Спасите учителя! От бедности и учеников

День учителя-2010 (16)
© РИА Новости / Алексей НикольскийВ Международный день учителя не хочется говорить о бесчисленных проблемах российских педагоговВ Международный день учителя не хочется говорить о бесчисленных проблемах российских педагогов
5 октября, в Международный день учителя, а тем более в нынешний Год учителя, не хочется говорить о бесчисленных проблемах 3 млн российских педагогов, из которых свыше 1,2 млн - преподаватели в школе. Однако от невеселых истин никуда не уйдешь.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

5 октября, в Международный день учителя, а тем более в нынешний Год учителя, не хочется говорить о бесчисленных проблемах 3 млн российских педагогов, из которых свыше 1,2 млн - преподаватели в школе. Однако от невеселых истин никуда не уйдешь. И даже парадная сторона праздника - вручение хрустальных пеликанов финалистам конкурса «Учитель года» и особенно абсолютному победителю этого соревнования - не может затмить того боевика или триллера, в который превратилась сегодня работа учителя в школе.

Не только в России, конечно. Есть французский фильм Жан-Поля Лилиенфельда «Последний урок» с Изабель Аджани, в котором противостояние учительницы и неуправляемых школьников перерастает в кровавую трагедию. Есть лента американца Гаса Ван Сента «Слон» о расстреле школьниками одноклассников и учителей. Однако реальная жизнь американских школ и университетов дает этим картинам сто очков вперед. К примеру, с 1995 года по 2005 год в американских учебных заведениях произошло 18 кровавых развязок школьных конфликтов, в которых ученики расстреливали и своих однокашников, и преподавателей.

Правда, бывает и другое: в феврале этого года учитель в Ноксвилле (Теннесси) расстрелял свое начальство. Но чаще все-таки ученики охотятся на педагогов, выплескивая на них всю накопившуюся агрессию. На Западе школа стремительно превращается в территорию физических разборок. Британская Ассоциация преподавателей и лекторов приводит данные: в адрес каждого десятого учителя в классе поступали угрозы физической расправы. Педагогов толкали, лягали, били, бросали в них тяжелые предметы.

А вот новый метод борьбы школьников с учителями, не менее страшный в моральном плане. Ученики записывают на мобильные телефоны и прочие диктофоны все учительские разговоры и шантажируют своих преподавателей. Или публикуют в Интернете клевету на педагогов, ведя с ними настоящую информационную войну. Все эти технологии со временем могут докатиться и до России.

Уже сейчас один из популярных российских учительских анекдотов таков. Умер учитель и попал в ад. Спустя неделю приходит к нему Главный смотритель ада и говорит: «Извините, ошибочка вышла. Пожалуйте в рай». Учитель отвечает: «Мне и тут хорошо. После школы мне ад раем кажется».

В российских учительских форумах можно прочитать о самых разных способах ведения той интифады, которую ученики объявляют своим преподавателям. На тропу войны нынешние школьники выходят, к примеру, если получают несправедливую, с их точки зрения, оценку или слышат в свой адрес критику учителя. Недавно в школе, где работает моя знакомая, ученица, без устали болтавшая на уроке со своей соседкой, отказалась пересесть на другое место по требованию учителя. По мнению девочки, учительница нарушила ее «права человека» - сидеть там, где вздумается. Правда, в ответ строптивая школьница услышала, что ее собственные нарушения «прав человека» куда серьезней: мешая учебному процессу, она не дает одноклассникам реализовывать их права на получение бесплатного образования…

Жалобы в образовательные ведомства, скандалы и оскорбления со стороны родителей учеников, анонимки о мнимом насилии со стороны педагогов-мужчин - чего только не встречается в этой антиучительской кампании. Получается, что преподаватель зажат в угол. «Все, кому не лень, вытирают ноги об учителей! - пишет на форуме pedsovet.org мать одного из учеников. - Учительница поясняет нам, что мы можем придти к ней после уроков и обсудить правомерность поставленной ребенку оценки! Педагог теперь даже не имеет права самостоятельно оценивать знания своих учеников! Учителям хамят, а они в ответ отмалчиваются, дабы не оскорбить. Сегодня недалекие родители считают виноватыми во всем преподавателей, забывая об ответственности самих детей, а завтра подросшие дети-неучи вообще разучатся отвечать за свои поступки. Ими сможет манипулировать кто угодно».

Учителя перестали быть для многих школьников авторитетом. Современные чересчур прагматичные школьники стали воспринимать педагогов как обслуживающий персонал. Одна из преподавательниц на том же Интернет-сайте отмечает: «Кто урвет кусок побольше, тот в восприятии молодежи герой. А учитель, который сеет разумное, доброе, вечное, - неудачник».

Впрочем, и сами выпускники педвузов не горят желанием трудиться по специальности - на работу в школу идет только треть. По данным Министерства образования и науки, не хватает учителей по математике, физике и иностранному языку. И тех молодых педагогов, кто перепрофилируется, легко понять.

Учитель зачастую работает на полторы-две ставки, получая при этом только одну зарплату. В классе обычно не менее 25 человек (это официальная норма), а зачастую - больше, и работа с такой оравой - дело непростое. И вот, наконец, больной вопрос материального вознаграждения учителей, размер которого во многих регионах унизителен и плачевен. Если в Москве и Подмосковье средние зарплаты учителей - 30 тыс и 22,5 тыс соответственно, то в Ингушетии и Дагестане - всего 7 тысяч. Средняя учительская зарплата по стране - 12 тысяч. При этом о разного рода бонусах и серьезных социальных пакетах педагогам приходится только мечтать. Учителю остается подрабатывать с помощью кружков и частных уроков - или менять профессию.

Урок физики в сериале "Школа"

Сегодня фильмы «Доживем до понедельника» (1968) Станислава Ростоцкого, «Ключ без права передачи» Динары Асановой, «Розыгрыш» Владимира Меньшова (оба - 1976 год) и другие ленты, рассказывающие о честных и доверительных отношениях учеников и учителей и о подлинном школьном воспитании, воспринимаются как анахронизм. Актуальнее совсем другие сериалы - о школьной чернухе. Главные действующие лица этих сериалов - рано хлебнувшие взрослой жизни подростки, которые решают свои проблемы с помощью лжи и грубой силы. Рядом с такими школьниками их учителя выглядят неискушенными и мало что понимающими в человеческих отношениях.

Похоже, что современным ученикам больше подходит такой педагог, какого гениально сыграл в выпуске «Ералаша» Геннадий Хазанов. «Сорок чертей и одна зеленая муха» - так называется этот фильм об итальянской школе. Педагог завоевывает авторитет 40 хулиганистых учеников только когда превосходит их в умении стрелять из рогатки по мухе. «Боритесь с учениками их же методами. По-другому не получится», - советует преподавателям ученик на одном из школьных форумов. И это крайне тревожная тенденция, по сути, означающая перманентную войну между педагогом и его аудиторией.

Стоит ли говорить, что при такой интифаде знания мало усваиваются, и школа превращается из площадки социализации в школу выживания, в которой основы безопасности жизнедеятельности впору преподавать самим учителям. В такой ситуации нет победителей, одни проигравшие. И прежде всего - сами дети, которые, ощущая вседозволенность и проповедуя безответственность, теряют всякое представление о справедливости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
В 60-е мы называли учителей - "мучителей" (сейчас я им благодарен за то, что научили меня мыслить - учился до 52 лет), а сейчас, я согласен, необходимо защищать УЧИТЕЛЕЙ. Иметь нацию дебилов выгодно только власть имущим (неграмотные молчат, когда их внаглую грабят),недограмотные пензионеры радуются каждой подачке, "голосят" за подавших рупь. И их гораздо больше, чем тех же учителей с мизерной пенсией. Да и кто же НАУЧИТ во младенчестве? Ответ ясен из статьи
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена