязывает граждан "заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака" (пункт 2.2).

Подконтрольный бизнес

Законопроект полностью запрещает рекламу табачных изделий и спонсорство табачных компаний (ст. 16).

Минимальные розничные цены на табачные изделия устанавливаются так, что они не могут быть ниже 75% максимальных розничных цен (ст. 13). Если сейчас дорогие сигареты в разы дороже дешевых, то после вступления закона в силу самые дешевые сигареты будут не сильно дешевле самых дорогих.

Устанавливаются ограничения на места продажи, запрещено продавать их ближе ста метров от ближайшего учебного заведения, в киосках, запрещено помещать на витрину и т.д. (ст.19).

Отчетность табачного бизнеса – от индивидуальных предпринимателей до табачных компаний – должна быть полностью прозрачной для органов госвласти и местного самоуправления (ст.8). Прозрачной и "технически регулируемой" должна стать и технология производства табачных изделий (ст.14).

Полностью подотчетным должно стать пересечение государственных границ России внутри Таможенного союза не только табачными изделиями, но и сырьем (табачная продукция) и оборудованием отрасли (ст.18).

Словом, вряд ли в России будет другой бизнес, настолько подконтрольный и зарегулированный государством, как табачный. Разве что нефтегазовый.

Бессилие табачного лобби

На вопрос обозревателя РИА Новости, сильно ли давило на них при разработке закона табачное лобби, Николай Герасименко ответил, что действительно "были поправки, которые можно трактовать, проследить, как сделанные в интересах табачных компаний". Среди инициаторов таких поправок зампред профильного думского комитета перечислил РСПП, депутата Митрофанова, представителей объединения киоскеров.

"Мы сняли (в проекте закона – С.П.) вопрос по минимальному метражу торговых павильонов (запрещалось продавать табак, если площадь торгового зала была меньше 50 кв. м – С.П.). А в тех населенных пунктах, где вообще нет магазинов, продавать сигареты можно там, где они вообще что-нибудь продают", – сообщил Николай Герасименко.

Но что касается других поправок со стороны лоббистов табачного бизнеса, то ни одна из них не прошла.

"Были поправки о рекламе и торговле и непосредственно во время второго чтения, в том числе "с голоса". Но они не прошли", – рассказал РИА Новости председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников.

Правда, если та часть закона, которая касается граждан-курильщиков, вступит в силу, как и планировалось, с 1 июня этого года, то срок запретов в отношении табачного бизнеса, по словам Калашникова, в ходе второго чтения был сдвинут до 1 июня 2014 года.

"Мы приняли только те поправки, которые не противоречили "Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака" и "Концепции правительства…", утвержденной в 2010 году", – говорит Николай Герасименко.

Вполне президентский закон

Ломая копья вокруг принятия "антитабачного закона", почему-то никто не вспоминает, что подобный закон уже есть в российском законодательстве, и его никто пока не отменял. Это федеральный закон N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", принятый Госдумой в 2001 году и тогда же подписанный президентом Владимиром Путиным.

Этот закон возложил борьбу с курением на правительство, поручив ему разработать "меры по ограничению курения табака и обеспечить их реализацию" (статья 8 закона). Правительство занималось этим почти десять лет, и только при премьере Владимире Путине создало "Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы".

Любой, кто не поленится ее прочитать, увидит, что нынешний думский законопроект практически целиком ее повторяет.

"В третьем чтении останется только "лингвистика". Сейчас начнутся каникулы (с 27 января по 3 февраля по графику у депутатов "работа с избирателями" – С.П.). Третье чтение будет, думаю, во второй декаде февраля", – прогнозирует Николай Герасименко.

Тогда закон и будет принят нижней палатой. Вряд ли после этого он вызовет вопросы у сенаторов и президента. Ведь его основу заложило правительство под руководством нашего президента в его бытность премьером.

Девочкой с района быть стыдно

Самое интересное начнется после принятия закона: назначение размеров штрафов и уточнение жестокости других карательных мер против курильщиков и торговцев табаком.

Кстати, штраф за курение – отнюдь не новшество, он существовал еще в Советском Союзе. По советскому Кодексу об административных правонарушениях 1984 года штраф составлял 5 рублей, или примерно средний дневной заработок советского гражданина.

Впрочем, сами законодатели понимают, что запретительными мерами от проблемы курения не избавиться. "Нужно, чтобы в обществе возникло убеждение, что курить противно, что это показатель низкого социального статуса "девочки с района", что интеллигентный человек не курит, потому что уважается себя", – уверен Сергей Калашников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала