Российский турист выбирает между турфирмой и самостоятельностью

Приостановка деятельности "Ланта-тур вояж" (142)
Банкротства туроператоров, происходящие в последние два года, ставят российского туриста перед выбором: обратиться в турфирму и сэкономить время, но при этом рисковать рублем – или же взяться за самостоятельную организацию своего отдыха, тратя на это время, но, возможно, экономя деньги.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Банкротства туроператоров, происходящие в последние два года, ставят российского туриста перед выбором: обратиться в турфирму и сэкономить время, но при этом рисковать рублем – или же взяться за самостоятельную организацию своего отдыха, тратя на это время, но, возможно, экономя деньги.

Те, кто не готов отказаться от услуг турфирм, должны научиться выбирать наиболее профессиональные и надежные, советуют эксперты.

Туроператоры под ударом

Приостановка деятельности крупнейшего российского туроператора "Ланта-тур вояж" нанесла значительный урон всей туриндустрии страны. Компания работала на рынке почти 20 лет, сотрудничала с шестью тысячами турагентств по всей стране и организовывала собственные чартерные программы по 25 направлениям в Европу, Юго-Восточную Азию, страны Карибского бассейна, а также в США. От приостановки деятельности могут пострадать порядка восьми тысяч человек.

"Для туристического рынка России банкротство "Ланта-тур вояж" – это колоссальный удар", – заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

Это не первое приостановление деятельности крупного туроператора за последние два года. В ноябре 2010 года были заблокированы банковские счета компании "Капитал Тур", а пять дней спустя туроператор объявил о трудностях с исполнением своих обязательств по турам. Это было самое громкое банкротство туроператора за последние десять лет. За рубежом на момент приостановки его деятельности находилось более 8 тысяч его клиентов. Задолженность компании превысила 1,5 млрд рублей.

Следом, в 2011 году, обанкротились туроператор по Таиланду "Сизонс", компания "Лужники трэвэл" и Skytour.

Череда банкротств туроператоров создает массу проблем туристам. Случается, что улетевшие на курорт вынуждены на месте повторно оплачивать проживание по требованию принимающей стороны. Причина проста: российский туроператор не перечислил средства за проживание своих туристов. Принимающая сторона за границей, понимая, что с туроператора-банкрота получить деньги будет либо невозможно (как это происходило с компанией "Капитал Тур"), либо очень сложно, пытается – незаконно, как утверждают в РСТ – заставить туристов платить на месте за проживание второй раз.

Ну а те, кто заранее купил путевку у обанкротившегося впоследствии туроператора, вынуждены покупать новый тур или отказываться от поездки и решать проблему возврата заплаченных денег со страховой компанией.

Серьезный репутационный удар неизбежно снижает степень доверия туристов к туркомпаниям и турагентств – к туроператорам. "Как и после банкротства "Капитал Тура", сейчас будет торможение спроса, а глубина продаж уменьшится в разы", – говорит Ирина Тюрина и прогнозирует рост самостоятельных бронирований поездок.

Надежность и опыт?

Сейчас испуганному российскому туристу предстоит ответить на главный вопрос: рискнуть и доверить организацию своего отдыха какому-либо туроператору, который выглядит не менее надежно и респектабельно, чем еще пять дней назад выглядел "Ланта-тур вояж", или заняться организацией своего отдыха самостоятельно.

Если человек по-прежнему предпочитает пользоваться услугами туркомпаний, то необходимо соблюсти несколько правил. Хотя и их соблюдение ничего не гарантирует, предупреждают эксперты.

"Нужно покупать путевки у крупнейших туроператоров, которые занимаются именно той страной, в которую собрался поехать турист", – рекомендует член общественной палаты и председатель Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко. Он прогнозирует, что в скором времени на рынке останется 10-15 крупнейших игроков, и ситуация нормализуется.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин тоже говорит, что при выборе туроператора нужно учитывать опыт и авторитет компании.

Проблема в том, что в случае с "Ланта-тур вояж" и с опытом, и с авторитетом, и с величиной компании был полный порядок.

Погоня за дешевизной

Главным критерием при выборе тура для российского туриста является цена: "у кого из туроператоров дешевле, к тому и идет покупатель", пояснила Ирина Тюрина.

Сейчас она советует отказаться от покупки совсем дешевых туров. "Нужно понимать, что недельный отдых с перелетом на остров Искья не может стоить 500-600 евро", – говорит она. Это дорогой курорт, и такая цена означает, что туроператор работает себе в убыток. Значит, его риск последовать по стопам "Капитал Тур" и "Ланта-тур вояж" возрастает.

"Попытки отдельных игроков увеличить количество направлений и нарастить свою долю на рынке уже привели к тому, что 40-45% туров в России продается ниже себестоимости, – говорит Тюрина. – Лишь 15-20% туров продается по цене выше себестоимости, то есть с прибылью".

По данным РСТ, сейчас экскурсионные туры в Европу у большинства туроператоров продаются на 120 евро ниже себестоимости, на горнолыжные курорты – на 180 евро, в Доминикану – на 230 долларов дешевле, чем должна была бы при нулевом соотношении затрат и прибыли туроператора.

Поездки в Таиланд предлагаются на 260 долларов дешевле себестоимости, в Индию – на 300 долларов, на Кубу – на 320, а во Вьетнам – на 380 долларов.

Страховщик должен быть крупным

Опытность туроператора и адекватная цена тура – не единственные показатели надежности. Компания-страховщик также должна быть крупной и известной, говорит РИА Новости гендиректор туркомпании "Вип-сервис" и вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.

"Как бы трагически не выглядела приостановка деятельности "Ланта-тур вояж", ее страховщик – Ингосстрах – выплатит туристам деньги за путевки из суммы гарантии, которая составляет 100 млн рублей", – пояснил он.

Банкротство "Капитал Тур" показало, что его страховщик – компания "Инногарант" – оказался не в состоянии компенсировать потери туристов. У страховой компании была отозвана лицензия, и физически нет денег на выплаты.

Кроме того, известный бренд перевозчиков также свидетельствует о надежности туроператора, говорит Горин. Они не бросят уж отправленных туристов в стране отдыха, пояснил он. Но этот фактор в случае с "Ланта-тур вояж" не сработал.

Туристы компании летали "Аэрофлотом" и "Трансаэро", и они действительно подтвердили обязательства перевести всех клиентов проблемного туроператора вне зависимости от того, были ли перечислены деньги за билеты туристов. Но – по факту – надежность перевозчиков не гарантировала надежности самой компании.

Раннее бронирование рискованно

Представители туррынка предсказывают свертывание раннего бронирования, но предпочитают говорить о его плюсах для отдыхающих. По словам Дмитрия Горина, турпакет, купленный за несколько месяцев, позволяет сэкономить примерно 20% от стоимости тура. По оценке Ирины Тюриной, экономия может достигать и 40%.

Между тем, сейчас, учитывая, что многие туркомпании живут за счет кредитов, то есть берут новый кредит, чтобы "закрыть" старый, раннее бронирование кажется весьма рисковой вещью.

Эксперты говорят, что опасаются банкротств еще ряда туроператоров. Это значит, что туристам лучше бы покупать туры непосредственно перед поездкой. Этот шаг снизит риск потерять уплаченные деньги.

Самостоятельный туризм как альтернатива

Нежелание платить за отпуск дважды и перспектива "выбивать" свои деньги у страховщика очередного туроператора-банкрота может увеличить число туристов, занимающихся организацией своего отдыха самостоятельно.

Конечно, это потребует от человека некоторого времени на поиск нужной информации о месте отдыха, навыков поиска наиболее дешевых авиа- и железнодорожных билетов, умения бронировать отели с помощью банковской карты.

В общем-то, ничего сложного, учитывая, что большинство авиакомпаний имеет сайты на русском языке и достаточно часто продают авиабилеты со скидкой. Русскоязычных сайтов бронирования отелей в интернете также достаточно.

Самостоятельная организация тура позволяет составить его с учетом собственных предпочтений и часто – существенно сэкономить, купив авиабилеты по акции и забронировав номера в отелях со скидками.

Правда, это утверждение представляется спорным для тех людей, которые покупают путевки на массовые направления. Подчас покупка готового тура в турфирме может оказаться более выгодной: туроператор бронирует блоки мест в отелях по специальной – более низкой – цене, а перевозку осуществляет чартерами.

Еще одно препятствие для бурного развития "самтуризма" – необходимость получения визы для путешествия в европейские страны и США. Траты на дорогу россиян из регионов для того, чтобы подать документы на визу и, если нужно, пройти собеседование, таковы, что дешевле и проще купить готовый тур в туристической компании.

Впрочем, визовые центры сейчас открыты во многих регионах, рассказала Ирина Тюрина. Кроме того, посольства некоторых стран дают многократные визы, что позволяет решить визовый вопрос на полгода или год вперед.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Мария Селиванова, экономический обозреватель! Можно у вас поинтересоваться что такое "...при нулевом соотношении затрат и прибыли туроператора"? Это же абсурд какой-то.
А цитировать Тюрину: "...40-45% туров в России продается ниже себестоимости. Лишь 15-20% туров продается по цене выше себестоимости, то есть с прибылью"! Любой экономист скажет вам, что такой статистики нет и в принципе в России быть не может. Жаль, что серьезное агентство публикует такую ерунду.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена