Рейтинг@Mail.ru
Минобразования может остаться без ЕГЭ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минобразования может остаться без ЕГЭ

Читать ria.ru в
На заседании Комиссии при Президенте по совершенствованию ЕГЭ 20 июля предложено лишить Минобразования и Рособрнадзор функций контроля над ЕГЭ, передав их независимым центрам. Функции оценки качества образования планируется передать независимой госкорпорации.

Наталья Иванова-Гладильщикова – для РИА Новости.

На заседании Комиссии при Президенте по совершенствованию ЕГЭ 20 июля предложено лишить Минобразования и Рособрнадзор функций контроля над ЕГЭ, передав их независимым центрам. Функции оценки качества образования планируется передать независимой госкорпорации.

10 лет – впустую

Казалось бы, все хорошо: ЕГЭ наконец решили почти радикально реформировать. Но возникает вопрос: почему это происходит только сейчас?

Ведь законодательному введению ЕГЭ в 2009-м году предшествовал эксперимент длиною в 10 лет, когда, почти сразу были зафиксированы утечка информации, помощь учителей. В этом году скандалы вокруг ЕГЭ буквально взорвали общество: о нечестной сдаче этого экзамена говорили везде – от всех без исключения новостных телепрограмм до очередей в сберкассу. По словам зампреда Комиссии Общественной палаты по образованию Любови Духаниной, "ситуация, сложившаяся в этом году, при таком шквальном нарушении, показала, что существующую процедуру ЕГЭ назвать объективной, независимой очень сложно".

То, что за прошедшие десять лет количество нарушений увеличилось в геометрической прогрессии, вполне объяснимо: за эти годы было принято несколько решений, которые лишь подтолкнули всех – начиная от губернаторов, кончая учителями, к подтасовкам результатов ЕГЭ.

Губернаторов сегодня оценивают в том числе и по тому, сколько в их губернии "двоечников" по ЕГЭ (раньше учитывали и число "отличников"). И учитель тоже кровно заинтересован в том, чтобы его подопечные хорошо сдавали ЕГЭ: в связи с переходом на новую систему оплаты труда, стимулирующая часть его зарплаты теперь зависит и от того, как сдали экзамен его ученики.

Отсюда – и вопиющие нарушения: сверху донизу все закрывали глаза на списывание и учительско-репетиторскую поддержку выпускников. И глупо обвинять в безнравственности детей: им фактически разрешили списывать. В итоге школьники, которые честно учились и самостоятельно сдавали ЕГЭ, могут оказаться в худшем положении, чем те, кто списал. И в вузах места способных ребят займут ничего не знающие ловкачи. Такой у нас сегодня ЕГЭ.

Пункты приема экзаменов

Члены президентской комиссии предложили принять радикальное решение: лишить Минобразования и Рособрнадзор функций контроля над ЕГЭ, передав их независимым центрам оценивания.

По словам Любови Духаниной, есть два варианта: "один – постепенный, чтобы в пунктах приема экзамена организаторами выступали не педагоги, а люди из других сфер". И есть более кардинальное предложение создать Госкорпорацию качества образования. На заседании эту идею высказал ректор МГУ Виктор Садовничий. Говорили о создании сети аттестационных агентств, которые будут проверять ЕГЭ на некоммерческой основе. По мнению главы Комиссии по образованию Общественной Палаты и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, они могут отслеживать и другие направления – от аккредитации выпуска бакалавров до проверки качества эксплуатации судов. Главное, чтобы они были организационно независимы от деятельности министерства, которое оценивают.

Но для этого требуется время, поэтому ЕГЭ-2012 будет опять проводить Рособрнадзор. Впрочем, для смягчения ситуации с нарушениями будут приняты некоторые меры. Комиссия Общественной палаты РФ считает, что организаторы проведения ЕГЭ, нарушающие порядок его проведения, сегодня остаются безнаказанными, так как действующее законодательство не предусматривает достаточные и необходимые формы и виды юридической ответственности.

К следующему году будут сделаны еще две вещи: к сентябрю установят минимальный порог баллов по каждому предмету ЕГЭ (до сих пор это делалось после проведения каждого экзамена, что вело к искусственному занижению "тройки"). Будет отменен бумажный сертификат ЕГЭ (достаточно электронного). И еще: возможно, уже в 2012 году будут улажены проблемы с апелляциями. Многие выпускники их опасаются: балл может быть понижен. Отныне на понижение балла введут запрет и организуют апелляционную комиссию федерального уровня.

Пункты сдачи экзаменов

Эксперты говорят о том, что с введением ЕГЭ функции школы были девальвированы, они свелись лишь к натаскиванию к этим экзаменам. Дети занимаются в основном теми предметами, которые им нужны для сдачи ЕГЭ. То, что предложили на вчерашнем заседании Комиссии, поможет вернуть престиж среднего образования.

Еще на заре ЕГЭ говорили о необходимости двух его вариантов – базового и профильного. И вот спустя десять лет, об этом снова заговорили. Правда, разделить экзамен на базовый и профильный пока предлагается лишь по обязательным предметам. С одной стороны, это облегчит жизнь, например, гуманитариям, которым в дальнейшем не нужна будет математика. Они сдадут ее на базовом уровне. А с другой – позволит детям, которых интересует тот или иной предмет, заниматься им более углубленно. И, возможно, ускорит переход к профильной школе. В профильном варианте ЕГЭ, по словам Ярослава Кузьминова, не будет тестовой части – только полноценная письменная работа. В свою очередь, вузы решат, какого уровня абитуриенты им нужны.

А как бы вы сдали ЕГЭ?>>

Для поднятия престижа школы и большей объективности ЕГЭ члены комиссии предложили начать учитывать средний балл аттестата за последние пять классов школы. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил учитывать еще и так называемое портфолио (перечень достижений школьника) при поступлении в вуз. Причем, так, что если выпускник получил, например, 80 баллов на ЕГЭ по математике, а в портфолио сказано, что он побеждал на математических олимпиадах, ему можно добавить еще 10 баллов.

Проблемы следующего года

Из мер, предложенных комиссией Общественной Палаты, есть вещи, которые заработают не сразу. Так, в будущем году ЕГЭ все так же будет проводить Рособрнадзор, а не независимая корпорация. А значит, вполне могут повториться проблемы этого года.

Лишь к 1 марта 2012 года Минобрнауки предложено проработать возможность разделения ЕГЭ по обязательным предметам на два уровня сложности: базовый и профильный. А это значит, что переход на новую систему возможен отнюдь не в 2012 году. К тому же, непонятно, почему бы не распространить двухуровневый экзамен вообще на все предметы.

Лишь к 2013-2014 учебному году предполагается сформировать и единый федеральный банк контрольно-измерительных материалов. Сделать открытым банк заданий.

То есть, проблемы 2011 года могут повториться в 2012-м. И еще: как помочь тем детям, которые честно учились и честно сдавали ЕГЭ, но не пройдут в выбранный ими в вуз из-за тех, кто попал туда благодаря списыванию? Одни загремят в армию, у других рухнут надежды и изменится жизнь. Этот вопрос кажется неразрешимым. Может быть, он ускорит осуществление мер, предложенных Общественной палатой?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала