Рейтинг@Mail.ru
Идеи рождаются в Давосе и умирают на "двадцатке" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Идеи рождаются в Давосе и умирают на "двадцатке"

© REUTERS / Michael Buholzer Всемирный экономический форум в Давосе
Всемирный экономический форум в Давосе
Читать ria.ru в
Влюбленные в "теорию заговора" никогда не примут до конца идею, что мир управляется, в том числе, на ежегодных январских Всемирных экономических форумах в швейцарском городке Давос. Поскольку заговор должен быть тайным, а Давос, наоборот, очень хорошо освещается по всему миру.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Влюбленные в "теорию заговора" никогда не примут до конца идею, что мир управляется, в том числе, на ежегодных январских Всемирных экономических форумах в швейцарском городке Давос. Поскольку заговор должен быть тайным, а Давос, наоборот, очень хорошо освещается по всему миру. А вот считают ли сами участники этой, возможно, самой эффективной в мире "лаборатории мысли", что управляют во всепланетном масштабе? На эту тему в Давосе и вокруг него завязалась оживленная дискуссия, возможно - ключевая для нынешнего форума, в которой особенно ярко фигурировали серые штаны президента Франции Николя Саркози.

Реформировать не можем, так хотя бы поговорим

Штаны - это то, что не есть брюки, то есть лишено бескомпромиссно заглаженной "стрелки". Николя Саркози не единственный из мировых экономических и политических лидеров, пришедших на заседания форума в не совсем официальном наряде (что было замечено и ядовито прокомментировано). Смысл жеста понятен. В конце концов, Давос - это конференция, обмен мнениями в неформальной обстановке, где можно почти все.

Саркози в этом году еще предстоит оказаться примерно в той же компании, но уже точно в брюках. Франция сейчас председательствует в "группе двадцати", и еще в "группе восьми" одновременно. Поэтому понятно, что в Давосе Саркози оказался фигурой особого значения, выступал несколько раз и много чего сказал. Прежде всего на ключевую тему - кто управляет миром, кто способен уберечь его и от нового кризиса, и от последствий старого. Тема оказалась настолько сложной, что Саркози выступал куда мягче, чем от него ожидали, ломать и крушить не призывал.

Вот пример. Нам нужна реформа мировой финансовой системы, говорил он (и не в первый раз, это ключевая тема всех его главных выступлений на международную тему). Совершенно точно, за год - то есть за время французского председательства в "двадцатке" - мы ничего не реформируем, продолжал Саркози, но давайте хотя бы поговорим.

В еще одном выступлении он обозначил французские приоритеты председательства. Это "дискуссия" о том, в какой степени доллар должен оставаться мировой резервной валютой. "Дискуссия" внутри "двадцатки" по поводу курсов валют, чего, по словам Саркози, там никогда не происходило. И "выработка" - а это уже не "поговорить", а серьезно - кодекса поведения для потоков капитала, которые дестабилизируют новые рынки.

За этим кроется одна очень серьезная проблема. Давос существует уже 41 год как, пожалуй, ведущий в мире механизм по выработке мыслей насчет состояния мировой экономики. Это место, где рождаются мысли. А дальше существовали механизмы, с помощью которых мысли эти претворялись в реальную экономическую политику крупнейших держав мира. Так вот, после начала кризиса 2008 года таким механизмом вроде как стала "большая двадцатка", созданная тогда в пожарном порядке. А сегодня совершенно не факт, что "двадцатка" способна делать что-то хорошее с мыслями, которые рождаются в Давосе и не только там.

"Группа никого"

Самое короткое обозначение "двадцатки" на английском - это G20. Сейчас в обращение входит нечто иное, G0, или G-zero. То есть "группа ноль", или "группа никого". Собственно, главным политическим итогом нынешнего Давоса, видимо, и станет то, что на нем впервые так ясно было сказано: с "двадцаткой" что-то не то.

Для того, чтобы высказывать эти мысли, не обязательно в Давосе присутствовать. Дело в том, что две крупные газеты открыли особые "давосские" страницы, на которых с краткими комментариями выступают как люди, поехавшие на конференцию, так и оставшиеся дома. Речь о британской "Файнэншл таймс" и американской "Вашингтон пост". Вот там эти разговоры насчет "нуля" и ведутся. Хотя и на нескольких заседаниях в самой Швейцарии все грустные мысли были высказаны довольно ярко.

Примерно так: когда надо было срочно что-то сделать, внушить рынкам уверенность, остановить катастрофу, то в экономики начали вливать деньги, чтобы утопить в них кризис, а еще создали "двадцатку" для того, чтобы была видимость управления, а заодно - чтобы вливание денег не превратилось в соревнование "кто ниже уронит свою валюту". Но это было хорошо и полезно тогда. А сейчас "двадцатку" надо привести в работоспособное состояние.

Говорили о том, например, что 20 лидеров за столом - это слишком много, это неуправляемая ситуация. И о том, что у этих 20 людей разные экономические ценности и воззрения. А в частности, будущие лидеры мира - страны БРИКС (последняя буква формально возникла там буквально на днях, это ЮАР) хотят оставаться "растущими рынками", им в это роли уютно, а лидерами быть не хочется.

Кстати, перед началом Давоса считалось, что главным событием там станет усиленное присутствие тех самых "растущих рынков", которым есть что сказать. От Китая - 60 человек, от Индии - целых 130… И все это хорошо, но оттого, что китайцев и индийцев стало много, глобальное управление экономикой не стало лучше. Революционная возникает ситуация: новички из числа мировых лидеров лидировать пока не хотят, ну а ветераны - не могут.

И еще как не могут. Что касается бывшей "большой восьмерки", то с ней все откровенно плохо. Хорошо, что ей командует тот же Саркози, авось найдет бывшим лидерам применение, а так - год назад не исключалось даже формальное закрытие клуба.

А сейчас - героем Давоса, сразу после Саркози, стал британский премьер Дэвид Кэмерон, который рассказывал, как его страна будет сокращать расходы на запоминающуюся сумму - 111 миллиардов фунтов. Это не продуктовые карточки, как после Второй мировой, но тоже невесело. Что касается США, с их пятилетним эмбарго на увеличение бюджета, так они в Давосе и вообще были не очень заметны.

Не исключено, что к моменту заседания "двадцатки" в Каннах появятся - помимо давосских - новые идеи, которые оживят это мировое политбюро. Не зря же Саркози призывал коллег "дерзать и мечтать". Не исключено, что дерзания проявятся на скором заседании лидеров БРИКС еще в одном модном месте - на острове Хайнань (Китай). Но это пока только мечты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала