Митинг-24: соцсети формируют в Москве невиртуальный протест

Массовые акции в регионах России 24 декабря 2011 года (21)
© Фото : Виталий РаскаловБолотная площадь: вид с московских крышБолотная площадь: вид с московских крыш
Народный сход в ближайшую субботу ожидается быть лозунговым, массовым, креативным и, разумеется, в своей стилистике – пафосным. Такой прогноз можно сделать, изучив происходящее в социальных сетях, где на протяжении последних двух недель полным ходом идет подготовка – гораздо более масштабная, чем к предыдущей акции стихийных гражданских ополченцев.

Анна Подпрятова, РИА Новости.

В ближайшую субботу Москве будет показан сиквел одного из главных политических приключений этого года: активная часть московской общественности собирается на повторный митинг за честные выборы. На этот раз – уже не такой стихийный, а организованный по всем законам драматургии.

Митинг-24, несмотря на внешнюю преемственность от Митинга-10, существенно отличается от того, что было на Болотной площади. По сути, концепции и составу.

Как минимум – расширяется состав "паровозов" митинга (к участию добавляются новые известные политические лидеры, спикеры и медийные персоны), и есть большая вероятность, что вместе с ними на проспект Сахарова придут и новые люди. Митинг стихийного общего недовольства перешел в разряд полноценно спланированной акции – несистемная оппозиция и сочувствующая общественность взяли под контроль стратегию, сформировав список лиц митинга-24 так, чтобы удовлетворить все прослойки, участвовавшие в акции 10 декабря, и добавить новую аудиторию.

Формирование политической силы

Как говорит президент России Дмитрий Медведев, "политический съезд – это всегда шоу". А организаторы "народных выступлений" – люди не такие далекие от политики, как может показаться на первый взгляд. Поэтому народный сход в ближайшую субботу ожидается быть лозунговым, массовым, креативным и, разумеется, в своей стилистике – пафосным.

Такой прогноз можно сделать, изучив происходящее в социальных сетях, где на протяжении последних двух недель полным ходом идет подготовка – гораздо более масштабная, чем к предыдущей акции стихийных гражданских ополченцев.

Организаторы митинга 24 декабря о том, как пройдет акция на Сахарова

В сети можно найти агитматериалы, инструкции по поведению на митинге, проекты резолюций. Поучаствовать в выборах спикеров на трибунах действа, подискутировать на предмет развлекательной составляющей акций и выдвинуться в волонтеры. В конце концов – сдать деньги в "кошелек Ольги Романовой".

Фактически перед нами разыгрывается виртуальное формирование новой политической силы, партии: созрела главная идея, зреет перечень требований – программа, подбираются лидеры, создается бюджет, находится народная поддержка.

Как в любом политическом процессе, попутно еще не оформившаяся организующая группировка постоянно норовит распасться на части и вносит толику раздора в общее действо. К чему приведет процесс – говорить еще очень рано. Этот вопрос наверняка мучает всех заинтересованных в данном предприятии. И не только их.

Интересно сейчас обнаружить смещение акцентов в процессе формирования народной воли: протест и возмущение, изначально захлестнувшие на эмоциях чуть ли не всю страну, сейчас перерождаются в увлечение и дело принципа для продвинутой, неравнодушной части столичной аудитории.

Группы профильные, локальные и переименованные

Для наглядности стоит привести несколько цифр.

Налицо расширение количества источников и информационных проводников в подготовке к московской акции, планируемой на проспекте Сахарова в эту субботу.

Сбор и подготовка к предыдущему митингу – на Болотной в Москве – происходила в двух главных группах ("Суббота на Болотной площади" – в Facebook и ВКонтакте) и одной вспомогательной ("Соратники Белой Ленты"). Совокупная численность этих трех основных столичных организационных групп – почти 60 тыс участников. В данном случае мы приводим цифры лишь для обозначения тенденций, но не учитывая возможное пересечение аудиторий, в результате которого на площади оказались люди как из списков тех, кто "пойдет точно" и тех, кто "возможно".

Митинг-24 – это уже более разветвленная сеть групп, встреч и страниц, ряд из которых просто переименовался после митингов 10 декабря.

Подготовку к выходу на проспект Сахарова, главным образом, сейчас освещают группы: "Мы были на Болотной. Мы будем на Сахарова" (соцсеть "ВКонтакте", более 21 800 участников), другая аналогичная группа, переименованная после акции 10 декабря – еще 21 с лишним подписчиков, "24 декабря на САХАРОВА. Две недели спустя" (ВК, 10555 записавшихся), "Мы были на Болотной площади и придем еще" (Facebook, более 8 тысяч человек) и, наконец, главная группа в соцсети Facebook – "Митинг 24 декабря на проспекте Сахарова" – около 39 тысяч участников на момент написания текста. Остается активной и группа "соратников Белой Ленты".

Стоит отметить, что это довольно неполная подборка – многие группы, которые транслировали действия на Болотной площади, сменили "вывески" и продолжили агитировать за акцию на Сахарова. К тому же остаются группы-зеркала и малые группы-дублеры основных организационных ресурсов митинга.

Отдельный тренд – усиление локальности в работе подготовительных митинговых групп: после удачной акции протеста подготовка к повторному выходу на улицы пошла менее централизованно – появилось около 14 малых, профильных групп, каждая из которых выбрала себе тему (разработка агитматериалов, волонтеры, пресс-служба, сценическое оборудование, сбор подписей и т.д.). Все главные ответственные в этих группах – известные в узких кругах столичные политические активисты.

Концентрация протестов

По России во время акций 10 декабря заметные группы в социальных сетях присутствовали в 82 населенных пунктах, за рубежом – в 36-ти. К 24 декабря региональная составляющая акции существенно сократились: до 58 городов на территории страны и 13-ти – за границей. Особенно заметно не столько количественное снижение числа городов-участников акции, сколько непосредственно итоговая совокупная численность групп.

Всего главные организационные группы к митингу 10 декабря в Москве (в соцсетях Facebook и ВКонтакте) насчитывали около 60 тысяч человек. Региональные группы – 156 тысяч. Зарубежье – более 5 тысяч участников.

К 24 декабря ситуация радикально изменилась: московские группы сейчас насчитывают в совокупности больше 100 тыс участников, региональные – также около 100 тыс, зарубежные – менее 2 тыс виртуально записавшихся.

Таким образом, основной протестный ресурс новой акции недовольных тем, как прошли выборы в Госдуму, сосредоточится на Москве.

Результаты "местечковой" столичной акции на проспекте Сахарова и ее влияние на остальную часть страны еще предстоит в полной мере оценить политологам и социологам. Однако уже сейчас можно сказать, что сценарий зарождения нового политического настроения в России немного нарушил одну классическую коммуникационную теорию: идея недовольства сначала осела в массах.

Затем подключились старые и новые более или менее авторитетные персоны, которые начали адаптировать мысли и эмоции большинства к той повестке, которая им близка, и трансформировать в конкретные заявления и действия. Сейчас толпа идет за идеей, принципом и уже начинает – за появившимися новыми лидерами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена