Поколение 18+, или Оранжерея для невротиков с неизжитыми комплексами

Вступление в силу закона о защите детей от вредной информации (13)
© РИА Новости / Илья ПиталевПерейти в фотобанкЗакон О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию вступает в действие 1 сентябряЗакон О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию вступает в действие 1 сентября
Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в действие 1 сентября, но за почти полтора года с момента его принятия никто так толком не понял, как именно будет действовать закон. Общественное обсуждение, по сути, не началось даже сейчас: дискуссия о судьбе Волка из "Ну, погоди!" до уровня такового явно не дотягивает.

Алена Солнцева, специальный корреспондент газеты "Московские новости", для РИА Новости.

Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в действие 1 сентября, но за почти полтора года с момента его принятия никто так толком не понял, как именно будет действовать закон. Общественное обсуждение, по сути, не началось даже сейчас: дискуссия о судьбе Волка из "Ну, погоди!" до уровня такового явно не дотягивает. При этом пока никто не сформулировал главное: насколько реально выделить отдельную детскую зону в мире свободно циркулирующей информации, и к чему приведет такая сегрегация, если такую зону удастся создать.

Кадр из мультфильма "Ну, погоди!"

Роскомнадзор уже заявил, что курящий Волк из "Ну, погоди!" не угрожает детской психике. Поступки крокодила Гены, Винни-Пуха и некоторых других детских героев пока не получили экспертных оценок, и на данный момент непонятно, как мультфильмы пройдут обязательную возрастную маркировку, которую вводит новый закон.

От 6+ до 18+

Руководство Роскомнадзора за последние дни уже и повстречалось с представителями средства массовой информации, и пообещало в ближайшее время проанализировать практику применения нового закона и в случае необходимости инициировать поправки к нему.

Пока же телеканалы, радиостанции и интернет-издания прикидывают, как маркировать свои сентябрьские выпуски метками "6+", "12+", "16+" и "18+".

Очевидно, что со следующей недели начнется волна недоразумений - телеканалы, например, при маркировке руководствуются своими собственными представлениями и довольно расплывчатыми указаниями в сопроводительных документах.

Там, например, сказано, что те, кому за 12, могут узнать про существование алкоголя, наркотиков и беспорядочного секса, но для них непременно должно быть указано, что это зло. Детям после 16 доступны эротика и легкая брань, но не мат.

Новостные программы смотреть можно всем, а вот фильм Бондарчука "Война и мир" на канале "Россия" отметили маркером 16+. Так этот фильм помечали при советском прокате. Вроде бы и теперь проще всего справиться с прокатным удостоверением, - там всегда указывают все возрастные ограничения.

Хотя недавно сербский фильм "Клип", лауреат Роттердамского фестиваля, вовсе не получил этого прокатного разрешения. Решение принял новый замминистра культуры Иван Демидов, сославшись на закон "О защите детей…." и объяснив, что в фильме "демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера".

То, что речь идет о художественном произведении, имеющем культурную ценность, и об ограниченном прокате, а не телетрансляции, роли не сыграло. В фильме действуют подростки, следовательно, он не только про, но и для детей - такова логика.

Но дело в том, что четко прописанных правовых оснований ни для принятия такого решения, ни для его отмены, в сущности, нет. В этом вопросе все остается на усмотрение экспертов, но кто эти эксперты и как они будут проводить экспертизу, не ясно пока никому.

Почему взрослые хотят оставаться детьми

Сама идея отдавать все лучшее детям появилась не так давно: в патриархальные времена дети не были главной ценностью, семья нуждалась в кормильцах, работниках, а не в голодных ртах. Поэтому всерьез к ребенку начинали относиться только когда он подрастал, то есть становился взрослым.

Сейчас все иначе. Детей мало и они ужасно важны, они - наше все. Для них работает отдельная и огромная область экономики. Игрушки, одежки, мебель, лекарства, еда, индустрия развлечений, - за два века образовался особый мир, комфортабельный и безответственный, из которого сами дети уже не хотят вырастать.

Голливуд, например, уже несколько десятилетий как перестроился, и теперь работает на детей и подростков, к которым в виде кошелька прикрепляются родители.

Уж там-то закон о рейтингах и маркировке продукции для каждого возраста работает вовсю. И к чему это привело? В первую очередь к тому, что содержание фильмов упростилось до сюжета детской сказки. Все оттенки и все нюансы изгнаны в арт-хаус, и большой кино-аттракцион по существу свел все сюжеты к одному единственному, который и разыгрывает в разных костюмах и декорациях.

Сделав ребенка главным потребителем, человечество стало смотреть на мир его глазами. То есть видеть все как можно более простым и схематичным.

Это раньше мальчик хотел стать взрослым - потому что взрослый мир был интересней и свободней. Нынче же взрослый хочет остаться мальчиком и играть в детские игрушки - потому что это безопасней.

Насилие и жестокость из детских фантазий

Но вернемся к закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

"Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки", - поясняет смысл и цели закона государственно-правовое управление Администрации президента.

По поводу установок позже, а сначала о жестокости.

Все знают, что настоящие народные мифы и сказки, то есть первые произведения массового искусства, полны сцен жестокости и насилия. Сколько голов отрублено, сколько людей проглочено, расчленено и искалечено.

Конечно, сегодня нам кажется, что степень условности ограждает слушателя этих сказок от негативного влияния агрессии, но если честно - человечество медленно двигается в сторону натуралистичности со времен Гомера. И каждый новый шаг кажется шокирующим.

У людей есть потребность в сценах жестокости и насилия. У детей она выше, чем у взрослых, поэтому дети с таким удовольствием рассказывают друг другу страшные истории и сами пугаются их до жути. Совместное переживания страха и ужаса - необходимая терапевтическая функция, которую искусство до последнего времени принимало на себя.

Обратите внимание, что в детских страшилках, например, встречается самый чудовищный образ - мать, убивающая своих детей.

А теперь вспомните блатной фольклор, сколько там сентиментальных чувств и как мало жестокости, и, естественно, мать - не реальная, а литературный образ, символизирующий все светлое и чистое.

Каждый изживает свои проблемы и комплексы. Дети - страхи будущего, встречу с взрослой жизнью, уголовники - чувство вины и желание уйти от реальности.

Посадив ребенка на диету из сентиментальных и добрых историй, получишь невротика с неизжитыми комплексами. Искусство на самых разных этапах - и чем архаичней, тем яснее - служило компенсаторным средством для развивающееся психики, в том числе и тем, что обуздывало разрушительные желания личности, переводило их в область фантазий.

Давайте запретим футбол

Теперь о "неправильных жизненных установках".

Впервые о вредном воздействии кино на детей в России заговорили еще в тридцатые годы прошлого века. Во времена Гражданской войны никто не возмущался воздействию на детскую психику сцен жестокости и насилия, происходящих непосредственно на их глазах, но в послевоенное время все изменилось.

В журнале "Пролетарское кино" за 1931 год речь идет о вредном влиянии на детей "Красных дьяволят" (немой художественный фильм, тогдашний бесспорный лидер зрительских симпатий): "Ясно, что разработка материала, в основе которого лежит культ героя и апофеоз случая, противоречит основным принципам советской педагогики".

Тогда в произведениях для детей ненужные новой общности приключения предлагалось заменить тягой к учебе и занятиями наукой.

У каждого времени свои представления о нравственных ценностях и желательном воздействии.

В начале 1970-х годов в СССР развернулась дискуссия о вестернах - публика ломилась на американский фильм "Великолепная семерка", который идеологи сочли опасным.

Сам Никита Хрущев на встрече с американскими журналистами сослался на мнение советских педагогов, считавших, что "кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами. У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным"…

Педагогам вообще зачастую кажется, что фильм или роман является дидактическим пособием по поведению. Посмотрел ребенок фильм, где герой убивает монстров, и немедленно начал драться.

На самом деле, о влиянии на психику произведений массового искусства нет единого мнения. Непонятно, повышают ли боевики уровень агрессии или, напротив, снижают его.

Никто ведь не пытается ограничивать трансляцию футбольных матчей или, например, не пускать детей на стадион. А уж агрессию выше, чем демонстрируют футбольные болельщики, можно найти разве что у нынешних так называемых "православных активистов".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Гаргантюа и Пантагрюэл - история известная . но к сожалению забытая.
ограничивать нужно но разумно
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена