Феномен Николая Коляды

© Фото : Предоставлено "Коляда-театр"Сцена из спектакля ОтрочествоСцена из спектакля Отрочество
В Екатеринбурге всегда кипела культурная жизнь, и степень интенсивности ее при разных властях не убывала. Признак того – феномен Николая Коляды. Его начали ставить, его драматургию полюбили в Москве, особенно в Театре "Современник". Очевидный успех драматурга Коляды подвиг его заняться и режиссурой.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.

Мастер-класс Николая Коляды

В Екатеринбурге всегда кипела культурная жизнь, и степень интенсивности ее при разных властях не убывала. Признак того – феномен Николая Коляды. Получив актерское образование в родном театральном институте, сыграв немало ролей и произнеся немало чужих текстов за свою актерскую жизнь, он решился сам писать пьесы. Его начали ставить, его драматургию полюбили в Москве, особенно в Театре "Современник". Очевидный успех драматурга Коляды подвиг его заняться и режиссурой.

"Зачастую я был неудовлетворен тем, как ставят мои тексты. Почему-то везде актеры не играли просто, как в обычной жизни, а страшно кричали", – рассказал мне Николай Коляда. Дальше больше: на свои личные средства он организовал частный театр и назвал его своим именем "Коляда – театр". Грех бы было театральному человеку не воспользоваться такой фамилией.

Он начал с энтузиазмом воплощать свою мечту о театре. Помещение, которое занимал театр, в 2006 году решили отобрать. Но труппа дала понять, что так просто на улицу не пойдет. Протесты, суды, голодовка, – через все это прошел Коляда со своими сторонниками и победил. Городские власти дали в пользование театру здание – деревянный дом XIX века. У театра нет государственной дотации, но город отдал здание в бесплатную аренду. Одноэтажный дом с резными ставнями и палисадником спрятался в городском квартале между бетонными многоэтажками. Это здание и стало в последние годы Меккой театральной жизни не только столицы Урала, но и России.

Сейчас здесь в маленьком зале играется по 30 спектаклей в месяц. Театр живет за счет проданных билетов и личных средств Николая Коляды. Здесь ежегодно проходит фестиваль "Коляда – Plays", куда съезжаются театры из России и из-за рубежа. Здесь же ежегодно, в этом году в десятый раз, подводятся итоги всероссийского конкурса драматургов "Евразия".

Сцена из спектакля "Мамочки"

Именно Коляда создал уральскую школу драматургии, которая существует на равных и с Любимовкой, и с "Действующими лицами" в Москве. Пьесы его учеников ставятся по всей России и в самых престижных театрах, и в молодежных подвалах. На фестиваль же отбираются спектакли, поставленные по пьесам самого Коляды и его учеников. Спектакли своего театра Николай исключил из конкурса.

На этой неделе завершился шестой фестиваль "Коляда – Plays", и были определены победители "Евразии". Было привезено немало незаурядных спектаклей.

Сцена из спектакля "Мамочки"

Среди них – "Мамочки" Владимира Зуева о матерях, ищущих своих сыновей на территории войны в Северном Кавказе (Новосибирский театр "Глобус", режиссер Николай Чернышев).

Ученица Коляды Ярослава Пулинович предстала в новом качестве, написав инсценировку по роману Л. Толстого "Отрочество", которую поставил Пермский ТЮЗ, пригласив на постановку питерского режиссера Владимира Гурфинкеля.

Оба эти спектакля дышали особой сердечностью, хотя речь в них шла о разных временах, разных эпохах. В первом случае – о беспредельной материнской любви, о мамочках, которые, теряя своих сыновей, пытаются обрести смысл жизни, когда его, кажется, невозможно найти. Во втором – о том, что есть отрочество, через какие испытания проходит юная душа.

Сцена из спектакля "Отрочество"

Однако в двух столь разных работах есть объединяющая идея: преодолеть жестокость мироустройства можно только увеличением собственной человечности. Обе эти работы были отмечены жюри.

Однако последняя премьера театра, "Большая советская энциклопедия", поставленная самим Колядой по своей же пьесе, не включенная в конкурс, стала самым впечатляющим событием. В этом сезоне театр побывал с большими гастролями в Москве. Есть надежда, что приедут в Первопрестольную и в следующем году и покажут нового Коляду.

В этой пьесе, написанной им два года назад, возникает иная интонация, которая не звучала столь отчетливо прежде: соучастия к странному человеку. Каков сегодня этот человек, о котором в ХIХ веке говорили, что он не от мира сего. В пьесе "Большая советская энциклопедия" это Вера, девушка из деревни, приехавшая в город на заработки. Какой может быть работа? Например, социальная служба, уход за беспомощными стариками.

Сцена из спектакля "Большая советская энциклопедия"

Веру играет Ирина Ермолова. Смешная, нелепая уральская деваха с сильным уральским говором, с рыжими косичками, в очках, на ней трикотажные колготки, съехавшие гармошкой. Она ухаживала за старухой, та умерла. В опустевшую квартиру, где осталась нехитрая мебель покойной, приезжает за наследством родственница Вика. Эту молодую стерву в красных сапогах с алыми змеиными губами жестко, остроумно играет Василина Маковцева. Ей бабушка завещала советскую энциклопедию, но Вике нужно совсем другое – бриллианты. Найти сокровища – дело всей ее жизни. Появляется и третий персонаж – пародия на Дон Жуана, Артем (работа Ильи Белова).

Этот нехитрый треугольник проходит испытание: что выбрать – деньги или человека. Для Вики этот вопрос решается быстро и без колебаний: она хватает коробку с бриллиантами, которую ей отдает Вера, чтобы исчезнуть навсегда. Главное испытание ждет Артема, ведь его полюбила эта странная, Вера, полюбила со странной мотивацией: он похож на некоего Сережу, для которого она себя берегла. Постепенно, шаг за шагом она из городской сумасшедшей вырастает в русскую блаженную. Ей нужно не завоевать, не купить жениха, которому она тоже отдает еще одну коробку с драгоценностями, всем этим добром, отданным ей старухами, а изменить его жалкое плотоядное существование.

Она словно устраивает сеанс гипноза для него. Надевая подвенечное платье старухи, которое меньше размера на два, она на наших глазах превращается в существо поразительной красоты и заставляет этого жалкого парня увидеть ее чудесное перевоплощение. Заставляя его повторять за ней таинственные слова, Вера вселяет в него беспокойство, страх, потому что и вправду ему страшно рождаться человеком, страшно отказаться от всей прежней жизни, страшно разглядеть в ней красоту и полюбить. Он рыдает, корчится у плинтуса в судорогах.

И становится понятно, что заново рождаться трудно, но возможно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена