Цена кремлевских мечтаний по версии Дмитрия Крымова

Театральный сезон 2011-2012 (241)
Дмитрий Крымов неожиданно вспомнил о лениниане. Сорок лет назад эта тема была священной, тридцать лет назад – формальной, двадцать лет назад – комической или сатирической, а сейчас уже выросло поколение, которое не знает Ленина и путает его с декабристом Луниным.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Дмитрий Крымов неожиданно вспомнил о лениниане. Сорок лет назад эта тема была священной, тридцать лет назад – формальной, двадцать лет назад – комической или сатирической, а сейчас уже выросло поколение, которое не знает Ленина и путает его с декабристом Луниным.

В спектакле Крымова "Горки 10" с подзаголовком "уроки русской литературы" – два акта, практически два самостоятельных спектакля. Первый – о Ленине, второй – о феномене советского человека через призму советской же литературы, о символах, и о том, что за этими символами кроется.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Как связаны эти два урока? Если говорить о формате спектакля в его традиционном понимании, то, пожалуй, никак. Дмитрий Крымов сначала ставит один урок, а потом урок второй. Этот спектакль – сочинение на свободную тему, когда режиссер не сковывает себя обязательствами. Кто хочет – тот найдет. Вот вам истоки, зарождение жестокого обращения с людьми в кабинете Ленина в Горках, а вот вам в другой декорации, от двадцатых до шестидесятых, то же людоедство разных оттенков.

Эти уроки проходят не в школе, скорее в театральном или Суриковском училище. Зеркало сцены уподоблено диораме, в которой сначала оживает картина, очень похожая на полотно Исаака Бродского "В.И. Ленин в Смольном". А почему бы точно на таком же кожаном диване не сидеть и в Горках? Вокруг стулья, в чехлах сбоку – шкаф.

Крымовские "Горки". Фотолента>>

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Дальше верность исторической обстановке заканчивается. Из окна кабинета видны пейзажи, которые сменяются один другим. У окна стоит и курит Феликс Эдмундович Дзержинский. Приглашается ученый, инженер Забелин (отрывок из пьесы Н. Погодина "Кремлевские куранты"). Этот эпизод будет разыгран трижды по-разному, лениниана сблизится с театром абсурда. Каждый раз будут обсуждать план ГОЭРЛО – миф советской энергетики. По окончании каждого эпизода раму закрывают. Ленина играют в трех картинах три разных актера, в том числе, и актриса.

Каждый раз Ленин – маленький, щупленький, в узнаваемом гриме, вжат в кресло, как жалкая кукла. Вождь мирового пролетариата пребывает в каком-то истеричном страхе. Он и его друг Феликс ничего не понимают не только в электрификации всей страны, они плохо знакомы с географией, однако преуспели в другом: вокруг них разлит страх, воздух дышит насилием.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Инженер Забелин, похожий на старого крота в темных очках, дрожит от ужаса в этой компании вождей. Тут аргументы типа "не знаю", "вы ошибаетесь", не прокатят. Инженер со страху начинает рассказывать товарищам о том, как полезно принимать урину: делаешь сбор, делишь на три части, вторую часть выпиваешь, организм очищается.

Страх провоцирует бред. Забелин осмелится заметить, что Железный Феликс дал ему не ту карту. Из шкафа вываливаются огромные карты, которыми можно, кажется, укрыть весь театр "Школы драматического искусства". План ГОЭРЛО, конечно, можно сделать по карте Польши, которую по привычке вытаскивает бывший польский дворянин, а ныне первый чекист Советской Республики, но лучше все-таки достать карту России. Из шкафа вместе с картой вываливается полутруп. Пусть полежит. Никто не обращает внимания.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Не менее абсурдно разворачивается и дискуссия с инженером, которого зажимают в буквальном смысле Владимир Ильич и Феликс Эдмундович, толкая с двух сторон размякшее тело Забелина, который робко заметил, что гидроэлектростанцию нельзя строить на море – нужна река. Два вождя веселятся и приговаривают: "А давай у моря, а давай у моря!". Вот они – кремлевские мечтатели во всей красе.

Зимние премьеры театральной Москвы. Инфографика>>

Однако и сам Ленин оказывается заложником посеянного им страха. Его тельце, вросшее в кожаный диван, боится всего. Он детским голоском зовет Надежду Константиновну Крупскую. Тут Крымов меняет полами действующих лиц: Ленина играет актриса, а Крупскую – актер, причем присутствуют малый и крупный габарит. Кажется, в этом эпизоде сыграно то, как уходил из жизни вождь, никого не узнававший, ничего не понимающий.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

В спектакле он узнает только Надю, все остальные для него – источник угрозы. Стая людей, одетых в черные пальто и шляпы, мрачно берет на руки тельце и в траурной церемонии движется в глубину сцены, где открывается какая-то жуткая, беспросветная даль. И мы только слышим детский голосок: "Надя, Надя, Надя". Его торжественно хоронят заживо, а крупногабаритная Надя лишь прижимает палец к губам: "Мол, молчи, молчи, молчи".

Во втором акте Дмитрий Крымов выстроит новую диораму, сделав ее почти подлинной, чуть углубив и оставив просцениум для игры. Он вспомнит и эпизод из "А зори здесь тихие", где девушек будут изображать куклы и актриса, похожая на куклу. Старшина Васков будет учить их надевать портянки, быстро надевать форму.

Пресс-показ спектакля "Горки-10" режиссера Дмитрия Крымова

Живую и мертвую фактуру Крымов принципиально сблизит, поскольку в самой идеологии советского героизма человек не значит ничего. Его легко превращают в музейное чучело, в объект краеведческого музея. Васков равнодушно скажет: убьют всех. И эти куклы полезут на расстреливаемый холм, потому что тоже не понимают цены собственной жизни. Сами хотят, пусть идут, – махнет рукой Васков. В несколько секунд их не станет. Васков войдет в диораму, выроет могилу на холме и опять махнет рукой.

Построение второго урока сделано режиссером по принципу китайского шарика. Из одного эпизода вырастает другой, из второго третий. Так объем классики советской литературы от "Оптимистической трагедии" Вишневского до "Вечно живых" Розова свяжет одна мысль: жестокость порождает жестокость.

Крымов разворачивает эту цепную реакцию, цементировавшую общество в течение почти всего века. Начали со страха в Горках, закончили массовыми расстрелами. Вот она, оплаченная цена кремлевских мечтаний.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена