Родители зовут школу на дом

Сегодня в России есть четыре способа получить среднее образование, не посещая школу: экстернат, семейное образование, дистанционное образование и самообразование
Родители знают, что жизнь многих школьников сегодня безоблачной не назовешь: класс переполнен, далеко ездить, одноклассники дразнят, надолго заболел – отстал от программы… Тем не менее, предложение забрать ребенка из школы и учить дома – вызывает только усмешку.

Анна Курская, РИА Новости.

Родители знают, что жизнь многих школьников сегодня безоблачной не назовешь: класс переполнен, далеко ездить, одноклассники дразнят, надолго заболел – отстал от программы… Тем не менее, предложение забрать ребенка из школы и учить дома – вызывает только усмешку. Даже если мама ребенка не работает и имеет высшее образование, она опасается непредсказуемого результата домашнего обучения, сопутствующих ему трудностей и груза ответственности.

Но для многих семей вопрос об альтернативном образовании отнюдь не теоретический. Есть дети, которым в средней школе живется особенно трудно: одаренным и двоечникам, гиперактивным и посвятившим себя творчеству, часто болеющим. О детях-инвалидах и говорить не приходится: зачастую родителям приходится отдавать их в интернаты в надежде, что только там детей хоть чему-то научат.

Выходом во всех этих случаях могло бы стать обучение на дому, столь популярное в США и других странах Запада, и пока менее распространенное в России. Возможно, со временем так и будет, если новый закон "Об образовании" создаст для этого необходимые условия.

Доступная альтернатива

Сегодня в России есть четыре способа получить среднее образование, не посещая школу: экстернат, семейное образование, дистанционное образование и самообразование. Все вместе они называются "альтернативным образованием". Закон позволяет детям переходить от школьной к альтернативной схеме обучения и обратно в любом возрасте. Нужно только освоить программу средней школы и пройти вместе со всеми два уровня финальной аттестации – ГИА и ЕГЭ.

Семейные формы образования развиваются в России уже почти 20 лет. По мнению Ефима Рачевского, члена комиссии по развитию образования ОП РФ, существует интересная закономерность в периодах активности семейных форм образования. "Очень большой всплеск был в 1998 году после дефолта, когда значительное количество мам лишилось работы. Второй подъем семейного образования был совсем недавно – в 2008 году. Чем острее экономический кризис в стране, тем активнее семейное образование", — сообщил эксперт, выступая 17 апреля в Общественной палате на круглом столе, посвященном альтернативному образованию.

Школьники стараются учиться хорошо, но не всегда

По статистическим данным, в России на 2007 год (позднее исследования не проводились) около 23,5 тысяч детей обучались в форме экстерната и семейного образования. Это число пока совсем небольшое, если сравнить его с данными США, где в 2010 году дома обучалось 2 млн детей (около 3,8% детей школьного возраста).

По данным государственных и независимых исследований, академические успехи американских детей, обучающихся в семье, на 20-30% выше, чем у их сверстников, посещающих школы. Вопреки опасениям, "домашние" дети показывают устойчиво высокий уровень развития социальных навыков, низкий уровень поведенческих проблем, достигают хороших успехов во взрослой жизни. У нас пока соответствующей статистики нет – подобных исследований пока не было.

В школе хорошо, а дома лучше

Альтернативное образование имеет ряд достоинств: оно позволяет максимально гибко и с учетом особенностей и интересов ребенка строить образовательный процесс, подбирать последовательность изучения материала, управлять учебным временем.

 "Пятиклассник по возрасту может осваивать материал программы по русскому языку за 5 класс школы, по математике или алгебре – за 6-7 классы, по истории – одновременно за 5 и 6 класс. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году, например, при модульном методе обучения или при обучении с последовательным погружением в те или иные предметы", — рассказал Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета.

Сегодня "домашним школьникам" доступен широкий арсенал средств дистанционного обучения. Конечно, для этого необходимо наличие дома компьютера и интернета. Существуют целые школы, которые весь курс обучения проводят дистанционно. Их ученики нередко вообще живут в другом государстве и никогда не встречаются лично со своими учителями, общаясь с ними по скайпу и по переписке.

Модернизация на дому

Система альтернативного обучения может стать важной частью реформы образования, так как она делает то, что неповоротливая государственная машина делать не в состоянии, считает президент Тьюторской ассоциации, профессор Московского педагогического государственного университета Татьяна Ковалева.

"Любой чиновник скажет, что модернизация образования связана с достижением четырех важнейших результатов у каждой школы: академическими знаниями; интегративными знаниями; компетенциями; социально успешным опытом", — сообщила эксперт.

Возможность успеха "домашних школьников" по части академических знаний вызывает наибольшие споры у педагогов. Однако здесь существуют количественные критерии оценки – результаты ЕГЭ, обязательного для всех (участники дискуссии в ОП РФ, правда, не стали раскрывать успеваемость российских выпускников "домашних школ").

Но по трем остальным направлениям модернизации – интегративности знаний, компетенциям и социально успешному опыту – дети, обучающиеся в семье, получают заметное преимущество перед остальными, поскольку лучше всего эти навыки формируются при индивидуальном подходе, считает Татьяна Ковалева.

Проблемы альтернативного образования

Сегодня главная проблема семейного образования состоит в том, что оно недостаточно глубоко регламентировано законодательством. Многие школьные педагоги относятся к обучению на дому как ко "второсортному", "суррогатному", и этот подход косвенно воспроизводится и в нормативных актах.

"Подспудно школьное образование, с его текущим педагогическим контролем успеваемости, классно-урочным форматом, представляется в качестве единственной нормы. Создается ситуация избыточного контроля", — считает Павел Парфентьев, председатель Общественной организации "За права семьи".

Существует серьезная проблема финансового обеспечения семейного образования. Обучая ребенка дома, семья несет дополнительные затраты – и денежные, и временные.

"Представляется, что государство должно все формы получения общего образования поддерживать на равных, иное можно рассматривать как своего рода дискриминацию. Вопрос финансирования семейного образования отнесен сегодня на региональный и местный уровень. В итоге, лишь в отдельных регионах предусмотрена финансовая поддержка родителей, использующих семейное образование. В большинстве регионов они никакой поддержки не получают", — сообщил Павел Парфентьев.

Школа может стать платной, а Россия - безграмотной

До сих пор непонятно, за счет чего должна финансироваться деятельность школы по аттестации и (при необходимости) сопровождения ребенка, обучающегося в семье. На практике школы это решают вопреки закону, зачисляя такого ребенка в контингент школы, потому что не видят другого выхода.

Многие родители "домашних школьников" жалуются на необъективное отношение школы при прохождении промежуточной аттестаций, навязывание дополнительных платных услуг. Решением могло бы стать создание независимых аттестационных центров, по образцу США.

Российская Конституция гарантирует доступность образования. Но массовая школа пока редко способна обеспечить необходимые условия для полноценного обучения всем детям с особенностями здоровья или развития. Поэтому родители, которые принимают на себя груз ответственности, переводя детей на домашнее обучение, считают себя вправе получать поддержку от государства. И надеются, что новый закон об образовании создаст необходимые условия для этого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.