Кино о войне 1812 года: "комиксы вышли замуж за пошлятину"

Чем скабрезнее шутки, тем выше кассовые сборы. Похоже, именно этим принципом руководствуются авторы комедии "Ржевский против Наполеона". Отечественная война 1812 года изображена здесь как балаган – и это традиционное для современного российского общества восприятие той войны. Откуда взялись эти стереотипы?

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Чем скабрезнее шутки, тем выше кассовые сборы. Похоже, именно этим принципом руководствуются авторы комедии "Ржевский против Наполеона", которая 25 января выходит в кинотеатрах страны. Отечественная война 1812 года изображена здесь как балаган – и это традиционное для современного российского общества восприятие той войны. Откуда взялись эти стереотипы?

Наполеон карикатурный и реальный

Ищите женщину! Трейлер комедии "Ржевский против Наполеона"

Сюжет ленты Марюса Вайсберга примитивен. Он основан на пошловатом анекдоте: чтобы победить Наполеона, поручик Ржевский переодевается в женское платье и пытается соблазнить императора Франции, который не пропускает ни одной юбки.

Как-то странно, что в годовщину 200-летия войны на просторах России не нашлось ни одного более приличного кинопроекта, который бы рассказал зрителям, чем на самом деле была для России война с Наполеоном. Непобедимым полководцем, который низвергал к своим ногам целые народы, человеком, который не проиграл в ходе русской компании ни одного сражения и, тем не менее, лишился своей Великой армии. Не случайно та война была названа Отечественной. На защиту России встали практически все граждане страны.

"Гроза двенадцатого года настала,//Кто тут нам помог?// Остервенение народа. Барклай, зима иль русский Бог?", – размышлял над этим парадоксом еще Пушкин.

Знаменитый партизан, гусар и герой войны Денис Давыдов в своих военных записках очень уважительно описал сцену встречи с противником и попытки пленить вражеского императора: "Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хотя одного рядового от сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегали все усилия наши и остались невредимыми... гвардия с Наполеоном прошла посреди толпы казаков наших, как стопушечный корабль между рыбачьими лодками".

Да и после окончания похода в Россию Наполеон еще два года умело воевал с армиями антифранцузской коалиции государств, среди которых были и русские солдаты. Еще впереди были грандиозные сражения: под Лейпцигом, вошедшее в военную историю как "Битва народов" (1813) и битва при Ватерлоо (1815), поставившая точку в его блестящей карьере.

Водевильные переодевания

Война 1812 года наложила глубокий отпечаток на российское общество: остались архитектурные шедевры – например, Храм Христа Спасителя или Трумфальная арка в Москве. В живописи – это прежде всего знаменитая Военная галерея в Эрмитаже, в литературе – "Война и мир" Льва Толстого или Михаил Загоскин "Рославлев или русские в 1812 году", а также записки того же Давыдова. В музыке – увертюра Петра Чайковского "1812 год" и опера Сергея Прокофьева "Война и мир". В кинематографе стоит вспомнить об одном из первых отечественных фильмов – исторической драме "1812 год", снятой к 100-летнему юбилею событий, в 1912 году. Еще – экранизации "Войны и мира" Якова Протазанова и Сергея Бондарчука, "Кутузов" Владимира Петрова и "Эскадрон гусар летучих" Станислава Ростоцкого.

Во всех этих работах нет ни грани пошлости, или намека на то, что война с Наполеоном была каким-то забавным эпизодом для отечественного обывателя, сродни водевилю с переодеваниями. Так откуда же взялось столь легкомысленное отношение к 1812 году?

Думаю, что во многом это произошло из-за того, что вторая Отечественная война невольно заслонила собой первую. И по количеству жертв (десятки миллионов человек против нескольких сотен тысяч) и по своим масштабам и невиданной ожесточенности тотального уничтожения целых народов. Немцы в военных фильмах стали символом беспримерно жестокого и сильного врага, тогда как французы стали рассматриваться в образе рыцарственного, но слабого противника, для победы над которым не понадобилось и нескольких месяцев.

Что же касается анекдотов о Ржевском, то они возникли после появления на экранах фильма Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" в 1962 году, снятого по мотивам героической комедии в стихах Александра Гладкова "Давным-давно". Несмотря на то, что Ржевский (в исполнении Юрия Яковлева) в фильме представал пусть грубоватым, но благородным воином, ходульность и маскарадность "Гусарской баллады", в которой главное место занимали переодевания главной героини из женской одежды в мужскую, и наоборот, задала не одному поколению зрителей несерьезный тон по отношению к Отечественной войне 1812 года.

Надо отметить, что тогдашняя публика с одобрением встретила эту работу Рязанова, а исполнительница роли Шурочки Азаровой, актриса Лариса Голубкина, в одночасье стала знаменитой. Да и сейчас это кино часто любят показывать на семейных каналах.

Сборник анекдотов

Актриса Светлана Ходченкова на съемках фильма "Ржевский против Наполеона"

Впрочем, несмотря на водевильность сюжета, пошлости в картине не было. Она проявились уже потом, в многочисленных анекдотах про злосчастного поручика, к которому народ пристегнул героиню другого произведения о войне – Наташу Ростову.

Таким образом, "Ржевский против Наполеона" всего лишь собрал часть из них, перенеся на экран. Марюс Вайсберг, впрочем, и не скрывает, что его фильм – это нечто среднее между кино и цирком.

Я бы, со своей стороны, отметил, что это продолжение предыдущего опуса режиссера, "Гитлер капут", кинокапустника, в котором были собраны и препарированы все самые дурацкие анекдоты про Штирлица. Советский разведчик в этой ленте выведен под именем штандартенфюрера СС Шуренберга, которого изобразил актер Павел Деревянко. Он же сыграл теперь и поручика Ржевского.

Впрочем, помимо анекдотов, один отсыл к 1812 году все же имеется. Фильм напоминает об ура-патриотических афишках тогдашнего губернатора Москвы графа Растопчина, который живописал противника в карикатурном виде: "Полно тебе фиглярить: ведь солдаты-то твои карлики да щегольки; ни тулупа, ни рукавиц, ни малахая, ни онуч не наденут. Ну, где им русское житье-бытье вынести? От капусты раздует, от каши перелопаются, от щей задохнутся".

Пошлость, сформированная телевидением

Эксперты не удивлены данным проектом. "Это, как говорится, бизнес, ничего личного. Последнее время абсолютные чемпионы проката – кинокомиксы. А здесь комиксы вышли замуж за пошлятину", – рассказал в интервью РИА Новости главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.

На съемках фильма "Ржевский против Наполеона"

Он подчеркнул, что современные кинопродюсеры не хотят снимать серьезные фильмы о войне 1812 года по нескольким причинам. Во-первых, по мнению Дондурея, мало кто из нынешних режиссеров умеет это делать. Во-вторых, съемки обойдутся в 10 раз дороже таких комедий, как "Ржевский против Наполеона" и, в-третьих, по мнению эксперта, молодежь такое кино не приучена смотреть.

Дондурей отметил, что современная киноаудитория во многом сформирована современным телевидением, частности, такими программами, как "Пусть говорят".

По словам киноведа, неудивительно, что предыдущий подобный проект, "Гитлер капут" оказался коммерчески успешным. "У них 100-процентная прибыль, а в итоге получается такая всемирная история в пошлых анекдотах. И чем они пошлее, тем лучше. На мой взгляд, государство должно не только латать дыры в экономике, но и поддерживать интеллектуальный уровень нации", – подчеркнул Дондурей.

Как сказала однажды польский режиссер и сценарист Агнешка Холланд, "кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена