Зачем телеканалу "Россия" нужен Гроссман

© Фото : предоставлено Сергеем Урсуляком12-серийная эпопея Жизнь и судьба Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана12-серийная эпопея Жизнь и судьба Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана
Канал "Россия" показывает новый сериал по книге Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", в анонсах названной "самым правдивым романом о Великой Отечественной войне". Уже появились первые претензии к авторам сериала...

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Канал "Россия" показывает новый сериал по книге Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", в анонсах названной "самым правдивым романом о Великой Отечественной войне". Уже появились первые претензии к авторам сериала – их обвиняют в искажении замысла романа, в подмене основного конфликта, в идеологическом насилии над позицией самого Гроссмана, дорого заплатившего за свое право говорить правду. В какую болевую точку на этот раз попал Гроссман, какие именно чувства он спровоцировал в обществе – вот собственно, самое интересное в этой истории.

Загадка "Жизни и судьбы"

"То, что один из крупнейших каналов страны захотел привлечь внимание зрителей к серьезной и настоящей литературе, значительной и объемной теме – знак перемен, которых в обществе многие ждут так же, как в перестроечные годы ждали публикации в России романа Гроссмана", – сказал режиссер Сергей Урсуляк, постановщик сериала "Жизнь и судьба", автор столь популярной в народе "Ликвидации".

Но вот вопрос – о каких переменах в обществе идет речь? Из аннотации к сериалу, опубликованной на официальном сайте, этого не понятно.

Там есть верные, но все же общие слова: "роман повествует о людях, которым выпало жить в то время, когда врагов хватало и внутри страны, и за ее пределами, когда во имя Победы можно было поступиться всем. И все же каждый был волен выбирать – жизнь, полную компромиссов, или судьбу, дарующую драгоценную внутреннюю свободу… Сталинград – это, с одной стороны, душа этой свободы, а с другой – знак системы Сталина, которая всем своим существом свободе враждебна. Эта двойственность подчеркивает трагедию народа, которому приходится вести войну на два фронта. Во главе народа-освободителя стоит тиран и преступник, который видит в победе народа свою победу, победу своей личной власти".

"Тираном и преступником" на сайте канала называют Сталина, про роль которого нынче, оказывается, нужно снова дискутировать. Кто он, товарищ Сталин?

В опубликованном нынешнем летом в газете "Культура" интервью ныне покойный Эдуард Володарский говорит: "Мне не верится, что он злодей. Он много чего не знал. Не знал, что Хрущев пачками расстреливает людей в Киеве…" – такой вот доверчивый человек, которого обманывали дурные царедворцы…

Василий Семенович Гроссман

У Гроссмана, бывшего в юности марксистом, в зрелые годы – фронтовым корреспондентом, репортажами которого, в том числе и из Сталинграда, зачитывался весь мир, не было иллюзий насчет Сталина. Но его роман не был бы столь важным событием не столько в литературе, сколько в общественной жизни, если бы его идея исчерпывалась столь простой мыслью. Сталин и Гитлер – вот два символа одной эпохи, и их сходством был занят Гроссман в главном своем труде. Не тирана и преступника он обличал, а исследовал странный соблазн государственной мощи, искусивший столь разные народы.

Его роман сложно построен, он разбирает сложные проблемы. Не случайно одним из главных героев, наравне с генералами и комиссарами, он делает физика по имени Виктор Штрум – Гроссман искал сходство между фашизмом (в самом широком смысле, понимая фашизм как превосходство идеи над человеческим) и квантовой физикой.

Сегодняшние быстрые мозги с трудом поспевают за большим объемом глубоких размышлений – далеко не всегда доведенных Гроссманом до ясной и чувственно ощущаемой формулы. Роман не прост, его сложно читать, его трудно понимать. Зачем же тогда его взялись столь экранизировать, да еще в простой и грубой упаковке общедоступного сериала?

Мнение сценариста: роман очень неоднозначен

Эдуард Володарский в упомянутом выше интервью признался, что взялся за этот роман, потому что не читал его.

Впрочем, с Володарским это уже случалось – за фильм Алексея Германа "Проверка на дорогах" он тоже взялся, не читая произведений Юрия Германа, по которым сын собирался снимать, и потом жалел. Но там ему не понравилось, как пишет Герман, а здесь – не понравилось, про что пишет Гроссман: "Это действительно гнилой писатель. Писатель, не любящий страну, в которой он родился и жил". Поэтому Володарский решил просто "выкинуть" те места, где его позиция не совпадала с позицией писателя: "Книга имеет уклон в защиту евреев, грань переходит… я это все постарался убрать".

Так из сериала ушла тема Холокоста, бытового антисемитизма, концлагерей – немецких и советских, зато появились неожиданные разговоры военных начальников о том, что русским трудно пробиться из-за формального интернационализма, а на деле из-за негласного предпочтения "нацменов"…

Володарский вытащил главное, а для него, как он сам говорил, "главным была трагедия народа в военную пору", и следовательно – Сталинградская битва, перелом войны. Володарский очень увлекся хроникой, документами, он читал архивы, вспоминал рассказы фронтовиков… Проблема в том, что роман Гроссмана – не о том, "как мы перестали отступать". Но сценарий оказался написан таким образом, что вся первая половина сериала стала рассказом о боях в Сталинграде и о доме номер шесть.

А "Жизнь и судьба" превратилась в кино про войну.

Мнение режиссера: Свобода нуждается в ограничении

Сергей Урсуляк, взявшись за роман Гроссмана, тоже не принадлежал к числу его поклонников. Роман казался ему тяжеловесным, недоделанным, и с помощью Володарского он считал возможным его как бы улучшить. Тем более, что и по идеологической линии с писателем у режиссера было куда меньше согласия, чем со сценаристом.

"Обсуждая роман, мы сошлись на том, что страстная любовь Гроссмана к свободе как к абсолютному благу и его сравнения Германии с Советским Союзом – вещи очень спорные, – говорит режиссер. – Чисто по-человечески они мне понятны: Гроссман писал свой роман из-за колючей проволоки, но мне, попробовавшему той свободы, о которой он только мечтал, очевидно, что свобода не должна быть абсолютной, она нуждается в ограничении. Если общество высокоморально, оно руководствуется внутренними ограничителями, если нет – на помощь приходит государство".

Кадр из фильма "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана.

То есть сложные размышления Гроссмана о том, как страх "вероятности скрытого и явного противодействия" запускает механизм репрессий, просто не пригодился интерпретаторам.

На материале романа был создан совершенно новый сюжет, в котором сохранены некоторые линии романа, часть его персонажей, и полностью переписана основная коллизия.

Дело не в том, что в сериале нет, допустим, Сталина, а в том, что сам сталинизм рассматривается с иной точки зрения. Это – зло, но зло необходимое, скрепляющее ось российской государственности. И трагедия человека оказывается не в том, что он несвободен, а в том, что он не готов сознательно жертвовать собой ради высоких целей. Что по слабости хочет чего-то иного – любви, еды, тепла и уюта. Но настоящее счастье все-таки в преодолении своей слабости и подчинении себя большим задачам – освобождению родины, например. Поэтому главным героем первой половины фильма становится капитан Греков, управдом дома номер шесть, который знает, что погибнет, что с ним погибнут все его люди, но до конца остается в окруженном немцами доме.

Эта история вполне укладывается в привычную схему советского военного кино – именно это всегда считалось подвигом, и никаким переосмыслениям не подвергается и сейчас. Более того, именно это обеспечило сериалу успех у населения – несмотря на очень медленный ритм, отсутствие сюжетной динамики, сложные многофигурные сцены, где плохо понятно, кто есть кто, – доля смотрящих именно "Жизнь и судьбу" в прошедшее воскресенье, когда канал показал сразу четыре серии, была около 20% – сериал, по данным компании TNS Россия, стал лидером зрительских симпатий москвичей (рейтинги по всей стране составляются на неделю позже).

Советская стратегия и несоветская тактика

12-серийная эпопея "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана

Василий Гроссман был, что называется, человеком мира – он воспитывался в интеллигентной семье, где были в ходу европейские ценности, образование получал в Европе, так же, как и его родители. До войны положение евреев не было предметом его специально интереса. Но в 1943 году, проходя вместе с советскими войсками через освобождаемые территории, военный корреспондент "Красной звезды" Василий Гроссман был потрясен размерами катастрофы.

В 1946 году вместе с Ильей Эренбургом по заданию Еврейского Атифашисткого комитета они составили свод документов, рассказывающих о преступлениях нацистов против евреев на советских территориях. "Черная Книга" так и не была издана в СССР, набор был рассыпан в 1948 году – потому что тогда была принята "идеологическая установка, которая требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР".

Когда рукопись романа "Жизнь и судьба" была изъята у автора вместе с пишущей машинкой, на которой была отпечатана, Василий Гросман написал в письмо в ЦК: "Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности…

Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я ее написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от нее.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал ее, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге".

Сегодня его книга вроде бы стала достоянием сотен тысяч телезрителей. Хотя это уже и не совсем его книга.

Имя Гроссмана стало главным в рекламной компании фильма, но парадоксальным образом его авторы выступили как идеологи 1948 года, не запрещая, но переделывая автора. В конце концов, с классикой принято поступать таким образом, заполняя известные сюжетные схемы новым содержанием.

Тем более что сам роман давно издан – вот он, берите, читайте, размышляйте, его никто не запрещает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена