Рейтинг@Mail.ru
Либеральная религия, или Сколько свободы слова допустимо - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Либеральная религия, или Сколько свободы слова допустимо

Читать ria.ru в
Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Кхар подняла вопрос, который в течение последних нескольких лет становится все острее и острее. "Недостаточно просто сказать – "это свобода слова, поэтому это нужно разрешить". Если какие-то действия провоцируют выступления против американцев по всему миру, может быть, стоит задуматься о том, сколько свободы допустимо?"

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", для РИА Новости.

Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Кхар в интервью CNN впервые на официальном уровне подняла вопрос, который в течение последних нескольких лет становится все острее и острее. "Недостаточно просто сказать – "это свобода слова, поэтому это нужно разрешить". Если какие-то действия провоцируют выступления против американцев по всему миру, может быть, стоит задуматься о том, сколько свободы допустимо?"

Хина Раббани Кхар, кстати, – наглядное опровержение представления о мусульманах как отсталых ретроградах-традиционалистах: 37-летняя красотка, стильно и со вкусом одетая, стала в прошлом году первой женщиной во главе МИДа Пакистана.

Антиисламский фильм "Невиновность мусульман", который в ином случае стоило бы рассматривать не более как пародию на самопальное треш-видео, превратился в религиозный и политический фактор глобального масштаба.

Кто услужливо перевел это творение на арабский язык и "подсказал" правоверным, где его посмотреть аккурат к 11 сентября, то есть годовщине разрушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, – вопрос отдельный и весьма существенный в прикладном смысле. Однако важнее другое – эта поделка именно в силу своего отвратительного качества самым острым образом поставила вопрос о пределах свободы и ответственности в современном мире, где любой мусор, попавший в интернет, становится всеобщим достоянием.

Либеральные идеалы, доведенные до абсурда

Болезненная реакция верующих на те или иные произведения – не новость. В свое время фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", где Спаситель был показан как обыкновенный человек со своими страстями и терзаниями, вызвал протесты христиан во многих странах вплоть до поджогов кинотеатров. Индийский писатель Салман Рушди удостоился персонального проклятия с угрозами смерти от лидера исламской революции в Иране аятоллы Хомейни за книгу "Сатанинские стихи", где он непочтительно отзывался о Пророке. Голландский режиссер Тео ван Гог, потомок самого знаменитого голландца XIX века Винсента ван Гога, был убит на улице Амстердама исламским фанатиком за фильм "Покорность", в котором обвинял ислам в издевательствах над женщинами. Угрозы убийства звучали в адрес редактора датской газеты "Юлландс постен", которая опубликовала карикатуры на пророка Мухаммеда, вызвавшие волну погромов датских посольств и серию перепечаток из солидарности в Европе.

Как бы ни относиться ко всем этим публикациям и реакции на них, в каждом из перечисленных случаев речь все-таки шла о произведениях, в которых можно было усмотреть художественную или, по крайней мере, публицистическую ценность. Поэтому действия фундаменталистов встречали решительный отпор со стороны западных правительств – мы не разделяем этих воззрений, но будем защищать право на их выражение, это наша базовая ценность.

В случае с "Невиновностью мусульман" ни у кого не повернется язык сказать, что авторы реализовали творческий замысел – этот фильм является откровенной низкопробной провокацией, которая в буквальном смысле направлена на разжигание религиозной розни. Авторы делали свою работу именно для этого, сознательно и целенаправленно. Точно так же, как прекрасно понимает, например, что может последовать за его эскападами, пастор-фундаменталист из Флориды Терри Джонс, настаивающий на своем праве публично сжигать Коран.

Либеральные идеалы умело доводятся до абсурда. Хорошо известно изречение Вольтера, классическая формулировка принципов свободы слова и мысли – "Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказывать его".

Сегодня отдавать жизни за право геростратов-недоумков на самовыражение приходится людям, не имеющим ко всей этой истории никакого отношения, – просто случайным либо тем, кто выполняет служебные обязанности, как посол США в Ливии или американские солдаты в Афганистане.

При этом правительства по-прежнему не могут ничего сделать, чтобы гарантировать спокойствие и безопасность непричастных людей – Терри Джонс, создатели упомянутого фильма и прочие находятся под защитой американской Конституции, их европейские единомышленники тоже ссылаются на неприкосновенность свободы слова.

Что противостоит радикальному исламу?

Почти 20 лет назад американский ученый Самьюэл Хантингтон в нашумевшей статье, а потом и книге предрек грядущее столкновение цивилизаций. В ту пору доминирующим настроением на Западе была эйфория от победы в холодной войне, казалось, что все опасности преодолены и дальше расстилается торная дорога к прогрессу в его либеральном понимании. Поэтому профессора сочли алармистом и пожурили за пессимизм, хотя его труд стал одним из самых читаемых в своем жанре.

Далеко не все из предсказанного Хантингтоном осуществилось или осуществляется, хотя само понятие столкновения цивилизаций, похоже, не теряет актуальности, скорее наоборот.

Но вид имеет не тот, которого ожидал автор. Поднимающемуся радикальному исламу противостоит не христианство, а что-то вроде либеральной религии, светской, но при этом не менее догматичной и радикальной в своем нежелании поступаться принципами.

Говорить о религиозной войне, конечно, рано, но путь к ней уже намечается. Если откровенных провокаторов не будут останавливать, те, кто сочтет себя оскорбленными, начнут на них настоящую охоту, что, в свою очередь, вызовет радикализацию "воинов свободы", которые будут выступать уже с откровенно антиисламскими лозунгами. И дальше по нарастающей.

В прозрачном мире, где даже в нищих африканских деревнях есть доступ в интернет, уровень ответственности не только за дело, но и за слово, должен быть кратно выше. И вопрос о балансе между свободой и ответственностью становится вопросом о возможности мирного и устойчивого развития.

Фундаментализм всегда находит отклик – будь он религиозный или светский. И задача правительств – контролировать любые его формы.

Об этом и говорит Хина Раббани Кхар, апеллируя не к чувствам, а к разуму. Впечатление, правда, испортил ее коллега по правительству министр железнодорожного транспорта Гулам Ахмад Билур, который на пресс-конференции в Пешаваре объявил о награде 100 тысяч долларов за голову автора "Невиновности мусульман".

Политика есть политика, особенно там, где существуют демократические процедуры и популизм – универсальный способ привлечь голоса. Ответственность подождет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала